Найти в Дзене

Никон сделали синема камеру. Nikon ZR: Z+RED.

Эта неделя богата на анонсы. Еще вчера Кэнон анонсировал новую видеокамеру и объектив (впрочем не только это). А сегодня свою cinema камеру представил Никон. Руморсы (слухи) по этой камере были самые разные. Кто-то говорил, что мол это будет кубик, кто-то постил фото какого-то непонятного кирпичика. В итоге форм-фактор новинки больше всего напоминает Sony ZV-E1. В целом по начинке ZR это тот же у Z6III, за исключением отсутствия механического затвора. Камера имеет угловатую конструкцию без электронного видоискателя и минималистичную рукоятку, что позволяет легко установить её на подвес, не беспокоясь о свободном пространстве. На задней панели расположен огромный 4-дюймовый поворотный дисплей с разрешением 3,07 млн ​​точек. И это, пожалуй, одно из основных отличий и достоинств новой камеры. Он имеет соотношение сторон 16:10, удобное для видеосъёмки, и разрешение 1280 x 800 пикселей. Пиковая яркость составляет 1000 нит (что не так уж много, нов целом не так уж плохо). Nikon заявляет, что

Эта неделя богата на анонсы. Еще вчера Кэнон анонсировал новую видеокамеру и объектив (впрочем не только это). А сегодня свою cinema камеру представил Никон.

Nikon ZR
Nikon ZR

Руморсы (слухи) по этой камере были самые разные. Кто-то говорил, что мол это будет кубик, кто-то постил фото какого-то непонятного кирпичика. В итоге форм-фактор новинки больше всего напоминает Sony ZV-E1.

Вид спереди
Вид спереди

В целом по начинке ZR это тот же у Z6III, за исключением отсутствия механического затвора. Камера имеет угловатую конструкцию без электронного видоискателя и минималистичную рукоятку, что позволяет легко установить её на подвес, не беспокоясь о свободном пространстве.

На задней панели расположен огромный 4-дюймовый поворотный дисплей с разрешением 3,07 млн ​​точек. И это, пожалуй, одно из основных отличий и достоинств новой камеры. Он имеет соотношение сторон 16:10, удобное для видеосъёмки, и разрешение 1280 x 800 пикселей. Пиковая яркость составляет 1000 нит (что не так уж много, нов целом не так уж плохо). Nikon заявляет, что поддерживает цветовой охват P3, что обеспечивает более точное представление о том, как будут выглядеть цвета при работе за пределами sRGB.

Вид на 4"  поворотный дисплей
Вид на 4" поворотный дисплей

На задней панели расположены джойстик и пара кнопок. Причем из-за большого дисплея он смещены в сторону правого края камеры и, похоже, будут не сильно удобны при работе. Есть еще четыре кнопки: одна на передней панели и три настраиваемые кнопки сверху. Здесь же сверху есть переключатель фото-видео, кнопка запуска записи с качелькой трансфокатора (для совместимых с power zoom объективов) и довольно смешная кнопка включения (с подсветкой, почти как на бытовых приборах). Короче в плане управления и кастомизации тут как-то не густо.

Вид на заднюю часть камеры
Вид на заднюю часть камеры
Вид сверху
Вид сверху
Кнопка включения камеры
Кнопка включения камеры

Производитель как одну из главных преимуществ камеры приводит наличие в ZR поддержку нового видеокодека Raw под названием R3D (а также форматы Nikon N-Raw и ProRes Raw). Хотя он не совсем идентичен формату Redcode Raw, используемому кинокамерами Red, он предназначен для совместного монтажа с ними и использует ту же логарифмическую кривую и цветовой охват. Это означает возможность использования таблиц преобразования (LUT), уже существующих для камер Red, что значительно упрощает совместный монтаж материалов с ZR и кинокамер Red. При съемке в формате R3D (NE) ZR может снимать в форматах 6K и DCI 4K с частотой до 60 кадров в секунду, а также в формате UHD 4K с частотой до 120 кадров в секунду (правда с кропом 1.5), и FHD до 240 к/с. Те же возможности доступны и для N-Raw. В целом, наверное это действительно неплохо, но снятый с R3D кодеком материал можно пока что обрабатывать только в фирменной программе. Всякие там Давинчи и Премьеры его не поддерживают.

R3D Raw также использует другой подход к усилению. Вместо того, чтобы применять его в камере в зависимости от вашего значения ISO, камера фиксирует его на низком (ISO 800) или высоком (ISO 6400) шаге усиления. При изменении значения ISO камера учитывает его как тег метаданных и корректирует экспозамер для достижения другого баланса светлых и тёмных участков, но при этом не меняет величину усиления, добавляемого к отснятому материалу. Этот подход аналогичен режиму Cine EI (индекс экспозиции), который Sony использует в своих камерах с упором на видео, и даёт больше контроля над яркостью видео (ISO) на этапе постобработки. В отличие от этого, N-Raw снимается с переменным усилением, как и режим фотосъёмки, поэтому вы не можете настроить его постфактум. Если вы еще не поняли сказанного выше, то можно просто сказать, что ZR имеет двойное ISO на 800 и 6400.

Помимо R3D (NE), ZR поддерживает два других формата RAW, которые могла снимать Z6III: собственный кодек Nikon N-Raw и ProRes Raw от Apple. Однако, как и в предыдущих моделях камер Nikon, широко распространенная опция ProRes Raw недоступна при самых высоких разрешениях и частотах кадров камеры.

Кстати ZR не поддерживает анаморфотную оптику. А вот стаб в камере есть. Правда несколько удивительно, но стабилизация на 7.5 ступеней (тогда как у Z6III - 8 ступеней).

Еще одним плюсом камеры маркетологи Никон выбрали запись звука с 32-битной плавающей запятой. Кстати говорят, что мол это первая у них камера с такой возможностью. Вы скажете, что и на других камерах Никон это возможно. Да, вы будете правы, но эту возможность добавили прошивками, а тут мол все изначально сделано. Вот такие молодцы маркетологи! Кстати для сопряжения с различными аксессуарами теперь у Никон ZR новый горячий башмак.

Ну а теперь о более серьезных вещах. Поскольку новинка использует начинку от Z6III, то очень многое перекочевало с нее. Например, скорость считывания сенсора в видео режиме около 9 с небольшим миллисекунд. Это кстати серьезный плюс, т.к. у Кэнон на С50 обычный сенсор и он более медленный: около 18 в 6К опен гейт и около 14 миллисекунд в большинстве остальных режимов. Но зная, эти параметры по Z6III - тут без сюрпризов. Примерно тоже самое можно сказать и про динамический диапазон. Правда хоть производитель и говорит о 15+ , но уже есть тесты ZR и там максимум что-то 13-14 ступеней (а в среднем и 10-12).

А теперь о несколько странных решениях в Nikon ZR. Во-первых несмотря на то, что камера имеет два слота для карт памяти, но один из них CFexpress Type B, а вот второй даже не SD, а micro SD. Причем micro SD - это UHS-I. Вдобавок ко всему все это располагается там же где и батарея (т.е. в нижней части камеры).

Отсек батареи и карт памяти в нижней части камеры
Отсек батареи и карт памяти в нижней части камеры

Второе странное решение - это micro HDMI. Вроде как у нас крутая видео камера, причем у прародителя Z6III с этм все в порядке, но нет.

Объяснить все это можно только тем, что в Никон очень хотели сделать максимально компактную камеру, поэтому и малое количество кнопок, и решения по картам памяти, и разъему HDMI можно объяснить только этим.

Разъемы Nikon ZR
Разъемы Nikon ZR

У меня сложилось впечатление, что Никон создали этакую макси экшен камеру. За счет небольших габаритов (133 x 80.5 x 48.7 мм) и веса 630 г. (это с АКБ и картой памяти) камеру можно крепить на шлем, на дрон или куда-либо еще.

Однако, не забудем, что снимать фото камера тоже умеет. Диапазон выдержек 1/16000 до 900 с. Скорострельность до 20 к/с в полнокадровом режиме (и до 120 к/с в кропе). Разумеется в RAW или JPEG/HEIF. То есть камеру можно использовать как гибридную.

К чему я клоню. Возможно как к кино (видео) камере к ZR есть определенные вопросы. Но вот если камеру позиционировать как блогерскую (правда название ZV уже занято Сони). Ну в конце-концов Кэнон презентовал свое семейство камер с названием *V. Похоже, что Никон сделал именно крутую блогерскую камеру. Смотрите: она компактная, с большим экраном, снимает и фото, и видео, минимальный эффект роллинг-шаттера (круче только у камер со стакед матрицей или глобальным затвором), хорошая матричная стабилизация. Главное еще и ценник в $2200. То есть как бы Nikon Z6III - $2700. Еще бы не впихивать сюда Редовский RAW и чуть снизить ценник - вообще мечта. Трудно понять: ошибка маркетологов (особенно с желанием подчеркнуть участие RED) с позиционированием или сознательное желание впихнуть новую камеру в невпихуемую для нее нишу? Что-то мне подсказывает, что народ все же разберется (несмотря на козни маркетологов Никон), цена подсядет и камеру будут брать, но именно, в основном, как блогерскую.

Что интересно но довольно много можно найти фото ZR в кинообвесах или со здоровыми кинообъективами. На мой взгляд, это сразу убивает ее преимущество в компактности.