Эта неделя богата на анонсы. Еще вчера Кэнон анонсировал новую видеокамеру и объектив (впрочем не только это). А сегодня свою cinema камеру представил Никон.
Руморсы (слухи) по этой камере были самые разные. Кто-то говорил, что мол это будет кубик, кто-то постил фото какого-то непонятного кирпичика. В итоге форм-фактор новинки больше всего напоминает Sony ZV-E1.
В целом по начинке ZR это тот же у Z6III, за исключением отсутствия механического затвора. Камера имеет угловатую конструкцию без электронного видоискателя и минималистичную рукоятку, что позволяет легко установить её на подвес, не беспокоясь о свободном пространстве.
На задней панели расположен огромный 4-дюймовый поворотный дисплей с разрешением 3,07 млн точек. И это, пожалуй, одно из основных отличий и достоинств новой камеры. Он имеет соотношение сторон 16:10, удобное для видеосъёмки, и разрешение 1280 x 800 пикселей. Пиковая яркость составляет 1000 нит (что не так уж много, нов целом не так уж плохо). Nikon заявляет, что поддерживает цветовой охват P3, что обеспечивает более точное представление о том, как будут выглядеть цвета при работе за пределами sRGB.
На задней панели расположены джойстик и пара кнопок. Причем из-за большого дисплея он смещены в сторону правого края камеры и, похоже, будут не сильно удобны при работе. Есть еще четыре кнопки: одна на передней панели и три настраиваемые кнопки сверху. Здесь же сверху есть переключатель фото-видео, кнопка запуска записи с качелькой трансфокатора (для совместимых с power zoom объективов) и довольно смешная кнопка включения (с подсветкой, почти как на бытовых приборах). Короче в плане управления и кастомизации тут как-то не густо.
Производитель как одну из главных преимуществ камеры приводит наличие в ZR поддержку нового видеокодека Raw под названием R3D (а также форматы Nikon N-Raw и ProRes Raw). Хотя он не совсем идентичен формату Redcode Raw, используемому кинокамерами Red, он предназначен для совместного монтажа с ними и использует ту же логарифмическую кривую и цветовой охват. Это означает возможность использования таблиц преобразования (LUT), уже существующих для камер Red, что значительно упрощает совместный монтаж материалов с ZR и кинокамер Red. При съемке в формате R3D (NE) ZR может снимать в форматах 6K и DCI 4K с частотой до 60 кадров в секунду, а также в формате UHD 4K с частотой до 120 кадров в секунду (правда с кропом 1.5), и FHD до 240 к/с. Те же возможности доступны и для N-Raw. В целом, наверное это действительно неплохо, но снятый с R3D кодеком материал можно пока что обрабатывать только в фирменной программе. Всякие там Давинчи и Премьеры его не поддерживают.
R3D Raw также использует другой подход к усилению. Вместо того, чтобы применять его в камере в зависимости от вашего значения ISO, камера фиксирует его на низком (ISO 800) или высоком (ISO 6400) шаге усиления. При изменении значения ISO камера учитывает его как тег метаданных и корректирует экспозамер для достижения другого баланса светлых и тёмных участков, но при этом не меняет величину усиления, добавляемого к отснятому материалу. Этот подход аналогичен режиму Cine EI (индекс экспозиции), который Sony использует в своих камерах с упором на видео, и даёт больше контроля над яркостью видео (ISO) на этапе постобработки. В отличие от этого, N-Raw снимается с переменным усилением, как и режим фотосъёмки, поэтому вы не можете настроить его постфактум. Если вы еще не поняли сказанного выше, то можно просто сказать, что ZR имеет двойное ISO на 800 и 6400.
Помимо R3D (NE), ZR поддерживает два других формата RAW, которые могла снимать Z6III: собственный кодек Nikon N-Raw и ProRes Raw от Apple. Однако, как и в предыдущих моделях камер Nikon, широко распространенная опция ProRes Raw недоступна при самых высоких разрешениях и частотах кадров камеры.
Кстати ZR не поддерживает анаморфотную оптику. А вот стаб в камере есть. Правда несколько удивительно, но стабилизация на 7.5 ступеней (тогда как у Z6III - 8 ступеней).
Еще одним плюсом камеры маркетологи Никон выбрали запись звука с 32-битной плавающей запятой. Кстати говорят, что мол это первая у них камера с такой возможностью. Вы скажете, что и на других камерах Никон это возможно. Да, вы будете правы, но эту возможность добавили прошивками, а тут мол все изначально сделано. Вот такие молодцы маркетологи! Кстати для сопряжения с различными аксессуарами теперь у Никон ZR новый горячий башмак.
Ну а теперь о более серьезных вещах. Поскольку новинка использует начинку от Z6III, то очень многое перекочевало с нее. Например, скорость считывания сенсора в видео режиме около 9 с небольшим миллисекунд. Это кстати серьезный плюс, т.к. у Кэнон на С50 обычный сенсор и он более медленный: около 18 в 6К опен гейт и около 14 миллисекунд в большинстве остальных режимов. Но зная, эти параметры по Z6III - тут без сюрпризов. Примерно тоже самое можно сказать и про динамический диапазон. Правда хоть производитель и говорит о 15+ , но уже есть тесты ZR и там максимум что-то 13-14 ступеней (а в среднем и 10-12).
А теперь о несколько странных решениях в Nikon ZR. Во-первых несмотря на то, что камера имеет два слота для карт памяти, но один из них CFexpress Type B, а вот второй даже не SD, а micro SD. Причем micro SD - это UHS-I. Вдобавок ко всему все это располагается там же где и батарея (т.е. в нижней части камеры).
Второе странное решение - это micro HDMI. Вроде как у нас крутая видео камера, причем у прародителя Z6III с этм все в порядке, но нет.
Объяснить все это можно только тем, что в Никон очень хотели сделать максимально компактную камеру, поэтому и малое количество кнопок, и решения по картам памяти, и разъему HDMI можно объяснить только этим.
У меня сложилось впечатление, что Никон создали этакую макси экшен камеру. За счет небольших габаритов (133 x 80.5 x 48.7 мм) и веса 630 г. (это с АКБ и картой памяти) камеру можно крепить на шлем, на дрон или куда-либо еще.
Однако, не забудем, что снимать фото камера тоже умеет. Диапазон выдержек 1/16000 до 900 с. Скорострельность до 20 к/с в полнокадровом режиме (и до 120 к/с в кропе). Разумеется в RAW или JPEG/HEIF. То есть камеру можно использовать как гибридную.
К чему я клоню. Возможно как к кино (видео) камере к ZR есть определенные вопросы. Но вот если камеру позиционировать как блогерскую (правда название ZV уже занято Сони). Ну в конце-концов Кэнон презентовал свое семейство камер с названием *V. Похоже, что Никон сделал именно крутую блогерскую камеру. Смотрите: она компактная, с большим экраном, снимает и фото, и видео, минимальный эффект роллинг-шаттера (круче только у камер со стакед матрицей или глобальным затвором), хорошая матричная стабилизация. Главное еще и ценник в $2200. То есть как бы Nikon Z6III - $2700. Еще бы не впихивать сюда Редовский RAW и чуть снизить ценник - вообще мечта. Трудно понять: ошибка маркетологов (особенно с желанием подчеркнуть участие RED) с позиционированием или сознательное желание впихнуть новую камеру в невпихуемую для нее нишу? Что-то мне подсказывает, что народ все же разберется (несмотря на козни маркетологов Никон), цена подсядет и камеру будут брать, но именно, в основном, как блогерскую.
Что интересно но довольно много можно найти фото ZR в кинообвесах или со здоровыми кинообъективами. На мой взгляд, это сразу убивает ее преимущество в компактности.