Владимир Константинов – сын портовых рабочих. Никого в семье не интересовал большой спорт. Но когда парень впервые встал на коньки на дворовом катке, стало ясно, что у него талант.
У Константинова чутьё к игре проявилось рано. Пётр Аникиев, тренер местной «Судоверфи», сразу приметил мальчишку. Ставил его и в защиту, и в нападение – универсальность всегда ценилась в советском спорте.
Билет в большую жизнь
1983 год стал переломным. Геннадий Цыганков из ЦСКА увидел Владимира в юношеских играх и понял, что этот парень может многое. Москва, школа олимпийского резерва, совершенно другой мир. Представляете, каково пареньку из Мурманска оказаться в столице, где каждый твой шаг на льду оценивают требовательные тренеры?
Но Константинов не растерялся. К 1985 году он уже играл за молодёжную сборную на чемпионате мира среди двадцатилетних. Золото в Канаде – первая серьёзная победа. А через год, в 1986-м, дебютировал на взрослом чемпионате мира в Москве. Самый молодой в команде, но уже показывал характер настоящего бойца.
Следующие годы только укрепили его позиции. Золото чемпионатов мира 1989 и 1990 годов сделало Константинова одним из ведущих хоккеистов страны. Но времена менялись стремительно.
Побег, достойный голливудского триллера
К началу 1990-х советский спорт трещал по швам. Лучшие игроки один за другим уезжали в НХЛ. «Детройт Ред Уингз» давно присматривался к Константинову, но тот поначалу не хотел и слышать об отъезде. Лейтенант советской армии, к тому же.
Всё изменил пример Сергея Фёдорова. Когда ЦСКА приехал на турне в Америку, Владимир своими глазами увидел, как живёт его бывший одноклубник. Разница была колоссальной.
То, что произошло дальше, до сих пор кажется невероятным. Спортивный журналист Валерий Матвеев, получивший деньги от «Детройта», организовал операцию прикрытия. Константинова поместили в больницу, где врачи «обнаружили» редкое неизлечимое заболевание. Жена Ирина обратилась к руководству ЦСКА с просьбой разрешить выезд на лечение.
Виктор Тихонов чуял подвох. Требовал дополнительное обследование в Союзе. Но и там медики, получив американские доллары, подтвердили диагноз. Когда же стало известно о приказе изъять паспорт в Шереметьево, Матвеев организовал обходной маршрут через Будапешт. Поезд до венгерской столицы, затем частный самолёт Майка Илича – так закончилась советская карьера будущей звезды НХЛ.
«Владинатор» покоряет Америку
В НХЛ Константинов стал легендой совсем по другим причинам. Прозвища «Vladinator» и «Vlad the Impaler» говорили сами за себя. Этот русский защитник умел усложнять жизнь ведущих нападающих соперника.
Сезон 1995/96 стал особенным. Скотти Боумэн собрал русскую пятёрку: Фетисов – Константинов в защите, Козлов – Ларионов – Фёдоров в атаке. Результат превзошёл все ожидания. Константинов показал +60 по показателю полезности – цифру, которой не достигал никто со времён великого Гретцки.
А потом был 1997 год. «Детройт» впервые за 42 года выиграл Кубок Стэнли. Константинов играл великолепно, особенно запомнилась серия против Петера Форсберга – шведская звезда смогла набрать всего одно очко благодаря плотной опеке русского защитника.
Одна ночь, которая изменила всё
13 июня 1997 года. Половина десятого вечера. Лимузин с Константиновым, Фетисовым и массажистом команды Сергеем Мнацакановым возвращался с командного празднования. Произошло необратимое.
Фетисов отделался ушибами и вскоре вернулся на лёд. Константинов и Мнацаканов очень долго восстанавливались. Для Владимира это происшествие стало финальной точкой в карьере.
Где сейчас Владимир
Константинов остался прикованным к креслу. Травмы серьёзно нарушили речь и память. В 30 лет карьера одного из лучших защитников планеты закончилась навсегда.
Но в 1998 году произошло то, что растрогало весь хоккейный мир. «Детройт» снова выиграл Кубок Стэнли, и капитан Стив Айзерман передал трофей Константинову. Владимир в кресле совершил круг почёта под овации всего стадиона. Его имя выгравировали на кубке, нарушив все существующие правила.
Сегодня 16-й номер Константинова официально не выведен из обращения в «Детройте», но никто не решается его надеть. А табличка с именем русского защитника до сих пор висит в раздевалке команды.
Сейчас экс-хоккеист «Детройта» проживает в США под постоянным медицинским наблюдением, за ним ухаживает специально обученный персонал. Семья его так же проживает в Штатах. В 2024 году Владимир попробовал играть в хоккей на санях, после чего дал короткое интервью на русском языке, в котором немногословно высказался об опыте игры спустя 27 лет: Было здорово».
Тренер следж-хоккейной команды, за которую выступил Владимир, прокомментировал игру русского хоккеиста: «Можно сказать, что он не разучился играть в хоккей. Как только он вышел на лед, как только увидел шайбу, он отбил ее. Он бросал слева и справа, он делал обводку. Это у него сохранилось».
Владимир Константинов прошёл путь от мурманских дворов до вершин мирового хоккея. Его история – яркий пример того, как советский спорт воспитывал настоящих легенд. Но она же напоминает о том, как хрупка может быть человеческая судьба, и как одно мгновение способно разделить жизнь на «до» и «после».
С вами был Павел Журавлёв