Речевое творчество у детей и как его развивать
В рабочей программе детского сада есть подзадача кроме просто развития речи в целом: "Развитие речевого творчества". Обучение начинается с 2-х лет.
Речевое творчество — самостоятельная речевая деятельность детей, умение выстраивать фразы, мыслить и говорить связно и грамотно. Этому способствуют коммуникации дома и со сверстниками, знакомство с художественной литературой и устным народным творчеством, совместное придумывание со взрослым историй, рассказов, считалочек, песенок.
Детское речевое творчество включает:
👧словотворчество — сочинение собственных слов (босоноги, всехний, ползук). У каждого ребёнка есть свои словечки. Сюда же относится та самая книга Чуковского "От 2 до 5".
👧 сочинение сказок, историй — важно, что тут есть элементы сказки (волшебные предметы, сказочные герои, превращения, бывает похожий сюжет). В историях тоже могут быть элементы выдумки или юмора.
👧 творческие фантазии — когда, например, известную сказку малыш переиначивает: меняет что-то в главном герое или "переписывает" финал, додумывает предысторию, добавляет новых персонажей или события.
👧 словесную импровизацию — то же, что у взрослых. Когда ребёнок придумывает небольшую связную историю о каком-то событии, игрушке, предмете, где самостоятельно продумывает суть, речевые конструкции, подбирает слова, описания, действия и т.д.
Как это можно развивать?
🤎поощрять любые детские фантазии — не стоит одёргивать: "Опять какие-то глупости говоришь, перестань!" Лучше, наоборот, поддержать: "Надо же, как ты интересно придумал. А, может, у этого чудика была такая сверхспособность, такие глаза, зубы, шерсть?" В таких ситуациях лучше подыграть, это ещё больше раззадорит фантазию, воображение и позволит ребёнку рисовать картинки.
🤎больше читать и разговаривать — обсуждать всё, что угодно. От "Что приятного/необычного/интересного с тобой сегодня произошло?" до "А что было бы, если...?" Это не только сближает вас, показывает возможные сферы увлечений ребёнка, но и включает соображалку и речь.
🤎придумывать вместе истории — эти задачи так же активно реализуются в саду, но можно продолжить дома. Дети очень любят сочинять, особенно на заданную тему или по картинкам. Можно вывесить несколько фото/картинок и поочерёдно сочинять свои истории, или каждый из вас расскажет свою историю, которую можно после обсудить, объединить, приукрасить. Аналогично можно из обычной семейной прогулки сочинить целую сказку, дополнив её соответствующими моментами.
🤎использовать специальные упражнения, игры, ИОС, сценки с проигрыванием и обсуждением определённых ситуаций, с которыми может столкнуться ребёнок (поведение в театре; поход в поликлинику или библиотеку; как экологично отстаивать границы и т.д).
🤎создать дома литературный уголок, куда у ребёнка будет доступ и где будут книги по интересам и возрасту — даже рассматривание иллюстраций, вопросы, желание полистать, почитать определённую книгу/тему, оказывают своё позитивное действие.
🤎вместе учить песенки, потешки, отгадывать загадки, сочинять своё и обсуждать смысл с ребёнком.
#педагогические_заметки
#развитие_речи
#спикер_лайфхаки