Найти в Дзене

Белобородовская Гармоника

БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ГАРМОНИКА Белобородовская гармоника получила свое название по имени ее создателя Николая Ивановича Белобородова (1828-1912). Он был мелким купцом, который с детских лет увлекся гармоникой. Сначала научился играть на тульской однорядной диатонической гармонике, а потом увлекся идеей создать оркестр из гармонистов-любителей. Для осуществления этой идеи нужны были гармоники с полным хроматическим звукорядом, и он решил усовершенствовать конструкцию тульской гармоники добавив второй ряд клавиш с недостающими полутонами. Клавиатура обрела новые формы, заимствованные у органной (фортепианной) клавиатуры: первый ряд состоял из квадратных лопаточек, второй – из продолговатых черных клавиш. Но их группировка были иной, чем на фортепиано: после каждой белой клавиши шла черная (каждая клавиша играла два звука при смене движения меха). В 1875 году Н.И. Белобородов заказал изготовить гармонику такой новой конструкции известному Тульскому мастеру Леониду Алексеевичу Чулкову. Первая

БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ГАРМОНИКА

Белобородовская гармоника получила свое название по имени ее создателя Николая Ивановича Белобородова (1828-1912). Он был мелким купцом, который с детских лет увлекся гармоникой. Сначала научился играть на тульской однорядной диатонической гармонике, а потом увлекся идеей создать оркестр из гармонистов-любителей. Для осуществления этой идеи нужны были гармоники с полным хроматическим звукорядом, и он решил усовершенствовать конструкцию тульской гармоники добавив второй ряд клавиш с недостающими полутонами. Клавиатура обрела новые формы, заимствованные у органной (фортепианной) клавиатуры: первый ряд состоял из квадратных лопаточек, второй – из продолговатых черных клавиш. Но их группировка были иной, чем на фортепиано: после каждой белой клавиши шла черная (каждая клавиша играла два звука при смене движения меха).

В 1875 году Н.И. Белобородов заказал изготовить гармонику такой новой конструкции известному Тульскому мастеру Леониду Алексеевичу Чулкову. Первая Белобородовская гармоника была изготовлена им в 1878 году затем последовали и другие. Это была принципиально новая модель в которой мастер не только конструкторские новшества предложенные Белобородовым, но и создал приспособления для смягчение и облагораживания звука. Новая модель отличалась высочайшим качеством всех узлов и деталей от наклепки голосов до облицовки корпуса. Она обладала нежным, певучим звуком и давала большие возможности исполнителю, так как обладала хроматическим звукорядом, позволявшим значительно разнообразить исполняемый на ней репертуар. Когда был изготовлены первые три инструмента, Белобородов создал семейное трио, в котором кроме него участвовали две дочери Софья и Мария. На высоком художественном уровне с большим успехом у публики это трио исполняло модные в те времена вальсы, марши, народные песни. Успех вдохновил Белобородова на мысль о создании оркестра. Однако для того, чтобы оркестр звучал красиво необходимы были гармоники различных оркестровых тембров и диапазонов от пикколо до контрабаса. Такие оркестровые гармоники были заказаны не только Л.А. Чулкову, но и в мастерских В.И. Баранова и А.И. Потапова. Одной из особенностей этих гармоник помимо тембрового разнообразия было то, что играли на них только правой рукой – левая клавиатура у них отсутствовала. Но для создания оркестра одних инструментов не достаточно – нужны люди, которые бы освоили новые модели. Все гармонисты того времени играли на тульских гармониках по слуху. Сам Белобородов стал прилежно учится у знакомого капельмейстера нотной грамоте, а для желающих играть в оркестре пришлось организовать кружок по изучению основ теории музыки. Концертмейстером оркестра стал В.П. Хегстрем – образованный бухгалтер, знавший нотную грамоту. Он писал партитуры для оркестра на восемь партий, рассчитанные на состав 10-12 человек.

-2

В конце 1880-х годов «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках» начал регулярные репетиции. С начала 1890-х годов оркестр Белобородова становится слаженным коллективом, в репертуаре которого были вальсы, марши, польки, кадрили, галопы, народные песни, а со временем и крупные салонные произведения ( Э. Вальдтейфель – вальс «Полярная звезда», Ф. Герольд увертюра – «Цампа»)

-3

Летом 1893 годы произошла знаменательная встреча у железнодорожной станции Козловки (ныне станция Ясная Поляна) Л.Н. Толстого с оркестром Белобородова. Увидев оркестрантов со столь необычными гармониками, Лев Николаевич выразил желание их послушать. После импровизированного концерта он задал участникам ряд вопросов и остался вполне удовлетворен ответами оркестрантов-гармонистов.

В 1897 году состоялись публичные выступления оркестра гармоник в Туле и Калуге, что было отмечено в прессе. Оркестр просуществовал до 1902 года.

Для гармоник системы Белобородова были нгаписаны учебные пособия: Телетов И.Б. «Новоизобретенное руководство к игре на двухрядной хроматической гармонике со всеми полутонами, составил по собственной методе И. Телетов.» М., 1883, Белобородов Н.И. и Иванова И.С. Самоучитель. «Полная, вновь усовершенствованная весьма понятная практическая школа для хроматической гармоник». Изд А.Е. Кулакова СПб, 1893г.

В 1960-е годы часто можно было слышать и даже прочитать на мемориальной доске , что «Белобородов изобрел первую в мире хроматическую гармонику». К сожалению это не так - за долго до него (еще в 1850-е годы) гармоники с хроматическим строем изготавливали М. Бюссон во Франции, А. Рейснер и Г. Банд в Германии, Ч. Уитстон в Англии). Однако именно Белобородов создал первый в мире оркестр гармоник. Впервые это опубликовал А. Мирек в статье в международном журнале «Accordeon-Musik” № 5 Janvie? 1965, р.2, затем в своей работе «Из истории аккордеона и баяна» М. 1967. Впоследствии этот факт получил международное признание и первенство России в этом вопросе подтвердили все крупные мировые музыкальные историки.

Ссегодня сохранились две гармоники Бнлобородова – одна находится в тульском Краеведческом музее, вторая, найденная А. Миреком хранится в музее в Санкт-петербурге. Обширный фотографический и документальный материал выставлен в экспозиции «Музея русской гармоники А.Мирека» в Москве.