Найти в Дзене
PETERBURG2

Автокредиты в Петербурге: почему банки и дилеры фиксируют спад

В Северной столице зафиксировано резкое падение выдачи автокредитов. Динамика оказалась хуже, чем на рынке новых машин. Эксперты отмечают влияние сразу нескольких факторов.

В 2025 году в Санкт-Петербурге отмечено значительное сокращение объема автокредитования. За первые семь месяцев текущего года жители города оформили 30,9 тысячи кредитов на покупку автомобилей, что в денежном выражении составило 46,2 миллиарда рублей. Эти показатели существенно уступают прошлогодним результатам, когда за аналогичный период было выдано 48,3 тысячи займов на сумму 83,5 миллиарда рублей. Таким образом, снижение затронуло как количество, так и общую стоимость выданных кредитов.

Если рассматривать июльские данные, то средний размер займа уменьшился с 1,7 до 1,6 миллиона рублей, а срок кредитования сократился с 68 до 62 месяцев. При этом средневзвешенная полная стоимость кредита снизилась с 19,32% до 15,82%. Интересно, что доля кредитов на новые автомобили выросла: если год назад на них приходилась треть всех займов, то теперь — уже более половины. Средний чек на новые и подержанные машины практически сравнялся, однако стоимость кредита для новых авто заметно ниже — 11,94% против 27,17% для машин с пробегом.

По информации Объединенного кредитного бюро, с начала года полная стоимость автокредитов в Петербурге постепенно снижалась: с 43,8% в январе до 15,5% в августе. Исключением стал май, когда был зафиксирован небольшой рост. Эксперты связывают это с программами субсидирования ставок автопроизводителями и снижением ключевой ставки Центробанка. Банки, в свою очередь, подбирают более выгодные условия для клиентов.

Сокращение объемов автокредитования напрямую связано с падением продаж автомобилей. Как пишет «Деловой Петербург», за восемь месяцев в городе реализовано 45,8 тысячи новых легковых машин — это на 23,6% меньше, чем годом ранее. Автодилеры отмечают, что на ситуацию повлияли высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам и изменение условий кредитования. В результате доля автомобилей, купленных с привлечением кредитных средств, снизилась, а рынок демонстрирует негативную динамику.

В то же время некоторые банки, например, «Сбер», зафиксировали рост выдачи автокредитов: за семь месяцев объем выданных средств увеличился почти втрое и превысил 8,5 миллиарда рублей. В автосалонах отмечают, что около 60% автомобилей приобретаются с помощью кредитов, и эта доля немного выросла по сравнению с прошлым годом. Причиной называют снижение процентных ставок и расширение программ от банков-партнеров автопроизводителей, особенно китайских брендов.

Однако, по оценкам дилеров, в сегменте новых автомобилей доля кредитных сделок составляет 78–80%, а на рынке подержанных машин — 46–48%. Это на 5–7% ниже прошлогодних показателей. Влияние на рынок оказывают и программы субсидирования, и колебания ключевой ставки. В частности, по новым автомобилям средняя ставка в июле 2025 года составила 9,9%, что заметно ниже прошлогоднего уровня. Для машин с пробегом ставка, напротив, выросла до 26,3%.

В ближайшее время ожидается очередное заседание Центробанка по ключевой ставке. Участники рынка расходятся в прогнозах: одни ждут дальнейшего снижения, другие — сохранения текущего уровня из-за роста инфляции. Эксперты считают, что дальнейшая динамика автокредитования будет зависеть от баланса между поддержкой экономики и финансовой стабильностью.

Читайте на Peterburg2