Найти в Дзене

Царское Село. Прогулки по Екатерининскому парку. Часть №5. Гранитная терраса

История Гранитной террасы в Царском Селе – это повествование, переплетающее в себе эпохи, стили и амбиции императорской России. Это место, которое помнит головокружительные зимние забавы, новаторские механические аттракционы, величественную, но быстро исчезнувшую колоннаду и, наконец, обрело свой нынешний облик в граните, став неотъемлемой частью пейзажа Екатерининского парка. Чтобы по-настоящему оценить значимость Гранитной террасы, необходимо перенестись в XVIII век, когда на ее месте располагалась Катальная гора. Это было не простое возвышение, а настоящий центр притяжения для царскосельской знати. Представьте себе картину: зима, искрящийся снег, и по крутым склонам Катальной горы стремительно мчатся нарядные сани, расписанные золотом и украшенные бубенцами. Веселые катальщики, одетые в дорогие меха и бархат, с восторженными криками неслись вниз, наслаждаясь скоростью и зимней сказкой. Катальная гора была не только местом для катания на санях. В летние месяцы здесь устраивались не

История Гранитной террасы в Царском Селе – это повествование, переплетающее в себе эпохи, стили и амбиции императорской России. Это место, которое помнит головокружительные зимние забавы, новаторские механические аттракционы, величественную, но быстро исчезнувшую колоннаду и, наконец, обрело свой нынешний облик в граните, став неотъемлемой частью пейзажа Екатерининского парка.

Рамповая аллея. Фото автора.
Рамповая аллея. Фото автора.

Чтобы по-настоящему оценить значимость Гранитной террасы, необходимо перенестись в XVIII век, когда на ее месте располагалась Катальная гора. Это было не простое возвышение, а настоящий центр притяжения для царскосельской знати. Представьте себе картину: зима, искрящийся снег, и по крутым склонам Катальной горы стремительно мчатся нарядные сани, расписанные золотом и украшенные бубенцами. Веселые катальщики, одетые в дорогие меха и бархат, с восторженными криками неслись вниз, наслаждаясь скоростью и зимней сказкой. Катальная гора была не только местом для катания на санях. В летние месяцы здесь устраивались не менее захватывающие аттракционы.

Рамповая аллея. Фото автора.
Рамповая аллея. Фото автора.
Рамповая аллея. Аполлон Бельведерский.  Фото автора.
Рамповая аллея. Аполлон Бельведерский. Фото автора.

Специально сконструированные механические коляски, движущиеся по металлическим рельсам, позволяли царедворцам и гостям совершать головокружительные спуски. Это было новаторское развлечение для своего времени, демонстрирующее инженерную мысль и тягу к развлечениям, характерные для эпохи Просвещения. Рельсы спускались до самого острова на Большом пруду, что делало аттракцион еще более впечатляющим. Гости могли наслаждаться не только скоростью, но и живописными видами, открывающимися с высоты Катальной горы. Однако, как и многие яркие эпизоды в истории, эпоха Катальной горы подошла к концу.

Смотровая площадка на Гранитной терраске. Фото автора.
Смотровая площадка на Гранитной терраске. Фото автора.

В конце XVIII века увеселительное сооружение было полностью разобрано. На освободившемся месте, по замыслу шотландского архитектора Чарльза Камерона, планировалось возвести нечто не менее грандиозное и величественное. Так появилась идея галереи, состоящей из 32 колонн, выполненных из пудостского камня. Пудостский камень, известный своей прочностью и красивым розоватым оттенком, должен был придать галерее благородный и элегантный вид. Галерея Камерона стала достойной заменой Катальной горе. Она служила местом для прогулок, встреч и наслаждения красотой окружающего пейзажа. С колоннады открывался прекрасный вид на Большой пруд и парк. Но и этому архитектурному ансамблю не суждено было просуществовать долго. С приходом к власти императора Павла I, известного своими радикальными взглядами и стремлением переделать многое на свой вкус, галерея была снесена. Материалы, из которых она была построена, были использованы для возведения Михайловского замка в Санкт-Петербурге и различных построек в Павловске. Таким образом, наследие Камерона было перенесено в другие архитектурные проекты, но само место на берегу Большого пруда снова опустело.

Фото автора.
Фото автора.

В начале XIX века было принято окончательное решение о создании Гранитной террасы. Проект был поручен талантливому архитектору Луиджи Руска, который предложил элегантное и лаконичное решение, идеально вписывающееся в окружающий ландшафт. Руска разработал проект в 1809 году, а уже в 1810 году Гранитная терраса была возведена одновременно с Большой гранитной пристанью. Это было частью единого архитектурного замысла, направленного на облагораживание береговой линии Большого пруда. Гранитной террасе была отведена роль парадного спуска к воде. Ее строгие линии и благородный гранит подчеркивали величие императорской резиденции. Терраса стала не только функциональным элементом парка, но и важным визуальным акцентом, притягивающим взгляды и создающим ощущение гармонии и завершенности. Она стала местом, где можно было остановиться, полюбоваться водной гладью пруда, отражающей небо и окружающую зелень, и почувствовать связь с историей этого удивительного места.

Венера Медицейская. Статуя изготовлена в мастерской Альберта Ивановича Гамбургера в 1853 году. Это точная гальванокопия античной статуи, выполненной Тимархом и Кефисодотом Младшим. Фото автора.
Венера Медицейская. Статуя изготовлена в мастерской Альберта Ивановича Гамбургера в 1853 году. Это точная гальванокопия античной статуи, выполненной Тимархом и Кефисодотом Младшим. Фото автора.

История Гранитной террасы – это отражение изменчивой судьбы Царского Села, его архитектурных трансформаций и вкусов императорской семьи. Это рассказ о том, как на одном и том же месте рождались и исчезали различные архитектурные замыслы, каждый из которых оставил свой след в истории этого уникального уголка России. Гранитная терраса, возведенная Луиджи Руска, стала достойным завершением этой истории, символом стабильности и красоты, которая радует глаз и сегодня. Она является неотъемлемой частью пейзажа Екатерининского парка, местом, где можно ощутить дыхание истории и насладиться великолепием русской архитектуры.

Фото автора.
Фото автора.

Представьте себе великолепную террасу, возвышающуюся над окружающим ландшафтом, словно древний акрополь. Поднимаясь по ступеням, вы сразу же оказываетесь в мире, где царит камень, а именно – величественный гранит. Этот материал, прочный и долговечный, как будто создан для того, чтобы противостоять времени и напоминать о величии прошлого. Взгляд невольно приковывают массивные дорические колонны, возвышающиеся без каких-либо оснований, словно вырастающие прямо из земли. Их строгие, геометрически четкие формы, вытесанные из серого гранита, поражают своей монументальностью и лаконичностью. Кажется, что они несут на себе не только крышу террасы, но и всю тяжесть истории. Их суровость и простота контрастируют с изяществом капителей, венчающих колонны.

Фото автора.
Фото автора.

Эти капители, выполненные из розового гранита, словно расцветают на фоне серого камня, привнося нотку нежности и тепла в общую атмосферу. Кажется, что они – последние отблески заката, застывшие в камне. Вместе колонны образуют мощный ряд, который словно оберегает этот архитектурный ансамбль от внешнего мира. Стены террасы, облицованные розовыми гранитными блоками, создают ощущение крепости и незыблемости. Гладкая поверхность камня, отполированная временем и ветрами, играет на солнце, создавая неповторимые оттенки и блики. В стенах искусно вырезаны изящные ниши с арочными обрамлениями из серого гранита. Эти ниши, словно окна в другой мир, придают стенам глубину и объем, а арочные своды смягчают строгие линии гранита, добавляя в облик террасы элементы элегантности и романтики.

Цветник перед Гранитной террасой. Фото автора.
Цветник перед Гранитной террасой. Фото автора.

По бокам террасы спускаются широкие лестницы, выполненные также из гранита. Уходящие с двух сторон вниз, к подножию террасы, они придают всей конструкции особое величие и торжественность. Кажется, что эти лестницы – порталы, связывающие мир земной и мир возвышенного, приглашающие посетителей прикоснуться к истории и искусству. Сама терраса, благодаря этим лестницам, становится не просто архитектурным сооружением, а настоящим произведением искусства. Однако облик Гранитной террасы не всегда был таким. Изначально, при создании террасы, для облицовки стен использовался известняк – материал более светлый и пористый, нежели гранит. Однако в конце XIX века, благодаря усилиям архитектора Сергея Августиновича Данини, известняк был заменен на гранит. Это решение оказалось судьбоносным для облика террасы. Гранит, с его благородной текстурой и прочностью, придал всему сооружению более монументальный и законченный вид. Благодаря Данини, терраса приобрела свой нынешний вид, воплощающий в себе мощь, величие и непреходящую красоту.

Фото автора.
Фото автора.

Гранитной террасе в парке, созданной в далеком прошлом, присущ особый шарм, сотканный из различных эпох и художественных стилей. Особое внимание привлекают скульптуры, украшающие это место. В 1850-х годах на постаментах балюстрады, ограждающей террасу, были установлены гальванопластические копии знаменитых античных скульптур, выполненные в Императорской Академии художеств. Да, они были изготовлены с использованием передовой для своего времени технологии – гальванопластики. Эта техника позволила с высокой точностью воспроизвести формы и детали, вдохновленные шедеврами античного искусства – древнегреческого и древнеримского. Эти скульптуры, словно живые, населяют пространство террасы, превращая её в настоящий музей под открытым небом.

Гранитная терраса. Вид с цветника. Фото автора.
Гранитная терраса. Вид с цветника. Фото автора.

Среди них выделяется грациозная "Венера Медицейская", воплощающая собой идеал женской красоты. Её изящные формы, плавные линии и утонченный облик пленяют взгляд и заставляют забыть о времени. Рядом с ней можно увидеть задумчивого "Фавна с козленком", запечатлевшего гармонию природы и человека. Его спокойный взгляд и умиротворенная поза словно приглашают к созерцанию и размышлениям. И, наконец, атлетичный "Апоксиомен", демонстрирующий совершенство мужского тела. Его мускулистое тело, запечатленное в динамичном движении, символизирует силу, энергию и стремление к победе. Эти скульптуры, выполненные с безупречным мастерством, не только украшают террасу, но и наполняют её духом античной культуры, напоминая о вечных ценностях красоты, гармонии и совершенства.

Цветник. Фото автора.
Цветник. Фото автора.

Глядя на эти скульптуры, невольно ощущаешь связь времен, словно переносишься в эпоху величия классической культуры. Расположение скульптур на постаментах Гранитной террасы и Большой гранитной пристани – не случайный элемент. Этот продуманный архитектурный прием призван подчеркнуть культурное значение этого места, его принадлежность к богатому наследию прошлого. Кажется, будто сами камни, из которых создана терраса, хранят в себе отголоски античных мифов и легенд. Однако Гранитная терраса – это не только дань уважения прошлому, но и прекрасный образец ландшафтного дизайна. Таким образом, Гранитная терраса представляет собой не просто архитектурное сооружение, а сложный и многогранный ансамбль, сочетающий в себе элементы различных эпох и стилей. Это место, где история переплетается с искусством, где камень говорит с человеком, где красота вдохновляет и возвышает.

Вид на парк с Гранитной террасы. Фото автора.
Вид на парк с Гранитной террасы. Фото автора.

В конце XIX – начале XX веков склоны, мягко спускающиеся к живописному пруду, преобразились благодаря стараниям садовников. Здесь были разбиты великолепные розовые сады, ставшие настоящим украшением парка. Каждый год высаживались сотни кустов роз самых разных сортов и оттенков. В период цветения воздух наполнялся их нежным и пьянящим ароматом, создавая атмосферу романтики и умиротворения. Посетители парка с удовольствием прогуливались по этим благоухающим аллеям, наслаждаясь красотой природы. В 1950-х годах облик Гранитной террасы претерпел еще одно значительное изменение. По проекту известного архитектора Тихона Богдановича Дубяго перед террасой был разбит роскошный декоративный партер.

Фото автора.
Фото автора.

Этот партер представлял собой тщательно спланированное пространство с изящными цветниками, поражающими своим разнообразием и буйством красок. Распускающиеся цветы всех цветов радуги гармонично контрастировали с монументальной и строгой красотой гранитных колонн террасы. Это сочетание разных по стилю элементов создавало поистине волшебную и незабываемую атмосферу. Яркие краски цветущих растений словно оживляли суровый гранит, наполняя это место жизнью и энергией. Гранитная терраса стала не просто местом для прогулок, а настоящим произведением искусства, где архитектура и природа слились воедино, создавая неповторимый образ.

Скульптура в центре цветника "Венера и Амур". Фото автора.
Скульптура в центре цветника "Венера и Амур". Фото автора.

Сегодня, когда мы поднимаемся по ступеням, ведущим на Гранитную террасу, нас охватывает чувство восхищения. Перед нами открывается захватывающий дух вид, живописная панорама, которая словно переносит нас во времена романтизма. Этот пейзаж, с его изящными садами и тенистыми аллеями, дышит историей и красотой. Можно представить себе, как дамы в пышных платьях и кавалеры в строгих костюмах прогуливались здесь, наслаждаясь свежим воздухом и прекрасными видами. Особенно в летние дни, когда с террасы доносятся звуки музыки, ощущение путешествия во времени становится еще более сильным.

Фото автора.
Фото автора.

Мелодии, льющиеся в воздухе, создают атмосферу ушедшей эпохи, когда здесь, на Гранитной террасе, вероятно, устраивались не только увеселительные мероприятия и балы, но и велись задушевные беседы, рождались гениальные идеи и возникало вдохновение, подталкивающее к творчеству. И как поэты и художники находили здесь музу, а политики и дипломаты обсуждали важные государственные дела. Однако, пожалуй, главной гордостью Гранитной террасы, несомненно, являются великолепные скульптуры, которые украшают ее балюстраду и прилегающую территорию. Эти произведения искусства, выполненные с большим мастерством и вниманием к деталям, поражают своей красотой и совершенством. Каждая статуя имеет свою историю, свой характер и свой неповторимый облик. Они словно живые, застывшие в меди, но полные грации и изящества.

Фото автора.
Фото автора.

Трагические события Великой Отечественной войны не обошли стороной и Гранитную террасу. В 1941 году, когда над страной нависла смертельная угроза, было принято решение снять эти ценные скульптуры с их мест и спрятать, чтобы защитить от разрушения и уничтожения. Это было непростое решение, но оно было необходимо для сохранения культурного наследия для будущих поколений. После долгожданной победы, когда мир вернулся на нашу землю, скульптуры вновь заняли свои почетные места на террасе. Они вернулись, чтобы вновь радовать посетителей своей красотой и совершенством, напоминая о славных страницах истории и о мужестве тех, кто защитил нашу страну от врага. И сегодня, глядя на эти произведения искусства, мы чувствуем гордость за нашу историю и восхищение талантом мастеров, создавших эти шедевры.

Скульптура "Император Нерва". Фото автора.
Скульптура "Император Нерва". Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.