Вот она, типичная русская проза – мрак и беспросветная тьма. Мир на грани тотальной депрессии, герои, у которых все всегда не слава Богу. И тебе, как читателю, тоже, мягко говоря, так себе. Но ты продолжаешь это дело читать. Читать, несмотря на вполне возможный риск самому впасть в околодепрессивное состояние. Почему? Потому что это действительно здорово и интересно написано. Страницы летят одна за другой как-то сами собой, незаметно. И вот ты уже полностью погружен в суть происходящего на страницах книги, а над головой медленно сгущаются грустные тучки...
Ну, довольно лирики! Перейдем лучше к сути.
Итак, «Общага-на-Крови» Алексея Иванова. В сущности, это дебютная работа автора. Но какая! Честно говоря, несмотря на всю депрессивность, книга мне очень понравилась. Да, она небольшая, но оторваться от нее было выше моих сил.
Итак, о чем?
Время и место действия – Россия, примерно 90-е годы. Город точно назвать нельзя, автор его не называет. Да и не важно это. Такая история могла произойти где угодно. И даже когда угодно. Поэтому, в целом, ни время, ни место значения в данном случае не имеют.
«Конкретно обозначить ситуацию на данный момент не представляется возможным. Информация нанесена на поверхность водоема известным сельскохозяйственным инструментом».
Студенческая общага. Просто обычная общага, в которой живут обычные студенты. Казалось бы, что тут такого? Может ли происходить хоть что-то интересное в самом обычном, ничем не примечательном студенческом общежитии? Как оказалось, может. Особенно, если присмотреться.
«Общага же: шел, зашел в гости на минуту, вышел пьяный, как шакал. Дело обычное».
Основное повествование в книге сосредоточено на небольшой группке друзей (насколько именно хороших, узнаем по ходу чтения): Ванька, Игорь, Леля, Неля и… просто первокурсник Отличник. Вот такая довольно странная и разношерстная компания. Хотя… Может, они и правда лучшие друзья?
Вообще, откровенно говоря, автор уже практически с самого начала дает понять, что эти ребята даже не приятели, а… Знакомые, которые пытаются как-то совместно выживать в общажном аду. Правда есть одно, но. Отличник. Наивный мальчик-идеалист, который вообще никак не вписывается в общую грязь и разврат общаги.
И вот что интересно: у всех героев (и главных, и второстепенных, и даже случайных эпизодических) есть свои собственные имена. У всех. Кроме одного. Отличника. Никто никогда не обращается к нему по имени. Только прозвище – Отличник. Забавно, правда? Как будто этот парень какой-то особенный. Будто и не заслуживает своего собственного имени. Или сознательно от него отрекся.
Последняя мысль, кстати, кажется мне наиболее интересной, учитывая, как по итогу повернулся финал произведения. В сущности, автор делает Отличника чуть ли не святым мучеником. Вроде как будто и есть из-за чего так считать, но, как говорится, есть нюансы. Настолько ли хороший Отличник, как его пытаются представить?
Вообще, объективно говоря, наш парень далеко не ангел. Просто на фоне всех прочих ребят (Ваньки, Игоря, Лели, Нели и многих других), ведущих откровенно аморальный образ жизни и не желающих как-либо из него выбираться (среда, понимаете, заела), Отличник действительно сильно выделяется. Он просто пытается быть хорошим. Пытается в меру своих сил и возможностей если и не помочь, то во всяком случае не навредить. И в этом была его главная ошибка.
«Друзья Отличника вскочили на ступень выше, чем прочие, и кинулись строить крепостные стены, чтобы никто не покусился на достигнутую ими высоту. Правда, высота эта, как выяснилось, не превышала высоту койки».
Если же говорить непосредственно про сюжет, то довольно скоро выяснится, что как такового его тут нет. Ну, вернее, как нет? Компанию друзей из пяти человек выселяют из студенческого общежития за многочисленные правонарушения. Причем о справедливости этого самого выселения еще можно поспорить. Можно, но, в сущности своей, совершенно бесполезно. Но жить-то им все равно где-то надо, верно? На носу сессия и просто так жилья где-то меньше, чем за сутки не найдешь. Вот и приходится нашим приятелям переходить на положение нелегальных жильцов общаги.
С этого момента для героев начинается натуральная борьба за выживание. На них открыта настоящая охота. И охота эта оказывается страшной. Ради того, чтобы просто остаться жить в общаге, ребятам придется сделать крайне непростой моральный выбор. Им придется предать самих себя. Потерять человеческий облик. Стать, как все. Стать зверем в звериной стае.
И такой путь выбирают все. Все, кроме Отличника. Все готовы поступиться своей моралью, продать себя. Продать ради… ну, выходит, что ради места в общаге. А куда деваться? В стае либо ты один из всех, либо ты никто. А сели ты никто, то ты не достоин быть в стае. Тебе нет в ней места. Как нет в ней места Отличнику.
Интересно, но после прочтения всей книги я поняла, что она, на самом-то деле, начиналась с конца. С самого начала автор показывает читателю финальную сцену повествования. Правда, становится это понятно только в конце. Мне почему-то стало от этого вот прямо не по себе. На первых трех страницах данное обстоятельство выглядело просто довольно мрачным. Я еще не была знакома с героями, и инцидент в туалете воспринимался просто как неприятный. Но как только дошла до конца… Знаете, здесь стоит каждому самому познакомиться с «Общагой-на-крови», чтобы понять эти эмоции. В конце вы уже совершенно точно знаете, кого нашли в туалете и почему этот кто-то так поступил. Но. Ответа на вопрос: а разве нельзя было как-то иначе, - все равно не получите. Или получите, но, очевидно, совсем не тот.
А вы знакомы с творчеством Алексея Иванова? Читали «Общагу-на-крови»? Делитесь в комментариях!