Тихая, порой совершенно незаметная для человеческого глаза жизнь всегда протекает в лесу по его незримым рекам времени. В час, когда летнее солнце отбеливает небо и спускает на землю зной или же в час, когда ледяная пурга сковывает снегом сосновые коридоры – лесное сердце продолжает биться. Я прихожу в гости к лесу, чтобы послушать тишину, поделиться чем-то личным, порой просто успокоить душу… и почти каждый раз в любое время года, в любой день и погоду, кто-то приветствует меня весёлым и задорным колокольчиком, и невольно на лице появляется улыбка. Это синицы приходят посмотреть - кто там пришёл в их дом? Для меня они ещё с детства стали синонимами радости. Эти вечно бодрствующие лесными обитатели по-настоящему умеют дарить оптимизм, и именно им я посвящу сегодняшний небольшой рассказ.
Думаю, мои читатели так или иначе знакомы с синицами. По крайней мере большака видели все. Это одна из самых популярных птиц нашей средней полосы: житель, как дремучего леса где-нибудь в Ярославской или Калужской области, так и обитатель небольшого сквера в центре Москвы. Очень люблю их компанию. В детстве для меня было чем-то особенным кормить их семечками с руки, ощущать на ладони прикосновение крошечных цепких лапок. Мой дед называл их в шутку «пеньпешками» из-за характерных позывок. А, собственно, само название «синица» и произошло от классического большаковского «си-синь-синь».
Синицы птицы яркие и красивые - прекрасные фотомодели, но о съемке я ещё скажу несколько слов чуть ниже. У каждого, вероятно, будет свой любимчик, но факт, что гренадёрка выглядит особенно невероятно – неоспорим. Всё благодаря хохолку в форме гренадёрской шапки. За этими синица приходится ездить в дальние, более дикие леса с наличием хвойных деревьев и хорошего подлеска. Семена сосны и ели гренадерки активно запасают на зиму, а вот большие синицы не умеют «закатывать банки» на трудное время, зато с удовольствием выслеживают и подчищают склады тех же гренадёрок.
Чёрная или угольная синица. Нам она известна, конечно, как москова. Кстати, изначально птица называлась мАсковка, от слова маска (что полностью соответствует её внешнему виду), но позже почему-то в наименовании «а» заменилась на «о». Что интересно в Москве эта синичка находится в городской Красной книге – вид очень редкий. Несколько занятных фактов: у московок поют и самцы и самки, вокальный репертуар этой синицы разнообразен и может насчитывать 11 независимых песен. Порой у кенароводов именно эта птица выступает учителем пения у канареек. И ещё – это самая маленькая синица наших лесов.
Буроголовая гаичка (пухляк) и Черноголовая гаичка – две очень и очень похожие друг на друга синицы. Я легко их отличаю по пению и позвывкам – они абсолютно разные, а вот визуально найти отличие не так просто. Пухляки – постоянные жители наших смешанных лесов. У моих родителей на даче живёт небольшая группа, которая с удовольствием трудится на "приусадебном" участке. Вообще говоря, синица может съесть более 300 гусениц в день - такой аппетит настоящий помощник садоводу. Даже в 14 веке Людовик Баварский учредил немалый штраф за вред синицам т.к. понимал их невероятную пользу.
Что касается черноголовых (ещё их называют болотными) синицами – поснимать мне удалось их лишь однажды во время зимнего путешествия в Белоруссию. Надеюсь, новые встречи ещё впереди!
Ополовники или длиннохвостые синицы – представители своего уникального одноименного рода. Птица, которая меньше остальных похожа на птицу. Именно ополовник занимает самые высокие места в сердцах людей, благодаря своей ангельской (в прямом смысле слова) внешности. Только визуально может показаться, что эта красавица крупнее других синиц, на самом деле нет – всё дело в длинном хвосте, а сама крошка весит 9 грамм. Это очень мало! Метаболизм синиц крайне высок, собственно, именно это и сказывается на большом аппетите, чтобы поддерживать жизненную энергию.
И завершает обзор ещё одна хорошо знакомая – лазоревка. В этом году именно ей было суждено стать одной из моих самых популярных моделей. Фотогеничность птицы просто запредельная, иногда меня спрашивают – с какой птицы лучше начинать? Моё мнение непоколебимо – лазоревка. На фотографии птица пьёт любимый кленовый сок в марте (обратите внимание на маленькие дырочки на коре от клюва), а вот с её ближними родственниками белой лазоревкой (князьком) и лазоревкой Плеске мне ещё предстоит познакомиться.
И несколько ослов о процессе съемки этих задорных и забавных птиц. Синицы в целом совершенно спокойно относятся к человеку – в первую очередь в местах, где их подкармливают зимой. Я не снимаю на кормушках – такие фотографии не эстетичны и хороши исключительно на самых первых этапах знакомства с искусством фотоохоты. А вот сделать импровизированный «ресторан» для птиц, используя подручные лесные средства: коряги, пни, палки-ветки в качестве присады – очень интересно. Птицы довольно быстро привыкают к новому «заведению» и активно начинают его посещать. Если всё пришлось по вкусу – сарафанное радио не заставит себя долго ждать и всё больше весёлых синичьих компаний станут гостями и завсегдатаями лесного кафе. Мимика синиц просто чудесна, она передаёт порой абсолютно человеческие эмоции.
Сегодня я предложил вашему вниманию небольшую «межсезонную» зарисовку. Все фотографии уникальны, ранее они не публиковались, хотя и принадлежат к уже знакомым читателям фотосессиям. Даст Бог, скоро я отправляюсь в новые путешествия и, надеюсь, получится вернуться с новыми кадрами. А дальше… много работы в том числе и над снимками.
Спасибо за поддержку и доброе внимание! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков