Найти в Дзене

Населенные пункты Боградского района. с. Усть-Ерба

До затопления Красноярского водохранилища старинное сибирское село Усть-Ерба стояло на высоком крутом берегу Енисейской протоки, в которую впадала небольшая речка Ерба, что и дало название селу. В центре его возвышалась белокаменная церковь, которую с её высоким куполом было видно за много километров. Две длинные улицы тянулись вдоль берега. Центр села был застроен добротными рублеными домами. Здесь жили крепкие, зажиточные мужики. На окраинах лепились ветхие бедняцкие избёнки со слепыми окошками. До Великой Октябрьской революции в селе была лавка крупного минусинского купца Хаирова и его же «винополька» - магазин, в котором торговали водкой. Под руководством попа работала церковно-приходская школа – три класса. В ней учились несколько ребятишек, имевших такую возможность. Большинство же детей не занимались, пасли скот, помогали родителям. Через село проходила телеграфная линия, связывавшая Минусинск с Красноярском. Здесь было почтовое отделение. Село возглавлял староста, жил урядник с

До затопления Красноярского водохранилища старинное сибирское село Усть-Ерба стояло на высоком крутом берегу Енисейской протоки, в которую впадала небольшая речка Ерба, что и дало название селу. В центре его возвышалась белокаменная церковь, которую с её высоким куполом было видно за много километров. Две длинные улицы тянулись вдоль берега. Центр села был застроен добротными рублеными домами. Здесь жили крепкие, зажиточные мужики. На окраинах лепились ветхие бедняцкие избёнки со слепыми окошками.

До Великой Октябрьской революции в селе была лавка крупного минусинского купца Хаирова и его же «винополька» - магазин, в котором торговали водкой. Под руководством попа работала церковно-приходская школа – три класса. В ней учились несколько ребятишек, имевших такую возможность. Большинство же детей не занимались, пасли скот, помогали родителям.

Через село проходила телеграфная линия, связывавшая Минусинск с Красноярском. Здесь было почтовое отделение. Село возглавлял староста, жил урядник со стражей. На краю села была пересыльная изба и каталажка для ссыльных, следующих по этапу к месту ссылки или в Минусинскую тюрьму.

Вокруг села на заимках выращивали скот и овец для купца Хаирова, делами которого управлял его приказчик Абельханов.

В 1917 году в Усть-Ербе проживало 883 человека, старожильческих хозяйств было 92, переселенческих – 47, приписных к обществу – 130.  Грамотных было 4-5 человек, о больнице и врачах разговоров не было. Людей лечили знахарки своими средствами.

С революцией начали создаваться новые органы власти. Избрали ревком, его председателем назначили недавно вернувшегося из армии крестьянина Степана Фёдоровича Ковригина, который через два года, после захвата власти в Сибири Колчаком, был зверски замучен и казнен белогвардейскими карателями. В 1919 году село было захвачено колчаковцами, а в ноябре-декабре этого же года партизанская армия Кравченко-Щетинкина по тонкому льду форсировала Енисей и выбила карателей из села. И начала снова, и уже навсегда, налаживаться мирная жизнь при новой Советской власти. Был организован сельский Совет – новый орган Советской власти. В него вошли активисты из бедняков и середняков, председателем избран бывший солдат Егор Николаевич Аёшин. Это было в 1920 году. А вскоре из солдат вернулись ещё двое сельчан-коммунистов, и была организована партячейка из трёх коммунистов, которая направила жизнь села по новому руслу. В помощь ей были созданы другие общественные организации, привлекались к общественной жизни широкие массы молодежи, крестьян, женщин.

В селе велась кипучая работа по организации новой жизни. Открыли народный дом, даже небольшую библиотеку, школу, курсы ликбеза, организовывались митинги, демонстрации, художественная самодеятельность, открыли детские ясли.

Кулаки стреляли из-за угла в комсомольцев, убивали их, кидали в них камнями, называли «сатанинским семенем», «антихристами». Но новое остановить было невозможно.

По-новому организовывалась жизнь села. В 1926-27 годах была организована коммуна, в которой объединили свои хозяйства наиболее сознательные крестьяне под руководством партийной и комсомольской организаций. Летом 1927 года всё село вышло встречать чудо-трактор «Фордзон», который дала коммуне Советская власть. В 1930 году был организован колхоз «Крестьянский интернационал», в него влилась коммуна. А через некоторое время он был разделён на два колхоза, так как село было большое, площади земли тоже большие. К 1935 году колхозы уже были крепкими хозяйствами. Крестьяне на себе почувствовали преимущества коллективного хозяйства.

Это было результатом большой работы партийной и комсомольской организаций, которые насчитывали к тому времени в своих рядах более 40 человек. Укрепились сельский Совет и общественные организации села. К тому времени было построено новое здание большой по тем временам школы-семилетки.

По состоянию на 1 января 1941 года в колхозе насчитывалось 146 дворов. Было две полеводческие бригады, четыре животноводческих, одна огородная. Колхоз имел четыре грузовых автомашины, семь сеялок свекловичных, 14 сенокосилок конных, столько же конных граблей, три сортировки и две веялки. Подсобными участками в колхозе были мельница, кузница и пимокатная мастерская.

С 1941 года началось резкое снижение населения в селе Усть-Ерба. В 1950 году три колхоза были объединены в один – «Путь к коммунизму», в него, кроме названных, вошёл и колхоз им. Кирова (д. Каскыр). В 1961 году село Усть-Ерба стало отделением № 4 Знаменского зерносовхоза.

В 1962-66 гг., в связи со строительством Красноярской ГЭС деревню перенесли на новое место, построили новые улицы, школу, магазин, детский комбинат, клуб. Запустили в эксплуатацию водопровод. Переселенцам выделили земельные участки, ограниченные размером в 6 соток, даже в ту пору это создавало серьезные проблемы для желающих заняться приусадебным хозяйством.

Информация подготовлена по материалам МБУК «Боградская централизованная библиотечная система»