Найти в Дзене
Музейный алкоголик

«Прохоровский треугольник» или сколько на самом деле потерял 2-й ТК СС в июле 43-го?

Сражение под Прохоровкой, которое долгое время представлялось советской историографией как разгром немецких танковых сил, с 1990-х годов подверглось серьезному переосмыслению. Оказалось, что официальная версия событий была существенно упрощена и мифологизирована. Реальная картина боёв, развернувшихся между частями 2-го танкового корпуса СС (при поддержке группы «Кемпф») и соединениями трёх советских армий (5-й гвардейской, 5-й гвардейской танковой и 69-й), оказалась значительно сложнее и драматичнее. Поэтому на самом деле, Прохоровское сражение это не однодневная лобовая атака 12 июля, а серия ожесточённых боёв за ключевой пункт снабжения с 10 по 16 июля 1943 года. Оценка потерь остается наиболее спорным вопросом. Официальные немецкие данные по операции «Цитадель» (5-23 июля) указывают на всего 33 безвозвратно потерянных танка во 2-м тк СС. Эта цифра выглядит крайне заниженной, особенно если учитывать, что к 13 июля в строю корпуса оставалось около 251 машины, то есть за два дня бое
Оглавление

Сражение под Прохоровкой, которое долгое время представлялось советской историографией как разгром немецких танковых сил, с 1990-х годов подверглось серьезному переосмыслению. Оказалось, что официальная версия событий была существенно упрощена и мифологизирована. Реальная картина боёв, развернувшихся между частями 2-го танкового корпуса СС (при поддержке группы «Кемпф») и соединениями трёх советских армий (5-й гвардейской, 5-й гвардейской танковой и 69-й), оказалась значительно сложнее и драматичнее.

Поэтому на самом деле, Прохоровское сражение это не однодневная лобовая атака 12 июля, а серия ожесточённых боёв за ключевой пункт снабжения с 10 по 16 июля 1943 года.

Потери сторон: вопрос интерпретации

Оценка потерь остается наиболее спорным вопросом.

  • С советской стороны классической долгое время считалась цифра в 300 потерянных 12 июля танков и САУ, озвученная командующим 5-й гв. ТА П. А. Ротмистровым. Современные исследования на основе архивных данных показывают, что безвозвратные потери 5-й гв. ТА за 12 июля составили около 130-150 единиц, а общие (с учётом подбитых и эвакуированных) были значительно выше. За весь период боёв под Прохоровкой потери советских танковых армий исчисляются сотнями машин.
  • С немецкой стороны картина ещё более сложна. На утро 11 июля во 2-м тк СС насчитывалось около 294 танков и САУ, включая тяжёлые «Тигры». Традиционно называемые потери корпуса за 12 июля — около 70-80 единиц (в основном средние танки Pz.IV) — сегодня многими историками считаются заниженными. Немецкая система учёта потерь часто списывала технику, подлежавшую длительному ремонту (фактически уничтоженную), задним числом, что искажает картину.
-2
-3

Официальные немецкие данные по операции «Цитадель» (5-23 июля) указывают на всего 33 безвозвратно потерянных танка во 2-м тк СС. Эта цифра выглядит крайне заниженной, особенно если учитывать, что к 13 июля в строю корпуса оставалось около 251 машины, то есть за два дня боев количество боеготовых танков сократилось на 43 единицы (часть из них была подбита, а часть — вышла из строя по техническим причинам).

Итог: почему «белые пятна» остаются?

Таким образом, Прохоровское сражение является ярким примером того, как история зачастую подменяется мифом. Если общий ход событий сегодня реконструирован достаточно детально, то точные цифры потерь остаются предметом споров. Каждая из сторон опиралась на свою систему подсчёта и имела свои причины преувеличивать или преуменьшать потери. Установить абсолютную истину сейчас практически невозможно, однако современная историография позволяет увидеть за пропагандистскими штампами грандиозную и трагическую битву, исход которой определялся не только количеством танков, но и мастерством экипажей, оперативным планированием и колоссальным напряжением сил обеих сторон.