Нам даже трудно представить, на какие ухищрения шли тогда отцы и деды.
Лысые или еще нормальные
Сегодня перед наступлением холодов мы думаем (и то, если вовремя вспоминаем) лишь о том, что надо бы поставить зимние шины и залить незамерзайку в бачок омывателя. Самые продвинутые или опытные жители северных регионов еще меняют масло в двигателе на менее вязкое.
Автомобильная жизнь 1960-1970-х и даже начала 1980-х была куда сложнее. Масло покупали «какое есть» и радовались, что достали. О том, что существуют зимние шины, рядовые советские автолюбители стали узнавать только в самом конце 1980-х. Тогда наладили выпуск отечественных шиповок под именем «Снежинка». До этого шины делили не на летние и зимние, а на «лысые» (сильно изношенные) и «еще нормальные».
Импортные зимние шины могли позволить себе только специальные государственные автобазы, обслуживающие советское партийное руководство и избранные (часто тоже из «специальных») автолюбители.
Так что всю зиму ездили на летних шинах. Впрочем, дороги даже в начале 1980-х были не сильно загружены. Большинство частников автомобили берегли и зимой ими не пользовались.
Безопасность обеспечивали и относительно низкие скорости, небольшая плотность движения и навыки тех, кто все-таки отваживался на зимнюю эксплуатацию. В автолюбительских кругах такие смельчаки вызывали заслуженное уважение.
Но для начала автомобиль предстояло завести. Это была целая наука!
Огонь, вода и грелка
Отапливаемый гараж – это хорошо. Но такая роскошь была далеко не у всех. Температура в обычном гараже была лишь чуть выше, чем на улице. А многие машины ночевали просто во дворах.
Непременной утренней операцией было заполнение системы охлаждения водой, нагретой дома на плите. Сначала отогревались сливные краники, их быстро заворачивали и заполняли систему (вот подробная инструкция из журнала 1958 года). Мотор при этом немного прогревался, но сколько сил и времени на это уходило!.. Очевидно, что такие водные процедуры не доставляли водителям удовольствия.
В 1970-х системы уже большинства машин были заполнены антифризом с фирменным советским названием Тосол. Главное, чтоб он не вытек через негерметичные соединения. Ведь Тосол был страшным дефицитом, поэтому иногда приходилось доливать воду. Желательно, дистиллированную. И, разумеется, немного.
Жигули (да и другие автомобили 1970-1980-х) заводились лучше, чем более ранние модели. Но только если карбюратор и зажигание идеально настроены, а мороз — не ниже -25 оС. А ведь даже в Москве бывало холоднее.
В гаражах под двигатель иногда ставили электрокалориферы. Некоторые грели картер паяльной лампой (вот еще несколько советов из прошлого, как пустить мотор). Но большинство автовладельцев (я в их числе!) такого экстремизма не приветствовали. Открытое пламя под машиной – это как-то тревожно!
На зарядку становись!
Первое условие уверенного пуска – нормальный аккумулятор. Но он (как и остальные запчасти) был огромным дефицитом. В морозную ночь аккумуляторы относили домой. Часто там и подзаряжали.
Сначала зарядные устройства были, как правило, самодельные. Потом появились в продаже приборы промышленного изготовления.
На случай, если аккумулятора все-таки не хватило, стартеру можно было помочь заводной ручкой. Только нужен напарник. Иногда ручкой просто прокручивали двигатель до пуска, чтобы немножко «разогнать» загустевшее масло. Но с начала 1980-х Жигулям ручки уже не полагались.
Опытные автомобилисты всегда возили в багажнике провода для аккумулятора. Редкий автолюбитель не дал бы в те годы «прикурить».
Еще один забытый (а некогда широко известный) прием – прокаливание и просто нагревание свечей. Эта процедура была неизбежной, если двигатель не заводился после многочисленных прокручиваний стартером. Просушить зимой залитые бензином свечи, просто подождав непродолжительное время — утопия.
Поэтому в ход шла та же паяльная лампа. Но лучше и быстрее это было сделать дома на газовой плите. В идеале свечи надо было доставить к машине горячими или хотя бы теплыми, как можно быстрей завернуть и включить стартер.
Завелась!
Двигатель немного прогрелся - в салон стало поступать тепло. Но опытный автолюбитель знал: если поездка предстоит короткая мотор как следует не прогреется и холодный аккумулятор не подзарядится.
Поэтому в «дожигулевскую» эру на решетке радиатора практически каждого автомобиля, ездящего зимой, стоял утеплитель: самодельный или покупной. Новые термостаты, которые от Жигулей заимствовали и Москвичи, прогрев двигателей заметно улучшили.
В особо холодные дни автолюбители всеми правдами и неправдами выбегали в середине дня с работы, чтобы прогреть уже подмерзший мотор. Лучше было, конечно, проехать на машине. Долгое тарахтение на холостых – вредный режим для двигателя. А газовать на месте даже тогда было неприлично.
Знавал тех, кто после работы специально удлинял поездку для лучшего прогрева мотора и подзарядки аккумулятора, вплоть до «круга почета» по Садовому кольцу. А вернувшись домой, некоторые прогревали двигатель еще и поздним вечером перед сном, а потом заботливо укутывали его старым ватным одеялом.
Долгие годы все эти операции считали нормой. Особенно для неновых автомобилей. Но все эти тяготы борьбы с природой и техникой с лихвой перекрывало ощущение радости и даже гордости. Ведь при случае можно было небрежно бросить: «А я езжу круглый год!»