Найти в Дзене
За рулем

С паяльной лампой и на лысой резине: как ездили зимой 50 лет назад

Оглавление

Нам даже трудно представить, на какие ухищрения шли тогда отцы и деды.

Лысые или еще нормальные

Сегодня перед наступлением холодов мы думаем (и то, если вовремя вспоминаем) лишь о том, что надо бы поставить зимние шины и залить незамерзайку в бачок омывателя. Самые продвинутые или опытные жители северных регионов еще меняют масло в двигателе на менее вязкое.

Автомобильная жизнь 1960-1970-х и даже начала 1980-х была куда сложнее. Масло покупали «какое есть» и радовались, что достали. О том, что существуют зимние шины, рядовые советские автолюбители стали узнавать только в самом конце 1980-х. Тогда наладили выпуск отечественных шиповок под именем «Снежинка». До этого шины делили не на летние и зимние, а на «лысые» (сильно изношенные) и «еще нормальные».

Импортные зимние шины могли позволить себе только специальные государственные автобазы, обслуживающие советское партийное руководство и избранные (часто тоже из «специальных») автолюбители.

Снег, лед... И никаких зимних шин!
Снег, лед... И никаких зимних шин!

Так что всю зиму ездили на летних шинах. Впрочем, дороги даже в начале 1980-х были не сильно загружены. Большинство частников автомобили берегли и зимой ими не пользовались.

Безопасность обеспечивали и относительно низкие скорости, небольшая плотность движения и навыки тех, кто все-таки отваживался на зимнюю эксплуатацию. В автолюбительских кругах такие смельчаки вызывали заслуженное уважение.

Но для начала автомобиль предстояло завести. Это была целая наука!

Служебная Волга на зимних шинах и с аккуратным утеплителем на решетке радиатора.
Служебная Волга на зимних шинах и с аккуратным утеплителем на решетке радиатора.

Огонь, вода и грелка

Отапливаемый гараж – это хорошо. Но такая роскошь была далеко не у всех. Температура в обычном гараже была лишь чуть выше, чем на улице. А многие машины ночевали просто во дворах.

Непременной утренней операцией было заполнение системы охлаждения водой, нагретой дома на плите. Сначала отогревались сливные краники, их быстро заворачивали и заполняли систему (вот подробная инструкция из журнала 1958 года). Мотор при этом немного прогревался, но сколько сил и времени на это уходило!.. Очевидно, что такие водные процедуры не доставляли водителям удовольствия.

В 1970-х системы уже большинства машин были заполнены антифризом с фирменным советским названием Тосол. Главное, чтоб он не вытек через негерметичные соединения. Ведь Тосол был страшным дефицитом, поэтому иногда приходилось доливать воду. Желательно, дистиллированную. И, разумеется, немного.

Долгие годы заправка системы охлаждения горячей водой была привычным занятием.
Долгие годы заправка системы охлаждения горячей водой была привычным занятием.

Жигули (да и другие автомобили 1970-1980-х) заводились лучше, чем более ранние модели. Но только если карбюратор и зажигание идеально настроены, а мороз — не ниже -25 оС. А ведь даже в Москве бывало холоднее.

В гаражах под двигатель иногда ставили электрокалориферы. Некоторые грели картер паяльной лампой (вот еще несколько советов из прошлого, как пустить мотор). Но большинство автовладельцев (я в их числе!) такого экстремизма не приветствовали. Открытое пламя под машиной – это как-то тревожно!

На зарядку становись!

Первое условие уверенного пуска – нормальный аккумулятор. Но он (как и остальные запчасти) был огромным дефицитом. В морозную ночь аккумуляторы относили домой. Часто там и подзаряжали.

Сначала зарядные устройства были, как правило, самодельные. Потом появились в продаже приборы промышленного изготовления.

На случай, если аккумулятора все-таки не хватило, стартеру можно было помочь заводной ручкой. Только нужен напарник. Иногда ручкой просто прокручивали двигатель до пуска, чтобы немножко «разогнать» загустевшее масло. Но с начала 1980-х Жигулям ручки уже не полагались.

Опытные автомобилисты всегда возили в багажнике провода для аккумулятора. Редкий автолюбитель не дал бы в те годы «прикурить».

Провернуть пару раз коленвал перед пуском совсем не вредно.
Провернуть пару раз коленвал перед пуском совсем не вредно.

Еще один забытый (а некогда широко известный) прием – прокаливание и просто нагревание свечей. Эта процедура была неизбежной, если двигатель не заводился после многочисленных прокручиваний стартером. Просушить зимой залитые бензином свечи, просто подождав непродолжительное время — утопия.

Поэтому в ход шла та же паяльная лампа. Но лучше и быстрее это было сделать дома на газовой плите. В идеале свечи надо было доставить к машине горячими или хотя бы теплыми, как можно быстрей завернуть и включить стартер.

Теплый и заряженный аккумулятор, принесенный из дома, давал больше шансов завестись в мороз.
Теплый и заряженный аккумулятор, принесенный из дома, давал больше шансов завестись в мороз.

Завелась!

Двигатель немного прогрелся - в салон стало поступать тепло. Но опытный автолюбитель знал: если поездка предстоит короткая мотор как следует не прогреется и холодный аккумулятор не подзарядится.

Поэтому в «дожигулевскую» эру на решетке радиатора практически каждого автомобиля, ездящего зимой, стоял утеплитель: самодельный или покупной. Новые термостаты, которые от Жигулей заимствовали и Москвичи, прогрев двигателей заметно улучшили.

В особо холодные дни автолюбители всеми правдами и неправдами выбегали в середине дня с работы, чтобы прогреть уже подмерзший мотор. Лучше было, конечно, проехать на машине. Долгое тарахтение на холостых – вредный режим для двигателя. А газовать на месте даже тогда было неприлично.

Смельчаки ездили зимой даже на довоенных машинах. BMW 321 c «домотканным» утеплителем радиатора (середина 1970-х).
Смельчаки ездили зимой даже на довоенных машинах. BMW 321 c «домотканным» утеплителем радиатора (середина 1970-х).

Знавал тех, кто после работы специально удлинял поездку для лучшего прогрева мотора и подзарядки аккумулятора, вплоть до «круга почета» по Садовому кольцу. А вернувшись домой, некоторые прогревали двигатель еще и поздним вечером перед сном, а потом заботливо укутывали его старым ватным одеялом.

Долгие годы все эти операции считали нормой. Особенно для неновых автомобилей. Но все эти тяготы борьбы с природой и техникой с лихвой перекрывало ощущение радости и даже гордости. Ведь при случае можно было небрежно бросить: «А я езжу круглый год!»