Найти в Дзене
🖤 Сибирская Язва 🤍

📚 Сюзанна О’Салливан "Всё в твоей голове" (книжный обзор).

Сюзанна О’Салливан – известный американский невролог, автор нескольких научно-популярных книг, продолжатель традиции клинических историй Оливера Сакса. Она специализируется на неврологии и клинической нейрофизиологии. Помимо научных публикаций в своей области, О'Салливан является автором отмеченных наградами научно-популярных книг, которые посвящены медицинским случаям, связанным с её специализацией в области неврологии. Сюзанна получила диплом врача в 1991 году, профессию невролога выбрала осознанно. По ее мнению, «эта работа была сродни детективной драме, когда приходится распутывать загадки нервной системы и выяснять, что именно в организме дало сбой». Первые шаги в неврологии она сделала в 1995 году и тогда даже не могла представить, как много у нее будет пациентов, чью болезнь порождает не тело, а разум. В рамках психосоматики исследуются физиологические симптомы, которые вызваны психологическими факторами. Эмоции зачастую приводят к серьезным нарушениям в организме, которые нель
«Почему-то сообщить человеку, что его болезнь вызвана нарушением психики, — все равно что унизить его, сказать, что он врет».
«Почему-то сообщить человеку, что его болезнь вызвана нарушением психики, — все равно что унизить его, сказать, что он врет».

Сюзанна ОСалливан – известный американский невролог, автор нескольких научно-популярных книг, продолжатель традиции клинических историй Оливера Сакса. Она специализируется на неврологии и клинической нейрофизиологии. Помимо научных публикаций в своей области, О'Салливан является автором отмеченных наградами научно-популярных книг, которые посвящены медицинским случаям, связанным с её специализацией в области неврологии.

Сюзанна получила диплом врача в 1991 году, профессию невролога выбрала осознанно. По ее мнению, «эта работа была сродни детективной драме, когда приходится распутывать загадки нервной системы и выяснять, что именно в организме дало сбой». Первые шаги в неврологии она сделала в 1995 году и тогда даже не могла представить, как много у нее будет пациентов, чью болезнь порождает не тело, а разум.

В рамках психосоматики исследуются физиологические симптомы, которые вызваны психологическими факторами. Эмоции зачастую приводят к серьезным нарушениям в организме, которые нельзя объяснить конкретной болезнью.

Если у пациента есть симптомы некоего заболевания, причину которого не выявляют никакие анализы и тесты, тогда мы говорим о психосоматических расстройствах. Это уникальное явление не подчиняется никаким правилам. Оно может поразить любую часть тела и проявиться самым непредсказуемым образом.

Как минимум треть пациентов обращается к врачу с жалобами, которые современная медицина объяснить не в силах. Конечно, далеко не всегда симптомы имеют психосоматическую основу. Многие люди страдают от болезней, которые не выявляются общими клиническими исследованиями. Однако среди тех, чью проблему диагностировать пока не удается, есть группа людей, которым поставить диагноз нельзя – потому что таких болезней не существует в принципе. Их симптомы, необъяснимые с медицинской точки зрения, возникли из-за психологических или поведенческих факторов.

Психосоматические расстройства – явление мирового масштаба, они не зависят ни от системы здравоохранения, ни от культуры. Они диагностируются так редко потому, что они трудно доказуемы для пациента. Психосоматические расстройства напрямую не связаны с неврологией; скорее, они лежат в поле психологии или психиатрии. Суть психосоматики в том, что физические симптомы маскируют истинную эмоциональную причину. Пациенты идут за диагнозом не к психиатру, а к конкретному специалисту: с болью в животе – к гастроэнтерологу, с нарушениями сердечного ритма к кардиологу, с проблемами зрения к офтальмологу и т.д. Любой врач каждый день сталкивается с разными формами психосоматических расстройств, но интерпретирует их по-своему, из-за чего крайне сложно в полной мере оценить масштабы проблемы.

Неврологам, однако, проще остальных врачей, потому что психосоматические нарушения в их сфере проявляются в виде локального поражения нервной системы – например, паралича или потери слуха. Диагностика подобных симптомов тоже основывается на субъективных ощущениях пациента, но существуют методики, которые позволяют частично их проверить. Невролог способен отличить физическую болезнь от психической. Поэтому им чаще других удается диагностировать этот вид заболеваний, хотя они не являются психотерапевтами. Это и обуславливает интерес автора к выбранной теме.

В среднем примерно у трети пациентов, обратившихся к неврологу, подозревают психосоматические нарушения. И это очень сложно – сообщить человеку, что его вполне реальная болезнь кроется в голове. Этот диагноз нелегко понять. Врачи слишком часто предпочитают о нем умолчать – отчасти из-за страха, что допустили ошибку, отчасти из-за нежелания вызывать недовольство пациента. И тот оказывается в ловушке, потому что ни невролог, ни психотерапевт не хотят брать на себя всю ответственность за лечение.

Больной, не согласный с диагнозом, обходит врача за врачом в надежде найти другое объяснение. Но результаты анализов – неизменно хорошие – заставляют искать новые и новые варианты. Люди избегают помощи, считая, что психосоматическая болезнь – нечто постыдное. Общество негативно относится к расстройствам психики, и пациентам это известно.

В начале своей карьер Сюзанна тоже иначе воспринимала психосоматические расстройства. «С такими пациентами, в отличие от настоящих, крайне сложно добиться успеха. Мой интерес развивался постепенно; я медленно погружалась в изучение проблемы, пока однажды не бросилась в омут с головой». Впервые она столкнулась с психосоматическими симптомами в студенческие годы. Чем больше она училась, тем отчетливее понимала, что многие люди, проходящие в двери клиники, скорее всего, страдают из-за эмоциональных состояний, а не заболеваний мозга и нервной системы. Но, как и большинство коллег тогда, она видела свою роль в том, чтоб полностью исключить неврологические причины. Сюзанне потребовались годы, чтобы созреть как специалисту.

Должность врача она получила в 2004 году, это перевернуло ее представление о работе. На своей первой врачебной должности она работала с людьми, страдавшими эпилепсией. Стандартное лечение подходило далеко не всем. Выяснилось, что примерно две трети пациентов не реагируют на препараты – потому что эпилепсии у них нет. Приступы имеют сугубо психологическую природу. Вдруг она поняла, у скольких пациентов нужно диагностировать не неврологическое, а скорее психологическое заболевание.

«Каждый, кто приходил ко мне на прием, рассказывал свою историю - практически всегда это было эпическое повествование о долгом и безуспешном путешествии по больничной системе. Мало кому удавалось выздороветь. На моих глазах развертывались многолетние драмы, полные боли и страданий. И однажды я поняла: всё, хватит, я больше не могу сообщать пациентам, что по моей части нет ничего серьезного, а затем самоустраняться». Впервые она ясно увидела всю серьезность психосоматики и осознала, как тяжело с ней бороться людям. Она многому научилась благодаря работе с теми, кто не сдался несмотря на все трудности и осуждение общества. В этой книге она рассказывает несколько историй своих пациентов (скрыв персональные данные и изменив имена).

Расстройства с соматическими симптомами подразумевают наличие физиологических (телесных) проявлений, не позволяющие вести нормальный образ жизни и не поддающиеся медицинскому обоснованию. Наиболее известный такой симптом – это боль. Ее могут сопровождать усталость, расстройство пищеварительной системы или что-то еще. Ключевым моментом является поведение пациента. Боль важна не сама по себе, важно то, что она делает с больным. Сперва человек ее терпит. Потом боль вынуждает отказаться от работы или учебы, а затем – и от нормальной жизни.

Некоторые пациенты, с которыми работала автор и чьи истории описаны в книге, делились эпическими повествованиями о долгом хождении по больничной системе, получая весьма серьезные последствия в результате психосоматического расстройства.

Автор использует два понятия:

Важно различать «соматизированное расстройство» и «расстройство с соматическими симптомами».

Первое означает, что у человека проявляются физические симптомы в ответ на психологический раздражитель. Оно не обязательно является следствием психических нарушений — организм просто подает сигналы о возможных проблемах.

Расстройство с соматическими симптомами начинается тогда, когда эти симптомы становятся хроническими и не дают организму нормально функционировать. Такие расстройства — явление нечастое, но представляют собой весьма серьезную проблему, потому что могут проявляться в целом букете противоречащих друг другу медицинских диагнозов.

Также существуют конверсионные расстройства, когда расстройства с соматическими симптомами атакуют нервную систему человека. Здесь действует тот же механизм: причины заболевания неизвестны, но проявляется оно не в боли, а в неврологических симптомах – начинаются судороги, онемение, паралич.

Конверсионные расстройства также известны как функциональные неврологические или, реже, диссоциативные расстройства. Прежде их называли истерическими конверсиями или просто истерией. В прошлом это был медицинский термин, за которым скрывались необъяснимые неврологические заболевания.

Наконец стоит разграничивать понятие «болезнь» и «недомогание». Болезнь и недомогание тоже различаются: первая выступает биологической дисфункцией тела, а второе является человеческой реакцией на заболевание, субъективными переживаниями или самочувствие. Оно носит как физиологическую, так и психологическую природу, но человек не всегда чувствует себя плохо. И напротив, при психосоматическом расстройстве физической патологии может и не быть, однако человек может испытывать недомогание.

Герои книги очень сильно страдали, но не из-за болезни, и от понимания этого зависело их отношение к себе и к другим людям, их будущее. Самой важной задачей автора было объяснить это. Всё зависело от того, как они воспримут свой диагноз. Те, кому удавалось с ним смириться, получили шанс на выздоровление. Правда, им пришлось иначе взглянуть на психосоматические расстройства и побороть собственные предубеждения.

«Почему-то сообщить человеку, что его болезнь вызвана нарушением психики, – все равно что унизить его, сказать, что он врет. Моим пациентам приходится буквально переступать через себя, чтобы согласиться на встречу с психотерапевтом. И даже если самому больному это удается, семья далеко не всегда встает на его сторону. Едва ли не важнейшая моя задача – поддержать пациента и его близких на этом непростом пути. Увы, удается это далеко не всегда».

Книга «Всё в твоей голове» затрагивает проблемы, связанные с психосоматическими заболеваниями, уделяя особое внимание их неврологическим проявлениям. В частности, исследуется связь между разумом и телом на примере историй пациентов О’Салливан, с сочувствием рассматриваются серьёзные медицинские проблемы, возникающие из-за психологических механизмов. Кроме того, О’Салливан рассматривает историю истерии с древних времён до наших дней, обсуждает диагностику, причины, механизмы и лечение неврологических психосоматических расстройств в актуальное время.

Я рекомендую для прочтения тем, кто хочет почитать интересную, захватывающую книгу по психосоматике. Никакой шизотерики, никакой мистики, только интереснейшие реальные случай из жизни. Самое главное, автор пишет с большой любовью и уважением к своей профессии и пациентам без формализма и казенного привкуса государственных учреждений (и там тоже есть такая проблема). Всем, кто знает о «болезни от нервов» не понаслышке и хочет разобраться с этой проблемой, а также понять, какие злые шутки порой играет с нами психосоматика. Для всех, кто любит медицину и кому интересно узнавать что-то новое.

Донат

Почта для сотрудничества и предложений:

angelina4work2024@yandex.ru ,  angelina4work2023@gmail.com

Livelib: https://www.livelib.ru/reader/Battleangel2024

Мой телеграм

#медицина #неврология #психология #здоровье #книги #литература #современнаялитература #книжныйобзор