Найти в Дзене

Как сложилась судьба Русского изобретателя Ефима Прокопьевича Никонова, который в 1724 создал первую в мире подводную лодку

В русской истории чего только не бывало! Встречались самородки, которые своими идеями обгоняли время. Один из таких – Ефим Никонов. Этот парень, обычный крепостной, в начале XVIII века замахнулся на невозможное – придумал и построил первую в мире подводную лодку! История у него – хоть плачь, хоть смейся. Гений гением, но реальность бывает жестокой. Деревенский плотник с большими амбициями Представьте себе картину: 1718 год, к Петру I, батюшке-царю, приходит челобитная. А пишет её крестьянин из села Покровское-Рубцово, Ефим Прокопьевич Никонов. Мол, хочу, говорит, такую штуку построить, чтоб под водой плавала и врагов топила! Ну, мужик из народа, что с него взять? Да ещё с такой дикой идеей – корабль под воду засунуть! Бред, конечно. Но Пётр, технарь до мозга костей, заинтересовался. Никонов пообещал царю, что его субмарина будет как торпеда – подкрадётся к врагу и взорвёт его к чертям! Пётр I смекнул, что к чему, и дал добро на постройку, приказав держать всё в строжайшей тайне. Как ст

В русской истории чего только не бывало! Встречались самородки, которые своими идеями обгоняли время. Один из таких – Ефим Никонов. Этот парень, обычный крепостной, в начале XVIII века замахнулся на невозможное – придумал и построил первую в мире подводную лодку! История у него – хоть плачь, хоть смейся. Гений гением, но реальность бывает жестокой.

-2

Деревенский плотник с большими амбициями

Представьте себе картину: 1718 год, к Петру I, батюшке-царю, приходит челобитная. А пишет её крестьянин из села Покровское-Рубцово, Ефим Прокопьевич Никонов. Мол, хочу, говорит, такую штуку построить, чтоб под водой плавала и врагов топила!

Ну, мужик из народа, что с него взять? Да ещё с такой дикой идеей – корабль под воду засунуть! Бред, конечно. Но Пётр, технарь до мозга костей, заинтересовался.

Никонов пообещал царю, что его субмарина будет как торпеда – подкрадётся к врагу и взорвёт его к чертям! Пётр I смекнул, что к чему, и дал добро на постройку, приказав держать всё в строжайшей тайне.

Как строили потаённое судно

В 1720 году работа закипела. Сначала Никонов смастерил уменьшенную копию, а уж потом взялся за настоящий корабль. К 1724 году лодка была готова.

Размером она была, прямо скажем, не крейсер – всего-то метров шесть в длину и два в высоту. Чтобы под воду уйти, в корпусе сделали дырки со ставнями. Вода внутрь поступала, и лодка тонула. А чтоб всплыть, мужики воду насосами откачивали.

Самое крутое изобретение – шлюзовая камера. Через неё водолаз мог вылезти из лодки под водой, сделать своё чёрное дело и вернуться обратно! Для тех времён – просто космос!

Испытания, кончившиеся провалом

Осенью 1724 года лодку решили испытать. Приехал сам Пётр I. Но что-то пошло не так: корпус дал течь, и Никонов с командой чуть не утонули.

Представляете, что творилось в душе изобретателя? Столько сил, надежд, да ещё и царь смотрит… Обидно, досадно, но ладно. Пётр ругать не стал, понимал, что новое дело требует времени.

Но в январе 1725 года Пётр I умер. Не довелось ему увидеть, как его подводная лодка заработает как надо.

Попытки продолжаются

После смерти Петра финансирование не прикрыли. В апреле 1725 года устроили новые смотрины, теперь уже с генерал-адмиралом Апраксиным. И снова неудача – лодка опять потекла!

Без Петра I интерес к проекту угас. Новое начальство относилось к никоновской затее как к баловству, и каждая поломка только укрепляла их скепсис.

Последний раз лодку пытались запустить в 1727 году, но всё без толку. Не было тогда технологий, чтоб сделать подводный корабль надёжным.

Закат гения

После всех этих неудач жизнь Никонова пошла наперекосяк. В 1728 году его разжаловали до простого плотника и отправили в Астрахань, на верфь – в самую глушь, подальше от глаз.

Вечно у нас так: человек, чьи идеи были круче, чем у всех, заканчивает как обычный работяга, никому не нужный.

О том, что было с Никоновым дальше, почти ничего и не знают. Умер где-то после 1728 года, но когда и как – непонятно. Скорее всего, этот талантливый изобретатель доживал в одиночестве и в забвении.

Почему не вышло?

Почему же этот многообещающий проект канул в Лету? Причин тому несколько.

Во-первых, время было не то. В начале XVIII века не было подходящих материалов и технологий для постройки подводной лодки. Никонов мог работать только с деревом, железом и медью, а этого было явно недостаточно.

Во-вторых, не хватало знаний. Никонов был самоучкой, практиком от бога, но физику не учил и точных расчётов делать не умел. Действовал больше интуитивно.

В-третьих, умер покровитель. Без Петра I проект лишился поддержки сверху. Новые чиновники не видели смысла в подводной лодке.

Гениальные прозрения

И всё же, многие идеи Никонова были просто гениальными. Его потаённое судно стало первой в мире подводной лодкой, созданной именно для военных целей. До этого подлодки строили скорее для развлечения.

Шлюзовая камера, система погружения, отсеки для воды – всё это появилось на настоящих подводных лодках только через 150-200 лет! Никонов смотрел в будущее.

-3

Память спустя годы

Долгое время про изобретателя никто не вспоминал. О нём заговорили только в советское время, когда стали изучать историю русского флота.

История Ефима Никонова – грустное напоминание о том, как Россия губила свои таланты. Одного гения мало – нужны ещё подходящие условия, поддержка властей и развитая промышленность.

Но главное – его идеи всё-таки воплотились в жизнь. Современные подлодки – это потомки того самого потаённого судна, которое построил простой крепостной мужик триста лет назад. Жаль только, что сам Никонов этого не увидел.