Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Джош Бролин против тьмы. Крепкий мистический экшен-хоррор

("Орудия", Weapons, 2025, США) Если есть в современных напугай-фильмах режиссёр/сценарист, достойный звания "голова"... или, вернее, "Голова!", это Зак Креггер. Который, не изобретая в жанре ничего нового, тасует и склеивает его шаблоны на диво талантливо. В связи с чем возник вопрос: почему другие, даже более опытные хоррор-мейкеры так не умеют?
Но вот поди ж ты! Все эти шаблоны лежат на виду и доступны любому, но только Креггер знает, как соорудить из них нечто 1) своеобразное, 2) захватывающее и 3) коммерчески успешное.
Голова! "Варвар" (2022) Креггера сделан по тому же принципу.
То есть Зак взял жёванную-пережёванную в ужастиках фабулу - в данном случае про зловещие подземелья и их обитателей, - но благодаря мастерству оператора, осветителя, звуковика, художника и монтажера раскрутил сюжет весьма эффектно. Благодаря чему картина с 4,5-миллионным бюджетом окупилась в прокате десятикратно, собрав немало аплодисментов и от зрителей, и от критиков. Странно, почему Креггер не замахну

("Орудия", Weapons, 2025, США)

Если есть в современных напугай-фильмах режиссёр/сценарист, достойный звания "голова"... или, вернее, "Голова!", это Зак Креггер. Который, не изобретая в жанре ничего нового, тасует и склеивает его шаблоны на диво талантливо. В связи с чем возник вопрос: почему другие, даже более опытные хоррор-мейкеры так не умеют?
Но вот поди ж ты! Все эти шаблоны лежат на виду и доступны любому, но только Креггер знает, как соорудить из них нечто 1) своеобразное, 2) захватывающее и 3) коммерчески успешное.
Голова!

Ходят слухи, что после того скандального инцидента с Алеком Болдуином многие актёры бояться нацеливать на операторов даже палец.
Ходят слухи, что после того скандального инцидента с Алеком Болдуином многие актёры бояться нацеливать на операторов даже палец.

"Варвар" (2022) Креггера сделан по тому же принципу.
То есть Зак взял жёванную-пережёванную в ужастиках фабулу - в данном случае про зловещие подземелья и их обитателей, - но благодаря мастерству оператора, осветителя, звуковика, художника и монтажера раскрутил сюжет весьма эффектно. Благодаря чему картина с 4,5-миллионным бюджетом окупилась в прокате десятикратно, собрав немало аплодисментов и от зрителей, и от критиков.

Странно, почему Креггер не замахнулся на, казалось бы, логичный "варварский" сиквел. Ан нет, "Орудия" - совсем другая история, но тоже базирующаяся на жанровых клише. На сей раз - фабуле многих романов Стивена Кинга: "В нашем провинциальном городке лютует неведомое мистическое Зло!".
И вновь, сочинив незамысловатую историю, автор-режиссёр отдал её на растерзание оператора и прочей своей команды "технарей" и художников. Под своим чутким руководством, ясен Зак, дабы они шибко не распоясались.
И каковы результаты?

Правильно говорят знающие люди: не ешьте незнакомые грибы! Особенно в лесу, прямо из-под ножа.
Правильно говорят знающие люди: не ешьте незнакомые грибы! Особенно в лесу, прямо из-под ножа.

А результаты оказались ещё круче, нежели в прошлый раз.
На 38 млн. $, что составлял бюджет
"Орудий", они наварили в кинотеатрах достойный горшочек каши из 251 миллиона. Что не всякой экранизации Кинга аналогичного уровня порой удаётся.
При этом, насколько больше сюда вложили денег, чем в "Варвара", настолько же зрелищнее него выглядят "
Орудия". Которые и вовсе кочегарят порой драйвовый боевик. С погонями и членовредительством. И когда экшен вновь сменяют неторопливые "пугательные" сцены, вы можете аж почувствовать облегчение. Типа фух - ну наконец-то старое доброе "Бу!", а не эта адреналиновая крышесносица!

А чтобы ещё поддать динамики, Креггер преподнёс эту историю в оригинальном формате. Показал её развитие с разных точек зрения, глазами нескольких персонажей. Чьи линии, естественно, пересекаются. А при замене одного героя-свидетеля другим делается флэшбэк в ближайшее прошлое. Но затем новый рассказ обгоняет предыдущие и двигает сюжет дальше.
Вышло удачно. А также логично и чётко, без путаницы во времени и пространстве. И даже сцены, что при этом раскладе иногда повторяются, сняты оператором с иных ракурсов - тоже стильная авторская фишка.

Не ходите в школу по ночам - не тревожьте призраки древних физруков и завучей!
Не ходите в школу по ночам - не тревожьте призраки древних физруков и завучей!

Итак, городок Мейбрук, что в Пенсильвании, постигла необъяснимая никакой логикой беда.
Как-то раз 17 детей-восьмилеток одновременно проснулись в 2 часа 17 минут ночи. А потом, выйдя из дома и раскинув руки, столь же дружно убежали в темноту. Куда - неизвестно. Этого уличные камеры видеонаблюдения, увы, не зафиксировали.
Утром выяснились новые подробности.
Оказывается, все сгинувшие дети учились в одной школе в одном классе. Откуда в итоге исчезли все ученики кроме одного пацанчика по имени Алекс. Но он понятия не имел, что стряслось, и почему именно он не поддался массовому сумасшествию одноклассников.

Минул месяц.
Ни детей, ни причину их бегства так и не нашли.
Зато нашли виновника ЧП... Ну или как - "виновника". Просто отчаявшиеся родители обвинили во всём молоденькую "училку" Джастин (Д. Гарнер), чей, собственно, класс это и был.
И хоть ничего кроме оскорблений "Ведьма! Это твоих рук дело!" ей предъявить не могли, Джастин всё равно отстранили от работы, спровадив во внеплановый отпуск. Надолго ли, неизвестно, но родителей это не успокоило.
Как не успокоилась и сама Джастин. Вместо того, чтобы напиваться с горя и спать со старыми дружками, она взялась... сочетать всё это с собственным расследованием. А именно: попытками разговорить Алекса, ставшего от пережитого стресса замкнутым и нервным.
Или он стал таким по иной причине? Тогда по какой?

Между тем своё расследование вёл и отец одного их пропавших детей, прораб-строитель Арчер (Д. Бролин). Он же - главный ненавистник Джастин, больше всех уверенный в её виновности.
Однако вместо того, чтобы похитить "ведьму" и выбить из неё правду, Арчер поступил здраво и гуманно: начал собирать информацию с видеокамер. Затем, чтобы обнаружить в бегстве детей какую-нибудь закономерность. Намекающую, где хотя бы примерно их можно искать.
А поскольку городок был маленький, немудрено, что однажды сыщицкие пути Джастин и Арчера пересеклись. После чего...
После чего всё и станет круто. Хотя здешний финал напоминает, скорее, безумный "Ералаш", чем экшен-хоррор.

Мог ли предсказать комичный толстячок Бенедикт Вонг, что самого безумного и жуткого монстра в ужастиках 2025 года сыграет именно он?
Мог ли предсказать комичный толстячок Бенедикт Вонг, что самого безумного и жуткого монстра в ужастиках 2025 года сыграет именно он?

***

В общем, все надежды на Зака Креггера после "Варвара" оправдались.
В дилемме, продолжить ему творческие поиски или развивать уже раскрытые достоинства своего творчества, Зак выбрал второе. И не прогадал. И то, что "
Орудия" - тоже лишь жонглирование штампами жанра, - абсолютно не раздражает. Ведь жонглирование это чертовски ловкое, радующее и своей зрелищностью, и напряженным ожиданием развязки. Чего, в принципе, уже хватает для благоприятных впечатлений от него.

Иными словами - хороший подарок всем любителям ужастиков и боевиков-ужастиков. Станет ли он "хоррором года", как трубят некоторые его поклонники, трудно сказать. Но предпосылки этого у "Орудий" есть...
...Если, конечно, до конца 2025-го не выйдет хоррор, что соберёт такую же, или больше, авоську похвал и комплиментов.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):