Исторически сложилась традиция прославлять великих деятелей прошлого, игнорируя их негативные поступки. К примеру византийская императрица Ирина, отравившая мужа и выколовшая глаза сыну, ввела в 787 году почитание икон и мощей, самовластно, против воли большинства, за что и была прославлена в лике святых.
Вот и святой Соломон — фигура сложная и противоречивая. Несмотря на то, что он считается великим царём, известным своей мудростью и достижениями, некоторые историки и исследователи подчёркивают всё же тёмные стороны его правления. К этому можно добавить, что, если бы царём Израильского царства стал Адония, оно бы сохранило целостность и не разделилось.
Греховная связь
Давид влюбился в жену Урии, Вирсавию, и решил сделать её своей супругой. Чтобы избавиться от законного мужа Вирсавии, он поступил жестоко, приказав своим командующим отправить Урию на самое опасное место битвы, фактически приговорив его к смерти.
Соломон стал плодом греховной связи Давида и Вирсавии, замешанной на крови. За этот поступок Бог наказал Давида тяжёлыми испытаниями, включая болезнь новорождённого младенца и последующие семейные трагедии.
Давид столкнулся с рядом восстаний против собственного правления. Наиболее известными стали мятеж Авессалома, старшего сына Давида, и заговор Адонии, другого его отпрыска. Эти события привели к значительным потрясениям и расколу в государстве.
Помимо внутренних конфликтов, Давид пережил потерю ещё двух сыновей: Амнона, убитого братом Авессаломом, и самого Авессалома, погибшего в бою против войск Давида.
Так, аморальные поступки Давида повлекли серьезные последствия, повлиявшие на судьбу его детей и стабильность государства. Но Давид не сделал выводов, продолжал раскалывать царство, ввергая его в междоусобную войну.
Когда он состарился, то своим наследником вопреки установленного порядка оставил не Адонию, старшего из оставшихся в живых царских сыновей, а Соломона, потому что обещал Вирсавии сделать его царём.
Гибель Адонии
Когда отец, Давид, назначил наследником младшего брата Соломона, Адония начал готовить восстание и интриги, пытаясь захватить власть самостоятельно. Вскоре после вступления Соломона на престол ситуация обострилась: Адония попросил руки Абишаг Шунэмской, бывшей наложницы царя Давида, что воспринималось как символический акт претензии на королевскую власть.
Соломон воспринял этот шаг как попытку захвата власти и угрозу собственному положению. Понимая опасность ситуации, Соломон отдал приказ казнить Адонию, поручив это дело своему приближённому — военачальнику Ванею.
Правление Соломона
Соломон реорганизовал Израильское царство, поделив его на двенадцать округов, каждый из которых имел своё управление и обязан был поставлять определённое количество продуктов питания и материальных благ ко двору царя в течение определенного периода времени.
Эта система позволяла централизовать сбор налогов и организовать снабжение дворца, армии и административного аппарата необходимыми ресурсами. Хотя такая мера обеспечила экономическое благополучие, она также стала источником будущих проблем, поскольку делалось всё не справедливо.
Особенно возмущало то обстоятельство, что Иудея была освобождена от этой подати, а новое административное деление не соответствовало изначальному разделению земли между коленами Израилевыми.
Дом Давида происходил из племени Иуды, поэтому облегчение налогового бремени Иудее помогало закрепить политическую связь между населением и царским домом, обеспечивая дополнительную базу поддержки власти
Соломона. Впоследствии это стало одной из причин растущего недовольства провинций и последующего распада единого царства после смерти Соломона.
Народ в Израильском царстве не был счастлив, потому что был обременён тяжелейшими налогами, установленными Соломоном для поддержания роскоши двора и масштабных строительных проектов. Строительство знаменитого Храма, великолепного дворца и других инфраструктурных объектов потребовало огромных финансовых вложений и человеческих ресурсов.
Налоговая нагрузка ложилась главным образом на провинции, особенно северные области, где народ чувствовал себя наиболее ущемленным. От них постоянно требовали продовольствие и рабочую силу. Население не видело для себя никакой выгоды от проводимых реформ, росло возмущение и негодование.
Моральная распущенность
Соломон оказался уязвимым перед соблазнами и искушениями, вызванными женитьбой на многочисленных иностранках. Семьсот официальных жен и три сотни наложниц представляли разные племена и народы, многие из которых поклонялись собственным языческим божествам.
«Мудрый» Соломон не замечал проблем своего народа и жил с пышной роскошью восточного властелина. Бесчисленные жены, происходившие из знаменитых семей, требовали на свое содержание неописуемые суммы денег. Благодаря их влиянию, жившие в Иерусалиме иноземные купцы и их прислуга, могли свободно устраивать алтари своих племенных богов.
Будучи терпимым к религиозным традициям своих избранниц, Соломон разрешил строительство храмов и алтарей различным богам, таким как Астарта, Молох и Кмос.
Эта практика вызвала резкое осуждение пророков и священников, считавших подобное поведение отступничеством от веры предков и нарушением Закона Моисеева. Предупреждения относительно последствий неверия звучали неоднократно, подчеркивая опасность влияния чужих культов на духовную целостность израильского народа.
Результатом стало постепенное снижение благочестия среди народа и усиление внутренних противоречий, что в конечном итоге негативно сказалось на устойчивости монархии. Соломонов период завершался упадком религиозной чистоты и подготовкой почвы для дальнейших раздоров и краха единой империи.
Так «мудрейший» правитель древности пал жертвой собственных страстей и слабостей, продемонстрировав человечеству наглядный пример, что даже самая выдающаяся личность подвержена ошибкам и порокам, ведущим к катастрофическим последствиям.
Разделение единого Израильского царства произошло сразу после смерти Соломона. Северные районы страны, где проживали десять колен Израилевых, отказывались подчиняться власти преемника Соломона, Ровоама, утверждавшего свое право на корону, который отказался облегчить налоговое бремя.
В результате восстания Израильское царство распалось на две части: южное царство Иудея с центром в Иерусалиме, сохранившее приверженность религии Яхве и правящей династии Давидидов, и северное царство Израиль (языческая Самария), включающее территории десяти колен и стремящееся обрести независимость и собственный путь развития.
Жителей этого государства иудеи стали называть самаритянами, придав со временем этому народу негативный смысл. В этой же среде родился будущий Иисус, которого церковники пытаются все время сделать царским потомком Иудеи и привычно называют царем.
Такое разделение означало конец единства древних евреев и начало долгого периода вражды, нестабильности и постоянных угроз извне. Впоследствии оба царства столкнулись с серьезными проблемами: внутренние конфликты, нашествия соседей и падение культуры постепенно привели к утрате самостоятельности и исчезновению обоих государств.