ВАЗ-2120 – первый и последний серийный минивэн из Тольятти. Идея и концепция модели были своевременными и даже прогрессивными. Но массовой эта модель не стала.
В один объем
Об однообъемном автомобиле на ВАЗе задумались еще в середине 1980-х, когда минивэны, подобные Renault Espace и Chrysler Voyager, стали очень популярны в Европе и США.
В 1988-м подоспела идея рестайлинга (как тогда писали в официальных бумагах: «модернизации дизайна») Нивы. Под это дело группа дизайнеров по собственной инициативе затеяла проект семиместного вэна на узлах серийного ВАЗ-2121.
Вполне здравая идея – полноприводный семиместный автомобиль повышенной проходимости вполне мог заинтересовать покупателей.
От сложного к простому
В 1989-1991 годах сделали три макета однообъемника. Каждый следующий логично был проще, приземленнее, чем предыдущий. Базу Нивы увеличили на 500 мм, доведя до 2700 мм.
У такой концепции на заводе было немало противников. Особенно скептически к длинной машине относились испытатели. Слышал присказку: «Чем длиннее Нива, тем меньше ходит ее трансмиссия». Впрочем, это зависит от условий эксплуатации. Не все же даже на Ниве постоянно месят грязь или штурмуют сугробы.
Параллельно с проектом ВАЗ-2120 (сначала вэн назывался ВАЗ-2114, потом этот индекс отдали одной из версий Самары-2) стали прорабатывать и удлиненную модификацию Нивы с той же (2700 мм) базой.
Первый прототип такой машины имел смешные маленькие задние дверки. Однако в серию в 1994-м запустили длинный, но трехдверный ВАЗ-2129. Правда, эту модификацию уже в 1995-м сменила более логичная пятидверная Нива ВАЗ-2131. А в 1998-м в Опытно-промышленном производстве (ОПП) начали выпуск и минивэна ВАЗ-2120, получившего имя Надежда.
Надежда, которая была
Все кузовные детали минивэна были оригинальными, даже лонжероны и панели пола. Машина выглядела интересно, но простовато. Особенно ее простили четыре круглые фары (ближнего света – от Нивы, дальнего – от ВАЗ-2106) и пластиковые «очки» вокруг них. Поэтому «с лица» машина немного напоминала самодельную.
Только в 2003-м провели рестайлинг (он явно пошел Надежде на пользу), автомобиль получил более современные фары от ВАЗ-2110.
Базовым двигателем стал карбюраторный ВАЗ-2130 рабочим объемом 1,8 л и мощностью 82 л.с. при 5400 об/мин. В рекламных проспектах фигурировал и впрысковый мотор ВАЗ-21214, который при объеме 1,7 л выдавал мощность 80,5 л.с. при 5000 об/мин. Но серийно этот агрегат на машины не ставили.
Даже с двигателем в 1,8 л Надежда имела посредственную динамику. Ведь масса по сравнению с базовой (короткой) Нивой выросла на 240 кг. По паспорту разгон ВАЗ-2120 до 100 км/ч занимал 15 с, а в реальных условиях – более 20 с. Максимальная скорость составляла 140 км/ч.
Нивовская трансмиссия определяла и сильные, и слабые стороны Надежды. У машины была хорошая проходимость, но вместе с ней характерные для базовой Нивы шумы и вибрации, которые на ВАЗ-2120 только увеличились.
Автомобиль получил усиленные пружины и амортизаторы, а заодно базовый усилитель руля ZF. Первый серийный для автомобилей ВАЗ.
Семь мест — это хорошо. Но в такой конфигурации багажника практически не было, а на заднем сиденье оказалось все равно тесно. Для дальних путешествий оно годилось разве что детям.
Кроме того, сзади было очень душно. Окна не открывались, а система вентиляции со своими функциями не справлялась. Некоторые владельцы именно поэтому врезали потом в крышу люк.
Из-за неудачного угла наклона массивных передних стоек у Надежды была посредственная обзорность. Это отмечали даже специалисты полигона – из-за больших слепых зон автомобиль сертифицировали скрепя сердце.
Надежды, которых не было
В ОПП машин делали немного. Дилеры неохотно брали редкий и необычный автомобиль, а многие потребители о нем даже и не знали. Остальные побаивались мелкосерийной, необычной модели. И куда более дорогой, чем Нива.
Пытаясь расширить круг клиентов, в ОПП ВАЗа сделали несколько модификаций. Версию Лада-Менеджер отличали высокая крыша, иная планировка салона, отделанного кожей и деревом. Такой автомобиль собрали для московского автосалона в единственном экземпляре, а вскоре предсказуемо отправили в заводской музей.
Перспективнее выглядели автомобили серии ВАЗ-21208 Утилитер с удлиненным на 300 мм задним свесом. Часть машин – с высокой крышей. Собрали лишь с десяток опытных образцов. А ведь подразумевали, что таким может быть и вэн, и грузовой фургон, и такси.
Под влиянием лондонских кэбов сделали и такси со стандартным кузовом. Мест в салоне было всего четыре, зато просторные. А багаж располагался справа от водителя.
Был проект грузовика на базе Надежды. Пикапы из нее делали не для продажи, а в качестве внутризаводского технологического транспорта.
В 2007-м соорудили прототип под индексом 2920 с полурамой, бортовым кузовом, рессорной задней подвеской. Такие машины планировали делать на заводе «Чеченавто» в Аргуне, где понемногу собирали ВАЗ-2107.
Непонятно, зачем был нужен такой автомобиль при наличии широкой гаммы моно- и полноприводных аналогов, которые в Тольятти успешно производили и ВАЗ, и его дочерняя компания ВИС.
Молодая и редкая
До 2006 года собрали чуть более 7100 автомобилей, максимум – почти полторы тысячи в 2004 году. Производство при таких объемах признали нерентабельным.
Надежду отправили в отставку. Длинную Ниву ВАЗ-2131 делают до сих пор. Но этот автомобиль куда больше унифицирован с базовой Нивой.
Владеть сегодня Надеждой может лишь человек не просто увлеченный, а готовый к самым разным тяготам и лишениям. Запчастей – нет.
И не только кузовных, но и, например, оригинальных деталей подвески — пружин и амортизаторов. Энтузиасты придумывают, чем заменить элементы ходовой, и ищут уже нерабочие автомобили в качестве доноров кузовных деталей.
В награду за смелость и упорство – любопытные взгляды прохожих и ощущение обладания раритетом. Пусть и не старым по возрасту, но не менее редким, чем некоторые модели, выпущенные на два-три десятилетия раньше.