Найти в Дзене
За рулем

На что была Надежда: почему провалилась большая полноприводная Лада

ВАЗ-2120 – первый и последний серийный минивэн из Тольятти. Идея и концепция модели были своевременными и даже прогрессивными. Но массовой эта модель не стала. Об однообъемном автомобиле на ВАЗе задумались еще в середине 1980-х, когда минивэны, подобные Renault Espace и Chrysler Voyager, стали очень популярны в Европе и США. В 1988-м подоспела идея рестайлинга (как тогда писали в официальных бумагах: «модернизации дизайна») Нивы. Под это дело группа дизайнеров по собственной инициативе затеяла проект семиместного вэна на узлах серийного ВАЗ-2121. Вполне здравая идея – полноприводный семиместный автомобиль повышенной проходимости вполне мог заинтересовать покупателей. В 1989-1991 годах сделали три макета однообъемника. Каждый следующий логично был проще, приземленнее, чем предыдущий. Базу Нивы увеличили на 500 мм, доведя до 2700 мм. У такой концепции на заводе было немало противников. Особенно скептически к длинной машине относились испытатели. Слышал присказку: «Чем длиннее Нива, тем м
Оглавление

ВАЗ-2120 – первый и последний серийный минивэн из Тольятти. Идея и концепция модели были своевременными и даже прогрессивными. Но массовой эта модель не стала.

В один объем

Об однообъемном автомобиле на ВАЗе задумались еще в середине 1980-х, когда минивэны, подобные Renault Espace и Chrysler Voyager, стали очень популярны в Европе и США.

В 1988-м подоспела идея рестайлинга (как тогда писали в официальных бумагах: «модернизации дизайна») Нивы. Под это дело группа дизайнеров по собственной инициативе затеяла проект семиместного вэна на узлах серийного ВАЗ-2121.

Вполне здравая идея – полноприводный семиместный автомобиль повышенной проходимости вполне мог заинтересовать покупателей.

От сложного к простому

Первый макет минивэна ВАЗ, 1989 г.
Первый макет минивэна ВАЗ, 1989 г.

В 1989-1991 годах сделали три макета однообъемника. Каждый следующий логично был проще, приземленнее, чем предыдущий. Базу Нивы увеличили на 500 мм, доведя до 2700 мм.

Макет ВАЗ-2114, 1990 г.
Макет ВАЗ-2114, 1990 г.

У такой концепции на заводе было немало противников. Особенно скептически к длинной машине относились испытатели. Слышал присказку: «Чем длиннее Нива, тем меньше ходит ее трансмиссия». Впрочем, это зависит от условий эксплуатации. Не все же даже на Ниве постоянно месят грязь или штурмуют сугробы.

Более реалистичный по дизайну макет 1991 года.
Более реалистичный по дизайну макет 1991 года.

Параллельно с проектом ВАЗ-2120 (сначала вэн назывался ВАЗ-2114, потом этот индекс отдали одной из версий Самары-2) стали прорабатывать и удлиненную модификацию Нивы с той же (2700 мм) базой.

Первый прототип такой машины имел смешные маленькие задние дверки. Однако в серию в 1994-м запустили длинный, но трехдверный ВАЗ-2129. Правда, эту модификацию уже в 1995-м сменила более логичная пятидверная Нива ВАЗ-2131. А в 1998-м в Опытно-промышленном производстве (ОПП) начали выпуск и минивэна ВАЗ-2120, получившего имя Надежда.

Надежда, которая была

Серийный ВАЗ-2120 Надежда.
Серийный ВАЗ-2120 Надежда.

Все кузовные детали минивэна были оригинальными, даже лонжероны и панели пола. Машина выглядела интересно, но простовато. Особенно ее простили четыре круглые фары (ближнего света – от Нивы, дальнего – от ВАЗ-2106) и пластиковые «очки» вокруг них. Поэтому «с лица» машина немного напоминала самодельную.

Рестайлинговая Надежда, 2003 г.
Рестайлинговая Надежда, 2003 г.

Только в 2003-м провели рестайлинг (он явно пошел Надежде на пользу), автомобиль получил более современные фары от ВАЗ-2110.

В семиместной конфигурации багажника фактически нет.
В семиместной конфигурации багажника фактически нет.

Базовым двигателем стал карбюраторный ВАЗ-2130 рабочим объемом 1,8 л и мощностью 82 л.с. при 5400 об/мин. В рекламных проспектах фигурировал и впрысковый мотор ВАЗ-21214, который при объеме 1,7 л выдавал мощность 80,5 л.с. при 5000 об/мин. Но серийно этот агрегат на машины не ставили.

Даже с двигателем в 1,8 л Надежда имела посредственную динамику. Ведь масса по сравнению с базовой (короткой) Нивой выросла на 240 кг. По паспорту разгон ВАЗ-2120 до 100 км/ч занимал 15 с, а в реальных условиях – более 20 с. Максимальная скорость составляла 140 км/ч.

Нивовская трансмиссия определяла и сильные, и слабые стороны Надежды. У машины была хорошая проходимость, но вместе с ней характерные для базовой Нивы шумы и вибрации, которые на ВАЗ-2120 только увеличились.

Автомобиль получил усиленные пружины и амортизаторы, а заодно базовый усилитель руля ZF. Первый серийный для автомобилей ВАЗ.

Люксовый вэн Лада-Менеджер.
Люксовый вэн Лада-Менеджер.

Семь мест — это хорошо. Но в такой конфигурации багажника практически не было, а на заднем сиденье оказалось все равно тесно. Для дальних путешествий оно годилось разве что детям.

Кроме того, сзади было очень душно. Окна не открывались, а система вентиляции со своими функциями не справлялась. Некоторые владельцы именно поэтому врезали потом в крышу люк.

Из-за неудачного угла наклона массивных передних стоек у Надежды была посредственная обзорность. Это отмечали даже специалисты полигона – из-за больших слепых зон автомобиль сертифицировали скрепя сердце.

Надежды, которых не было

Рестайлинговая Надежда, 2003 г.
Рестайлинговая Надежда, 2003 г.

В ОПП машин делали немного. Дилеры неохотно брали редкий и необычный автомобиль, а многие потребители о нем даже и не знали. Остальные побаивались мелкосерийной, необычной модели. И куда более дорогой, чем Нива.

Пытаясь расширить круг клиентов, в ОПП ВАЗа сделали несколько модификаций. Версию Лада-Менеджер отличали высокая крыша, иная планировка салона, отделанного кожей и деревом. Такой автомобиль собрали для московского автосалона в единственном экземпляре, а вскоре предсказуемо отправили в заводской музей.

ВАЗ-2120 Утилитер с удлиненным задним свесом.
ВАЗ-2120 Утилитер с удлиненным задним свесом.

Перспективнее выглядели автомобили серии ВАЗ-21208 Утилитер с удлиненным на 300 мм задним свесом. Часть машин – с высокой крышей. Собрали лишь с десяток опытных образцов. А ведь подразумевали, что таким может быть и вэн, и грузовой фургон, и такси.

ВАЗ-2120 такси с увеличенной высотой.
ВАЗ-2120 такси с увеличенной высотой.

Под влиянием лондонских кэбов сделали и такси со стандартным кузовом. Мест в салоне было всего четыре, зато просторные. А багаж располагался справа от водителя.

Был проект грузовика на базе Надежды. Пикапы из нее делали не для продажи, а в качестве внутризаводского технологического транспорта.

В 2007-м соорудили прототип под индексом 2920 с полурамой, бортовым кузовом, рессорной задней подвеской. Такие машины планировали делать на заводе «Чеченавто» в Аргуне, где понемногу собирали ВАЗ-2107.

Непонятно, зачем был нужен такой автомобиль при наличии широкой гаммы моно- и полноприводных аналогов, которые в Тольятти успешно производили и ВАЗ, и его дочерняя компания ВИС.

Молодая и редкая

До 2006 года собрали чуть более 7100 автомобилей, максимум – почти полторы тысячи в 2004 году. Производство при таких объемах признали нерентабельным.

Надежду отправили в отставку. Длинную Ниву ВАЗ-2131 делают до сих пор. Но этот автомобиль куда больше унифицирован с базовой Нивой.

Владеть сегодня Надеждой может лишь человек не просто увлеченный, а готовый к самым разным тяготам и лишениям. Запчастей – нет.

И не только кузовных, но и, например, оригинальных деталей подвески — пружин и амортизаторов. Энтузиасты придумывают, чем заменить элементы ходовой, и ищут уже нерабочие автомобили в качестве доноров кузовных деталей.

В награду за смелость и упорство – любопытные взгляды прохожих и ощущение обладания раритетом. Пусть и не старым по возрасту, но не менее редким, чем некоторые модели, выпущенные на два-три десятилетия раньше.