Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Идеал женской красоты в мировой живописи

Оглавление

В период “старых мастеров” одним из главных, если не ключевым, источником вдохновения и объектом изображения была Прекрасная Дама. Она символизировала собой совершенную, возвышенную красоту. Художники стремились запечатлеть не только образы своих реальных или вымышленных спутниц, но и, что важнее, их одухотворенную красоту, воспринимаемую как божественное творение.

Но что такое божественное творение? Представления об идеале красоты у художников разных стран и эпох очень разнилось. Все зависело от времени и традиций, а также от самой личности творца: от обстоятельств его жизни и особенностей творчества. Предлагаем в этом убедиться.

Сандро Боттичелли

Все женские образы Боттичелли наполнены его возвышенными чувствами, его женщины грустны и задумчивы, они всегда слегка приподняты над землей, они эфемерны и недоступны так же, как далека была от художника реальная Симонетта.

Изысканные жесты, легкие наклоны голов, полуприкрытые глаза, струящиеся одежды и неземной красоты текучие, гибкие, вьющиеся, уложенные в затейливые прически и украшенные жемчугом золотистые волосы — эти героини узнаются сразу и производят впечатление до сих пор своей недосказанностью и изяществом.

Портрет молодой женщины 1476−1480
Портрет молодой женщины 1476−1480
Звали ее Симонетта Веспуччи, она прибыла во Флоренцию из Генуи и произвела фурор своими талантами и манерами, но прежде всего — своими синими глазами и золотыми локонами. Среди ее поклонников были представители всех знатных семейств города, и самый страстный из них был покровитель молодого художника — блестящий вельможа Джулиано Медичи.
Эта девушка, аристократка, с которой он едва ли даже когда-либо разговаривал, очень рано ушла из жизни и превратилась в легенду. Она стала для впечатлительного Сандро источником вдохновения на долгие годы, ее черты можно было увидеть во всех его шедеврах — в «Весне» и в «Венере», в росписях ватиканской капеллы или вилл семейства Медичи, в образах мадонн.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482−1486. Фрагмент.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482−1486. Фрагмент.
Сандро Боттичелли. Весна. Три грации. 1482. Фрагмент.
Сандро Боттичелли. Весна. Три грации. 1482. Фрагмент.

Лукас Кранах Старший

Надо отметить, Кранах первым среди немецких мастеров обратился к образу Венеры, написанной в жанре ню, его богиня любви отличается вытянутым силуэтом, манерной пластикой, лукавым взором, она таит в себе скорее угрозу, нежели удовольствия. Даже обнаженные на картинах Кранаха выглядят как аристократки, поскольку автор украшает своих Венер, Граций или Нимф драгоценными ожерельями, роскошными головными уборами или тончайшими вуалями, что придавало им черты утонченной эротики.

Его дамы отличаются стройностью, даже хрупкостью, их движения ломкие, силуэты тонкие, черты лица острые, глаза чуть раскосые, взгляд пронзительный, губы тонкие и сжатые. Женщины на картинах Кранаха рафинированны, они модно и очень изысканно одеты, они проницательны и коварны, их красота — это красота куртуазных придворных, изощренных и надменных, даже если названы картины «Саломея» или «Лукреция».

Лукас Кранах Старший. Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1530. Фрагмент.
Лукас Кранах Старший. Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1530. Фрагмент.
Лукас Кранах Старший. Лукреция. 1525−1550
Лукас Кранах Старший. Лукреция. 1525−1550
Лукас Кранах Старший. Портрет Сибиллы Клевской. 1526
Лукас Кранах Старший. Портрет Сибиллы Клевской. 1526
Портрет Сибиллы Клевской. 1526. Веймарский замок, Веймар Интересно, что свой эталон красоты — рыжую девушку с немного лисьим лицом — Кранах также встретил в реальности. Это была невеста его покровителя курфюрста Иоганна Великодушного — принцесса Сибилла Клевская, с которой он познакомился, когда написал ее свадебный портрет. Именно после встречи с Сибиллой в творчестве художника стали преобладать картины с изображением женщин: это могли быть реальные дамы или библейские героини, но все они обладали чертами Сибиллы.

Питер Пауль Рубенс

Художник воплощал на картинах типаж дородной полнокровной женской красоты, который находил живой отклик у современников. Мир в картинах Рубенса должны были населять именно такие дамы — рубенсовских форм.

Самое удивительное, что уже в зрелом возрасте и в зените славы овдовевшему мастеру встретилась юная девушка, которая была живым воплощением его идеала. Немудрено, что Елена Фоурмен вскоре стала не только супругой художника, но и его неизменной моделью всех последующих лет. Рубенс не уставал любоваться прозрачной кожей и золотыми волосами своей молодой жены, создавая десятки ее портретов, среди которых самым проникновенным стал его шедевр «Шубка».

Питер Пауль Рубенс. Шубка. 1638. Фрагмент
Питер Пауль Рубенс. Шубка. 1638. Фрагмент
Рубенс вошел в историю культуры не только как гениально одаренный живописец, но и как создатель национального фламандского типа красоты, таким достижением могут гордиться немногие художники.

Более подробно эта тема раскрывается в книге историка и искусствоведа Александры Жуковой “Популярные сюжеты в живописи” (12+): https://ast.ru/book/populyarnye-syuzhety-v-zhivopisi-884781/

Здесь автор также поднимает темы:
– образы животных в мировой живописи
– цветы в мировой живописи
– плоды в мировой живописи
– образы святых в мировой живописи
– аллегории в мировой живописи
– автопортреты в мировой живописи

-8