- Мам, а когда я смогу переехать в свою квартиру?
В ответ на его вопрос мама набрала полную тарелку салата и принялась сосредоточенно жевать его. Антон, который салат уже доедал, удивленно поднял брови.
- В какую квартиру, Даня? - спросил он, не совсем понимая, о чем идет речь.
***
Машина постоянно ломалась.
То карбюратор начнет чихать, то генератор решит устроить концерт диссонансов, то какая-нибудь неведомая сила заставит тормоза скрипеть так, будто все, конец уже близко.
Антон, одетый в заляпанную маслом куртку, с сосредоточенным лицом склонился над открытым капотом. Его руки, покрытые мелкими царапинами, орудовали гаечным ключом. Он все уговаривал машину завестись:
- Завтра мне уже на работу ехать. Потом неделю работать. Когда мне еще тебя чинить? Ну заводись уже!
Вдруг сквозь мерный стук молотка и звон инструментов донесся другой звук - женский голос. Этот звук, к несчастью Антона, был ему до боли знаком.
Его жена скандалит дома:
- Даня! Ты вообще слушаешь, что я тебе говорю?! Поступление в ВУЗ - это не обсуждается! - визжала Вита.
Если она скандалит, то это обычно редко, но метко. То есть, в курсе будут все.
Затем послышался и второй голос.
Это был Даня, пасынок Антона, которому недавно, уже в начале одиннадцатого класса, исполнилось восемнадцать.
- Мама, я тебе уже сто раз говорил! Мне не нужен твой диплом! Четыре года страдать ерундой - зачем?? Чтобы тебе диплом принести! Тебе он нужен - ты и учись!
Антон вздохнул, вытер пот со лба и продолжил возиться с машиной.
Эти перепалки стали привычным саундтреком его гаражных будней. Вита никогда даже не рассматривала вариант, что сын не пойдет получать высшее. Для нее высшее образование было не просто ступенькой к карьере, а своего рода маркером успешности, маркером того, что он у них умный мальчик. Дане же вся эта учеба еще в школе надоела, он не знал, как дотерпеть этот одиннадцатый класс.
- Ты просто ничего не понимаешь, Дань! Это твое будущее! Потом будешь меня благодарить! - продолжала настаивать Вита.
- Я буду благодарен, когда пойду работать и начну получать собственные деньги, а не зубрить какую-то чушь, которая мне в жизни не пригодится! - кричал в ответ Даня.
Антон старался не вмешиваться в их ссоры. Его политика была проста: пока гром не грянет, и машина не починится окончательно, он будет заниматься своим делом. Его машина, в отличие от пасынка, хоть и ломалась, но не требовала от него таких эмоциональных затрат.
Внезапно из дома выскочила Вита, тут же бросившись в гараж к мужу.
- Антон! Хоть ты ему скажи! - крикнула она, - Представляешь, что этот… этот… ох, как я сейчас зла на него… представляешь, что мой сынок опять заявляет? - выдохнула она, не дав Антону даже поднять голову, - Что универ ему на… не нужен, в общем!
Антон аккуратно положил гаечный ключ.
- Опять вы все об этом?
- Он сказал, что после школы больше никуда не хочет поступать! Вообще! Никуда! Слышишь, Антон? - Вита буквально рвала и метала, - И что прикажешь мне с ним делать? Вырастили на свою голову! Работать он пойдет! Да кому он сдался без высшего образования?
Антон считал, что такие решения парень должен принимать самостоятельно. Пойдет на работу, поработает годик, а там уже посмотрит, нужен ему диплом или как.
- Ну… может, не стоит так на него давить, Вит? Парень еще молод, сам потом решит, кем хочет стать. Может, его заинтересует какая-то профессия, которую он сейчас просто не видит. Остынь. Ты такими криками его точно не уговоришь.
А Вита считала, что тут и думать нечего.
- Подавить? Да я не давлю, я его спасаю! А ты… ты ничего не понимаешь, Антон. Ты вообще не понимаешь, что такое ответственность за будущее ребенка! Тебе плевать, конечно, где он будет учиться, кем работать…
- Мне не плевать, но я не вижу смысла его заставлять. Ну, заставишь его - а потом? Потом он диплом тебе на стол кинет, а по специальности все равно работать не будет.
- Зато образование получит!
- Не дави. Пускай определится сам.
- Да ну тебя…
Антон лишь пожал плечами и снова вернулся к своей машине, чувствуя, что добром это не закончится. Он Виту знает. Она от сына не отстанет. А Дане такой же упрямый, как его мать. Не хочу учиться - не пойду, а то и на зло потом не пойдет, даже если передумает.
***
Осень сменилась промозглой зимой. Вита и Даня продолжали свои словесные перепалки, тишины в доме не было почти никогда. Антон, как и прежде, предпочитал отсиживаться в своем гаражном убежище, ремонтируя машину и наблюдая за этим бесконечным сериалом с печальным концом.
Однажды холодным февральским днем, когда снег засыпал все дороги, а мороз сковал улицы, Антон был на работе. Вита, как обычно, продолжала свою “воспитательную” деятельность.
- Даня, да сколько можно! Показал характер, помотал нервы матери - и будет тебе. Скоро ЕГЭ, а твоей подготовки я что-то не вижу… - нудила Вита.
Даня как раз доделывал задачку по геометрии.
- Мам, если бы я и хотел куда-то поступать, то ЕГЭ бы и так сдал без проблем. Но я не хочу. Так что тем более все нормально.
- Нормально? Это ты называешь нормально? Ты же без высшего образования никуда не устроишься! Будешь потом таскать тяжести…
- Может, мне и грузчиком хорошо будет! - буркнул Даня.
Вита, видя, что старые методы, как не работали, так и не работают, решила сменить тактику. Этот план созревал давно, только она не знала, как это лучше подать.
- Знаешь, Дань… если ты поступишь, мы с Антоном сделаем тебе подарок!
Даня заинтересованно поднял голову:
- Степлер?
- Не начинай.
- Хорошо. Какой подарок?
- Квартиру! - заявила Вита так, будто Даня уже переезжал в собственную квартиру, - Ты только представь! Сразу после университета - собственное жилье! Не нужно будет снимать, не нужно будет влезать в ипотеку. Все свое, уже с мебелью и ремонтом. Как тебе такое? Стоит это четыре годика поучиться, а не тридцать лет ипотеку платить? Как думаешь?
Даня, который до этого момента относился к идее поступления в ВУЗ, как к наказанию, вдруг задумался. Свое жилье… Это было что-то новенькое. Он никогда об этом не задумывался. То есть, он вообще пока не задумывался про свое жилье. Он учится в школе, денег нет, а, когда и появятся, то это однозначно ипотека…
- Квартиру? - переспросил он, и в его глазах мелькнул огонек интереса.
- Да! Квартиру. Представь, ты заканчиваешь универ, получаешь диплом, и у тебя уже есть свой уголок. Это же просто мечта! Я в твои годы о таком и мечтать не могла, - наседала Вита, чувствуя, что зацепила его, - И Антон тоже согласен, правда, Антон? - она бросила взгляд в сторону пустого кресла, будто он сидел там и кивал.
Данька, почувствовав, что это уже не просто мамины фантазии, а что-то реальное, начал задумываться. Он не был глупым парнем, просто ему не хватало мотивации. А тут - квартира! Это было весомо. Очень даже мотивирует.
- Но… как? - спросил он.
- Очень просто! Та, что сейчас стоит без дела. Если ты поступишь и, это важно, закончишь универ, мы тебе ее подарим. Своего рода инвестиция в твое будущее. И Антон готов помочь, - Вита, казалось, уже все себе прекрасно представила и расписала.
Даня, который до этого момента был абсолютно равнодушен к учебе, вдруг почувствовал прилив сил. Квартира! Его собственная квартира! Этот образ был настолько ярким, что он, сам того не ожидая, кивнул.
- Хорошо, - сказал он, - Я попробую.
- Но университет выберу я, - сказала Вита.
- Да без разницы, - кивнул Даня.
Своего мама все ж добилась.
Даня, осознав, что теперь у него есть четкая цель, взялся за подготовку к ЕГЭ с невиданным ранее рвением. Он действительно был неглупым. Со школьной программной дружил, а тут еще начал активнее заниматься, решать задачи, читать учебники.
Так начался новый этап в жизни Дани.
Дни сдачи ЕГЭ прошли для него как в тумане, но, когда пришли результаты, он сам чуток удивился удивился. Он рассчитывал на хорошие баллы, но баллы были не просто хорошими… Баллы были отличными. Вскоре он поступил. На юридический факультет. Университет оказался довольно сложным, с жестким расписанием и огромным объемом материала. Отлынивать было невозможно. Мама при выборе постаралась.
Первые недели прошли в эйфории. Даня поверил, что он студент, но потом начались жесткие будни. Лекции, семинары, рефераты, курсовые - все это требовало времени и сил. Даня, который раньше мог после школы проваляться в постели весь день и сделать домашку за час, теперь едва успевал спать.
- Даня, вставай! Первая пара через час! - стучалась к нему Вита по утрам, когда Даня только-только закрывал глаза, погружаясь в короткий беспокойный сон после написания очередного реферата.
- Мам, дай поспать... - ныл Даня.
- Спать некогда! У тебя пары! Ты же сам хотел квартиру! - напоминала Вита, - Если отчислят, то…
- Да понял я. Договор аннулируется.
- Умничка.
На втором курсе, когда уже адаптировался, Даня захотел пойти работать. Он даже устроился в типографию - работа была несложной, но требовала времени. По вечерам, по выходным он пропадал на работе, и результаты зимней сессии это отлично продемонстрировали.
- Даня, ты же знаешь, что это несовместимо, - говорила Вита, глядя на его потрепанный вид, - Тебе нужно учиться, а не бегать по работам. Вон уже, все предметы запустил.
- Ну, красный диплом я тебе и не обещал…
- Но это в идеале, - сказала мама.
- Это перебор.
- Ладно. Но сказываться на учебе твоя работа не должна.
Но совмещать учебу и работу оказалось невыносимо тяжело. Недосып, усталость, пропущенные занятия - Даня быстро понял, что это путь в никуда. Он уволился и снова погрузился в университетские дела.
Это как бесконечный марафон: учеба, подготовка к экзаменам, сессии.
Когда Вита и Антон собирались в отпуск в Таиланд, Даня оставался дома.
- У меня сессия, мам, - говорил он, с завистью глядя на их довольные физиономии.
Так и тянулись эти четыре года.
Даня, конечно, не забывал о квартире. Он часто думал о ней как о награде, которая вот-вот станет его, но все равно было тяжко.
И вот настал день. День, когда Даня наконец получил заветный диплом. Они в узком кругу - Вита, Антон и сам Даня - собрались, чтобы отметить это событие. На столе стояли шампанское, салаты, торт. Очень торжественно.
- Сынок, поздравляю! - сказала Вита, обнимая Даню, - Ты справился!
- Спасибо, мам, - улыбнулся Даня, чувствуя, как на душе становится легче. Да и жить стало легче. Он сегодня впервые за четыре года собрался отоспаться.
После нескольких тостов, когда все немного расслабились, Даня, осмелев, задал вопрос, который давно мучил его.
- Мам, а когда я смогу переехать в свою квартиру?
В ответ на его вопрос мама набрала полную тарелку салата и принялась сосредоточенно жевать его. Антон, который салат уже доедал, удивленно поднял брови.
- В какую квартиру, Даня? - спросил он, не совсем понимая, о чем идет речь.
- Ну, Антон, в ту, которую мы ему обещали, - пояснила Вита, - Квартира ведь у тебя, Антон, все равно пустует. Мы там не живем и жить не будем. Так что мы ее Дане и отдадим. По-моему, это оптимально.
Антон удивленно посмотрел на Виту, потом на Даню.
- Мы? Вит, мы с тобой об этом ни разу не говорили. Вит, квартира не простаивает. Она сдается. Я ее сдаю и собираюсь сдавать и дальше, чтобы было на что жить на пенсии. Я тебе об этом часто говорил.
- Ну, говорил и говорил, - потянулась к нему Вита, - Планы иногда меняются. А Дане квартира нужна.
Даня, который еще минуту назад пребывал в радостном предвкушении, вдруг почувствовал, что его развели.
- Мам! Ты же обещала! - вырвалось у него.
За столом разгорелся долгий и напряженный спор. Антон, которому Вита ни разу не говорила об этом обещании, был удивлен больше всех.
- Вита, о чем ты говоришь? Я тебе ничего не обещал. Я не собираюсь дарить тебе квартиру! - категорично заявил Антон.
- Но… но ты же согласился…
- На что я согласился? На то, чтобы ты его мотивировала? Я думал, мы поддержим его, когда он поступит, и когда окончит. Там, деньги подарим, с работой постараемся помочь. Но я не соглашался отдавать свою квартиру!
Даня, который все эти четыре года старался, терпел, жертвовал собой, теперь с отчаянием смотрел на мать.
- Ты… ты так меня обманула?
- Ну, так получилось», - развела руками Вита, будто была жертвой обстоятельств, - Я думала, мы все вместе решим…
Естественно, Даня обиделся на мать. Это было не просто обещание, это была сделка, которая поддерживала его на плаву все эти годы. И теперь, когда он выполнил свое обещание, оказалось, что сделка недействительна.
Через несколько дней, когда Антон и Вита были в супермаркете и закупались продуктами, Вита снова завела разговор об этом.
- Антон, так нельзя. Раз обещано, надо сделать. Мы не живем там! Арендаторы съедут! А до пенсии нам еще далеко! - нашептывала она, кладя в тележку пакет с морковью.
- Вит, я тебе уже говорил. Я на это не соглашался. Ты сама ему это пообещала. Ты и должна выполнять свои обещания, - ответил Антон, аккуратно складывая фрукты в корзину.
- Но я не могу сама купить ему квартиру! Ты же знаешь! - возмутилась Вита.
- Вот именно. Сама обещала - сама и решай. Может, возьмешь ипотеку? Устроишься на работу? Будешь платить сама? А я, если что, помогу с первым взносом, - предложил Антон, глядя на ее лицо.
Вита, услышав это, тут же замолчала. Мысль о работе, ипотеке, взносах по ипотеке - все это явно не входило в ее планы.
- Это... это уже слишком, - пробормотала она, и на этом разговор был окончен.
Вскоре Даня, осознав, что квартиры ему не видать, нашел работу и, судя по всему, неплохо устроился. Квартиру снял, только мать туда не приглашал.
А Вита, сидя дома, жаловалась ему по телефону:
- Я-то готова выполнить обещание, Дань. Я бы тебе квартиру отдала, честно. Но Антон отказывается! Тут совсем не во мне дело, понимаешь? Я-то все для тебя, но Антон…
Но Даня не велся на это.
Он, наученный горьким опытом, теперь, вероятно, будет гораздо осторожнее в своих ожиданиях.