Найти в Дзене
Моторный Ренессанс

ИЖ-2715 «Каблучок»: как первый советский фургон продержался 30 лет и стал легендой народного хозяйства?

ИЖ-2715 можно назвать не только одной из самых оригинальных моделей времён Советского Союза, но и одной из самых востребованных. Неспроста эта машина смогла продержаться на конвейере Ижевского предприятия почти 30 лет. По сути, это первый отечественный грузопассажирский автомобиль. Сегодня коммерческая техника доступна как крупным компаниям, так и частным фирмам. Но в СССР всё было иначе. Поэтому в те времена ИЖ считался «тёмной лошадкой». Между тем «Каблучок» повсеместно использовался в народном хозяйстве. Простые граждане смогли оценить все его достоинства в 90-х, когда в нашей стране активизировалась предпринимательская деятельность. ИЖ-2715 — это первый коммерческий легковой автомобиль в СССР. По сути, фургон создавался с расчётом, что жёсткий верх можно снять. После этого кузов превращался в пикап. По паспорту грузоподъёмность автомобиля составляла 450 кг, но в него без проблем загружали в два, а то и в три раза больше. Это неоднократно подтверждалось в 90-х. Конечно, из-за такой
Оглавление

ИЖ-2715 можно назвать не только одной из самых оригинальных моделей времён Советского Союза, но и одной из самых востребованных. Неспроста эта машина смогла продержаться на конвейере Ижевского предприятия почти 30 лет. По сути, это первый отечественный грузопассажирский автомобиль. Сегодня коммерческая техника доступна как крупным компаниям, так и частным фирмам. Но в СССР всё было иначе. Поэтому в те времена ИЖ считался «тёмной лошадкой». Между тем «Каблучок» повсеместно использовался в народном хозяйстве. Простые граждане смогли оценить все его достоинства в 90-х, когда в нашей стране активизировалась предпринимательская деятельность.

Особенности

ИЖ-2715 — это первый коммерческий легковой автомобиль в СССР. По сути, фургон создавался с расчётом, что жёсткий верх можно снять. После этого кузов превращался в пикап. По паспорту грузоподъёмность автомобиля составляла 450 кг, но в него без проблем загружали в два, а то и в три раза больше. Это неоднократно подтверждалось в 90-х. Конечно, из-за такой варварской эксплуатации машина долго не выдерживала, но свою стоимость отрабатывала несколько раз.

Ещё одна деталь — у машины было несколько прозвищ. Наиболее известное — «Каблучок» (за форму кузова). Чуть позже фургон стали называть «Пирожок» — из-за частой развозки хлебобулочных и кондитерских изделий. Не менее востребованным автомобиль был в службе сбыта, на почте, в общепите и НИИ. Что интересно, в производстве ИЖ-2715 был дороже грузового УАЗ-452Д и даже среднетоннажного ГАЗ-51. Но в эксплуатации эта разница нивелировалась: ижевская модель потребляла вдвое меньше ГСМ. Автомобиль комплектовался экономичными моторами, был простым, надёжным и ремонтопригодным.

-2

История создания

В послевоенные годы, когда жизнь в СССР постепенно возвращалась в привычное русло, неожиданно обнаружилась проблема: стране катастрофически не хватало компактных машин, способных перевозить 400–500 кг. Малотоннажные пикапы уже существовали и работали в сельской местности и на предприятиях, но из-за климата и слабой проходимости повсеместно их использовать было трудно. Альтернатива — полноценный грузовик (например, ЗИЛ), что влекло лишние расходы.

Идею создать малотоннажный автомобиль «на каждый день» подсмотрели в Европе: там были востребованы компактные грузовики на базе легковушек. В СССР решили сделать аналог, годный для местных условий. За основу взяли «Москвич». Работы начались в 60-е, продажи ИЖ-2715 стартовали в 1972 году. Машина представляла собой фургон «на все случаи»: развести стройматериалы, продукты и т. п. Ключевые качества — надёжность, ремонтопригодность, грузоподъёмность.

В основе ИЖ-2715 лежал «Москвич-434», но базовую модель серьёзно модифицировали. Переработали кузов: «нарастили» верх, сменили остекление, вместо задней двери поставили глухие панели. «Москвич» выбрали не случайно — это была грузопассажирская модель, способная взять более 400 кг. Больше всего изменений пришлись на корму, ей придали прямоугольную форму. Верх можно было снять, превратив фургон в пикап. Кабина осталась прежней, двухместной.

-3

Легенды об ИЖ-2715

Вокруг грузовых ИЖей ходило немало баек.

  • Считалось, что пикап изначально делали под экспорт. Это похоже на правду: в СССР открытый кузов был неудобен, а в послевоенной Европе такие машины пользовались спросом. «Автоэкспорт» инициативу поддержал; дилеры и сами переделывали «Москвичи», срезая крыши.
  • Существовало мнение, что фургон не был особо востребован, ведь его не предлагали вместе с седанами и универсалами. На деле модель продержалась на конвейере до 2001 года, выпущено около 2,3 млн машин — один из самых массовых малотоннажных фургонов.
  • Ещё один миф — будто фургон и пикап технически различались. Нет: это одна база, на фургон приваривали «будку». Пассажирскую версию фургона не выпускали вместе с грузовой: сначала людей возили на первом типе кузова (например, в вытрезвители), а «пассажирка» появилась лишь в 1987-м (три окна и две лавки внутри) и популярности не снискала.
  • Наконец, что ИЖ-2715 при связях мог купить частник. В реальности до конца 80-х даже списанная техника редко попадала в частные руки. Путаницу вносила грузопассажирская модификация — она в розницу всё-таки поступала. Массовые продажи начались после распада СССР: в 1991-м фургон стоил ~10 тыс. рублей, очень скоро — уже 20–30 тыс.
-4

Технические характеристики

ИЖ-2715 пережил два поколения и рестайлинг.

1972–1982: УЗАМ-412ДЭ и УЗАМ-412Э, 1,4 л, R4, бензин А-76.

— 67 л.с., 102 Н·м, МКПП-4; расход: город ~10,3 л, трасса ~6,9 л.

— 75 л.с., 106 Н·м, МКПП-4; трасса ~7,5 л.

Привод — задний. 0–100 км/ч ~19 с, «макс.» ~115 км/ч.

Габариты: 4100×1600×1760 мм; база 2400 мм; клиренс 185 мм; отсек 1600×1440×1160 мм; бак 46 л.

Подвеска: спереди независимая (двойные рычаги), сзади зависимая (рессоры). Тормоза барабанные по кругу, стояночный — ручной.

Грузоподъёмность: 490 кг (67 л.с.) и 590 кг (75 л.с.).

-5

С 1977 — рестайлинг; 1982 — второе поколение (ИЖ-2715-01):

Максимальная скорость до 125 км/ч; длина 4130 мм; ширина минус 10 мм; высота 1825 мм; передние тормоза — дисковые.

Поздние годы (до 2001):

УЗАМ-311, 1,6 л, 80 л.с., 127 Н·м. 0–100 — 17,7 с, «макс.» 150 км/ч. Расход: город ~9,5 л, трасса ~6,4 л. Привод — задний, МКПП-4. Габариты — прежние.

Производство

Главный конвейер Ижевского автозавода запустили в 1971-м. Помимо «Москвич-412» малыми сериями собирали фургон «Москвич-434» — спрос оказался высоким, и родился ИЖ-2715. Первая партия — 1972 год (829 машин), поток — с 1973-го: 33 271 шт., 45 800 шт. (1974), 45 000 шт. (1975). Пикапы пошли параллельно, но меньшими объёмами. В 1982-м — модернизация (ИЖ-2715-01). В 1986-м — ИЖ-27156 (грузопассажирский). После 1991-го модель стала ключевым источником дохода завода. Всего — 2 317 493 автомобиля за ~30 лет.

-6

Версии

1972–1982:

— ИЖ-2715 — цельнометаллический фургон с двустворчатой дверью;

— ИЖ-27151 — пикап с откидным бортом.

-7

С 1982: новая решётка, круглая оптика, иной капот, «утопленные» ручки, без форточек (иногда встречались).

— ИЖ-2715-01 — фургон;

— ИЖ-2715-016-01 — фургон (80 л.с., руль ВАЗ-2108/09, кресла ИЖ-2126);

— ИЖ-2715-011-01 (АИ-76) / -014-01 (АИ-93) — фургоны под разные сорта топлива;

— ИЖ-27151-011-01 — пикап (до 1977-го);

— ИЖ-27156 — 6-местная грузопассажирская (1988–2001);

— ИЖ-27151-013-01 (Elite PickUp) — экспорт: Латинская Америка (Панама), затем Финляндия; удлинённая платформа, квадратная оптика. В 90-е сделали опытную партию «остеклённых» фургонов (10 шт.) — в серию не пошли из-за управляемости при загрузке, часть использовали как санитарные.

-8

ИЖ-2715 сейчас

ИЖ-2715 по праву называют лучшим советским фургоном: он оставил заметный след в истории автопрома. На дорогах встречается и сегодня (чаще — фургоны; пикапы редки). На момент написания автомобиля 1990 года просят от ~100 тысяч рублей (состояние — на любителя).

Подписывайтесь на канал — впереди новые материалы, советы и разборы, которые помогут вам чувствовать себя увереннее за рулём.
Берегите себя на дороге и всегда оставайтесь хозяином ситуации. 🚘

Ни гвоздя, ни жезла!