Найти в Дзене
legoman_russia

Поговорим про unLEGO - новый 3D паровозик

Пожалуй, это единственный случай, когда для меня самого представляет интерес разделившееся мнение фанатов, один лагерь которых радуется появлению новинки, другие же выдвигают не менее обоснованные опасения. А случилось вот что: компания LEGO анонсировала выпуск в октябре 2025 года очередного рождественского набора 10361 "Праздничный экспресс", центром внимания которого стал небольшой паровозик, выполненный по технологии 3D печати.

Мы уже знаем про уточку, которой я посвящал несколько публикаций, начиная с ее появления, и заканчивая кратким экскурсом того, какой она вообще могла стать и как появилась на свет. Упоминал я специальный брелок, и даже несколько слов про тренажер рассказал. Но все это примеры уникальные. А вот новый паровозик - явление массовое, оттого и откликов на него уже в первые часы после анонса поступило очень и очень много.

Если мы хотим узнать секреты кунг-фу, нам нужен китаец. В желании постичь премудрости щей - ищи русского. А хочешь узнать мнение о новом 3D паровозике от LEGO, тебе никто не поможет так как датчане. И в первую очередь мы обратимся к мнению одного из сотрудников LEGO 3D Team - того самого отдела компании, который ответственен за такие вот эксперименты.

Собственно, такого отдела в LEGO и нет. А 3D Team является частью завода Kornmarken (КОМ), где "печатают" все, что только можно. При нем действует подразделение прототипов, известное сегодня как Technology Department. Я также упоминал на канале, что начиналось всё ещё в 1959 году с создания отдела LEGO Futura, где тестировались новые элементы. Часто в этот процесс вовлекались дети сотрудников да и просто детвора из Биллунда.

Еще несколько лет назад, может быть, в середине 2023 года, кто-то делился, что LEGO собирается сделать что-то вроде 3D-печатной детали для секции Build-A-Minifigure. Планировалось некое украшение, декоративный элемент для фигурки, но совместимый с кубиками. По крайне мере за счет наличия стадов. Но теперь мы видим, что это деталь для обычного набора, хотя и выполняющая функцию аксессуара для фигурки. Паровозик в наборе - самая настоящая отсылка в игрушке в руках ребенка.

У меня есть пояснение одного из сотрудников команды. Вот что он указывает: "Мы первые в мире, кто занимается этим по объему производства. В этой теме много людей, которые судят о 3D-печати, основываясь на том, какой тип печати они знают по бытовым и полупромышленным принтерам. Конечно, мы используем совершенно другую технологию. Нет никакого риска, что 3D-печать заменит формованные кубики, но здорово иметь возможность изготавливать, например, движущиеся части столь же высокого качества. Это могут быть цельные амортизаторы, которые не нужно собирать в разобранном виде. Рассматривайте 3D-печать LEGO как дополнение к технологическим возможностям. Пока еще рано говорить о чрезмерной массовости таких деталей, но мы работаем над этим".

Конечно же в самом ближайшем времени мы станем очевидцами не одного интервью с дизайнерами набора. А вот мнение специализированного департамента компании останется за кадром. А ведь оно объясняет гораздо больше по данной теме. Кроме того, оно соответствует ранее имевшим место объявлениям компании, высказываемым в закрытом, или вернее в ограниченном режиме.

-2

Вернемся в 2023 год. Это была отдельная презентация месяц спустя после проведенного AFOL Day в LEGO House, когда LEGO обсуждала 3D-печать после показа той самой, ставшей знаменитой на весь мир уточки. По рассказам сотрудников профильного отдела, сначала тестировали прототип без окраски, то есть белый. Затем испробовали тёмно-красный, тёмно-синий и тёмно-зелёный - те же оттенки, что и у всем известной утки. Посмотрите мои ссылки выше, часть этих изображений вы увидите, хотя в массовом сознании уточка только темно-красная, и даже о ее темно-зеленой версии из набора Inside Tour 2024 года знают не многие. Здесь же показывали разные прототипы дизайна этой уточки.

Но LEGO не планировала включать ее в набор. Похоже, единственная причина, по которой они выбрали утку для AFOL Day, - это её история и символ качества. Раздавали ее экземпляры, чтобы получить отзывы о 3D-печати. А саму уточку использовали, чтобы опробовать другие возможности. Потому что LEGO даже на тот момент всё ещё не была уверена, как использовать 3D-технологию в наборах. При этом сама технология 3D-печати в целом используется компанией для создания прототипов уже более 20 лет. Но наборы - это новый этап. Я предполагал еще в то время во время обсуждений с друзьями-коллекционерами, что LEGO не может массово производить их в виде кубиков и прочих элементов. Но все мы допускали возможность появления отдельных "деталей" ограниченным тиражом для специальных наборов. С зеленой уточкой так и случилось. А сейчас у нас рождественский экспресс. Я не удивлюсь, если он будет выпущен ограниченным тиражом, хотя никакого упоминания об этом коробка не содержит. Но одно не исключает другого, и LEGO вполне могли таким "упущением" избежать ненужного ажиотажа. Время покажет.

Но из проведенных мною слов сотрудника явствует, что и тезисы презентации 2023 года мы поняли верно, хотя они передавались нам одним знакомым, кто присутствовал там. К слову, речь также о сотруднике компании.

Но ясно одно: большого распространения такая технология ен получит, как минимум в обозримом будущем, а использовать ее, если и будут, то для изготовления специальных элементов, требующих подвижность при отсутствии составных частей. Все эти характеристики и свойственны известным продуктам рассматриваемого вида.

-3

Я вроде упоминал, что существуют подарки сотрудникам, изготовленные по технологии 3D, например, такой рождественский колокольчик. Он конечно не звенит, для этого металл нужен для этого, но звук издает и получается что-то вроде погремушки. Как и в случае брелока, такие вещи представляют собой памятный сувенир, когда отдел 3D-печати "открывает" свои двери другим работникам датской фабрики. Здесь их знакомят с различными 3D-печатными изделиями и с самой технологией. Явно же, не дизайнеры наборов были заняты изготовлением того паровозика. А вот идею кто-то из них на вооружение принял. Возможно при озвученном посещении мероприятий отдела 3D.

Но с позиций LEGO нужно понимать простую вещь. Формовочные машины не дают возможность отливать цельные подвижные элементы. Тот же трактор Ferguson в свое время представлял собой комплект составных частей, каждая из которых была отлита отдельно. Конечно же в том и состоит логика конструктора - в возможности сборки. Но компания решилась на публичный эксперимент, для которого 3D-печать является лучшей демонстрацией, позволяя создать единым нужный элемент. Ну и если кому-то очень нужно, подскажу, что используемая технология здесь - SLS. Желаете знать больше - google it. К моей теме эти моменты не относятся.

Но вот отмеченный подход к избранному решению компании нашел отклик в среде фанатов. Здесь не важно отношение к паровозику как таковому. Бессмысленно отрицать, что он не может не понравится любому. Приобрести его захочет едва ли не каждый, а мотивы будут ровно такими же, какие мы наблюдаем в сообществе в принципе. Спать и видеть себя обладателем чего-то уникального и (уверен с такой характеристикой паровозика мы ещё столкнемся) редкого, да ещё и получив шанс на реванш с активно раскрученной в медиа пространстве уточкой - станет зримой целью большинства. Это развяжет руки и мошенникам, что уже отмечено в истории с уточкой и пого-элементом.

-4

Да только вот совершенно оправданным звучит вопрос, а что здесь от LEGO? Понятное дело, что мир не стоит на месте, и компания также должна развиваться. В обсуждениях даже приводят указание на то, что экономия при производстве 3D элементов составляет что-то около одного к шести, или к трем. Не принципиально. Компания на активное использование этой технологии не пойдет даже в условиях жесткой экономии. А вот баловать фанатов - вполне.

В большинстве случае отечественные паблики и западные площадки едва ли не салютуют этому сувениру. Заметьте, я использую самое верное слово. Никаких редкостей здесь нет, просто сувенир. Подарок компании и не более. Но сейчас не об этом. Я хочу поделиться мнением датчан. Кто бы что не считал, но про LEGO здесь знают больше, понимают глубже, высказываются авторитетнее. Не доверять датчанам в вопросах LEGO, а следовать мнениям американских блогеров - то же самое, что изучать мир Шаолиня по впечатлениям Марко Поло. И да, я знаю, что в Шаолинь он не бывал. Как говорят в России: до Китая пешком... ну вы знаете.

Так вот, если среди прочих фанатов не самая значительная часть высказывается против таких экспериментов, полагая, что тем самым стирается идея кубика, то датчане в этом вопросе занимают самую жесткую позицию, выражая завидное единение. Лишь несколько слов в поддержку сама идея получила, при этом комментаторы выражают надежду, что только экспериментов дело и закончится. В обсуждениях на этой почве досталось даже "умному" кубику, анонсированному на 2026 год. Так что не добавляйте в щи оливки и базилик, точнее - прислушивайтесь к мнению тех, кто воспитан в тех же условиях, в каких сформированы принципы и культура компании. Они кожей чувствуют риски.

Я же этой заметкой попытался напомнить, что весь успех и неудача самого эксперимента состоит в нашем к нему отношении. Этот паровозик - просто сувенир. И питать надежды или, напротив, упрекать компанию, явно не стоит.

P.s.: Спустя пару дней после публикации следует внести несколько корректив. Большинство из известных представителей LEGO медиа поделились новинкой. А из комментариев к их публикациям заметен перевес сторонников классического кубика. Это радует, но добавляет уверенности в том, что компания просто преподнесла своим фанатам рождественский сувенир.