Забудьте всё, что вы слышали о "Парке Горького". Главный миф об этой группе - что она была самостоятельной. Оказывается, путь на одну сцену с Bon Jovi и Scorpions им проложил один-единственный человек. И это не Белов и не Миньков.
Почему же они 30 лет присваивали себе его лавры? И как громкий суд поставил окончательную точку в этом музыкальном споре? Ответы - во второй части статьи, которая перевернёт ваше представление об истории этой группы.
Первую часть истории группы “Парк Горького” можно прочитать здесь.
Роль Стаса Намина в создании коллектива
Как уточняет Стас Намин, первоначальные студийные сессии коллектива проходили в Нью-Джерси на площадке Майкла Берарди, брата известного продюсера Денниса Берарди, где также работал Джон Бон Джови.
Сам Деннис Берарди недвусмысленно комментирует претензии музыкантов:
Я не постигаю их утверждений о собственной самостоятельности. Ими не было сделано ровным счётом ничего.
В формировании уникального саунда группы основополагающую роль сыграл именно Намин. Первой композицией, фактически заложившей краеугольный камень в стилистику будущего репертуара, стала "Девочка из Нью-Йорка", созданная им на стихи Евгения Евтушенко.
Хотя главный хит "Bang" действительно был написан Николаем Носковым, решение об указании общего авторства на все композиции было частью внутренней договорённости с Беловым. Реально же Носков является автором четырёх песен для того альбома.
Сам Носков подчёркивает тотальный контроль со стороны продюсера:
Стас неизменно курировал рабочий процесс: как сочиняется материал, что именно пишется. Он был персонажем, которая постоянно находилась в непосредственной близости.
Носков же даёт исчерпывающую характеристику:
Беседовать о Стасе Намине - всё равно что рассуждать о Ленине. Это личность планетарного масштаба, чрезвычайно многогранная.
Эту точку зрения в 2011 году поддерживал и Александр Маршал, акцентируя, что именно Намин, в совершенстве владея английским, находил авторов для написания аутентичных текстов, что являлось ключевым условием для интеграции на западный рынок. Примечательно, что одним из соавторов песен, включая "Bang", выступил тот самый Майкл Берарди.
Таким образом, Намин выступил в роли генерального архитектора всего предприятия: от исходной идеи, креативного названия, узнаваемого логотипа и формирования состава до написания дебютного сингла, поиска композиторов, обеспечения музыкантов полным комплектом инструментов, оборудованием, репетиционной базой и стабильным денежным содержанием.
Кто реально открывал двери на мировой рынок
Здесь возникает закономерный вопрос: обладали ли Алексей Белов и Александр Миньков необходимыми связями и ресурсами для самостоятельного выхода на гигантов мировой музыкальной индустрии? Объективные свидетельства опровергают эту возможность. Ещё в 1988 году влиятельный американский промоутер Дон Кинг в интервью Артуру Гаспаряну из "Московского комсомольца" прямо заявил, что причиной его визита в Москву стало исключительно знакомство со Стасом Наминым и его творчество.
Кинг был настолько впечатлён, что заключил с группой десятилетний контракт, сравнивая её потенциал с The Beatles и The Rolling Stones. Именно его команда сняла фильм о визите в Центр Стаса Намина, а сам Кинг лично представил первый клип группы на американском телевидении, где в кадре присутствовал и Намин.
Более того, как свидетельствует Владислав Петровский, Намин лично организовывал визиты в Москву таких титанов индустрии, как Куинси Джонс и Фрэнк Заппа, а впоследствии и президента лейбла Polygram Дика Эшера, которым и демонстрировал свой новый проект.
Итогом этих целенаправленных усилий стало подписание контракта на выпуск альбома, зафиксированное советскими телекамерами. Пресса с восторгом писала об отъезде группы в Нью-Йорк, отмечая, что единственным человеком, сохранявшим спокойствие и уверенность в происходящем, был их менеджер - Стас Намин.
Именно его активная работа с партнерами позволила группе получить бесценный опыт выступления на разогреве у Scorpions во время их легендарного ленинградского концерта и, уже находясь на записи альбома в США, специально прилететь в Москву для выступления на Фестивале мира в Лужниках на одной сцене с Bon Jovi, Ozzy Osbourne, Mötley Crüe и Cinderella.
Почему американская карьера "Парка" рухнула
Триумфальное шествие по Штатам было грубо прервано решением части коллектива. В 1990 году Белов и Миньков приняли сознательное решение не возвращаться из зарубежных гастролей.
Как позднее откровенно признавался Александр Маршал:
Мы не испытывали желания возвращаться обратно. В этом был весь корень проблемы. Мы не хотели ехать в Россию.
Однако этот шаг был расценен западными партнёрами как акт дезертирства. Деннис Берарди констатирует: группа внезапно прекратила всяческое общение и исчезла после организации их первых гастролей, что немедленно привело к разрыву контракта с лейблом Polygram Records и полному коллапсу американской карьеры проекта.
Без уникального вокала Николая Носкова и мощной продюсерской и менеджерской поддержки Намина группа мгновенно утратила как интерес широкой публики, так и доверие профессионального сообщества.
Юридический вердикт: товарный знак, судебные решения и законный владелец
В 1992 году, как только обновлённое российское законодательство предоставило такую возможность, Стас Намин легитимно зарегистрировал все словесные и изобразительные обозначения, ассоциирующиеся с группой, в качестве охраняемых товарных знаков для широкого спектра товаров и услуг, включая звукозапись, концертную деятельность и рекламу.
Законодательство в сфере интеллектуальной собственности не оставляет пространства для дискуссий: любое несанкционированное применение зарегистрированного бренда в коммерческих целях является прямым нарушением.
Как разъясняет адвокат Самвел Караханян, нарушителя ожидают серьёзные санкции: от существенных финансовых взысканий (до 5 миллионов рублей за каждый случай нарушения) до принудительного уничтожения контрафактной продукции. Алексей Белов уже потерпел судебное поражение по данному вопросу и был обязан выплатить компенсацию в размере полутора миллионов рублей.
Крайне показательно, что законный состав группы, реорганизованный в 2022 году при непосредственной поддержке самого Николая Носкова и по инициативе гитариста оригинального состава Александра Яненкова, является единственным, кто обладает бесспорным правом на это историческое название.
Восстановление справедливости
Можно констатировать, что история не оставляет никаких сомнений. "Парк Горького" был, есть и остаётся целостным проектом Стаса Намина - его креативного продюсера, стратегического менеджера и главного вдохновителя.
Его творческий, организационный и финансовый вклад, его эксклюзивные международные связи и легитимные права на бренд - неопровержимы и документально подтверждены.
Упорное отрицание этих очевидных фактов отдельными бывшими участниками, идущее вразрез с показаниями коллег, логикой исторических событий и решениями судебных инстанций, остаётся лишь печальным эпилогом в истории великой группы, не способным изменить истинное положение дел.