Найти в Дзене
Артфикшн

Как Альбрехт Дюрер создал самое знаменитое изображение носорога, ни разу не видя его вживую

В XVI веке Европа пережила сенсацию: в Лиссабон прибыл живой носорог по имени Генда — экзотический дипломатический подарок королю Португалии Мануэлу I из Индии. В то время довольно часто дарили редких животных в качестве дипломатических подарков. До этого носорога в Европе видели только во времена Римской империи, а потом на протяжении тысячи лет считали его мифическим животным, чем-то вроде единорога. И вот, в 1515 году, носорог стал звездой Лиссабона: его выпускали на арену сражаться против слона (который испугался шума толпы и убежал), про него слагали стихи и украшали его скульптурными изображениями здания, а по Европе стали распространяться его зарисовки и письменные описания. Они достигли и Альбрехта Дюрера в Нюрнберге, который, ни разу не видя носорога вживую, создал самое знаменитое его изображение. Его воображение восполнило пробелы в знаниях о животном, например, он добавил ему на спину спиральный рог, как у единорога, а вместо складок кожи покрыл его тело чем-то вроде доспе
Альбрехт Дюрер. Носорог. Рисунок чернилами. 1515. Британский музей, Лондон, Великобритания
Альбрехт Дюрер. Носорог. Рисунок чернилами. 1515. Британский музей, Лондон, Великобритания

В XVI веке Европа пережила сенсацию: в Лиссабон прибыл живой носорог по имени Генда — экзотический дипломатический подарок королю Португалии Мануэлу I из Индии. В то время довольно часто дарили редких животных в качестве дипломатических подарков. До этого носорога в Европе видели только во времена Римской империи, а потом на протяжении тысячи лет считали его мифическим животным, чем-то вроде единорога.

И вот, в 1515 году, носорог стал звездой Лиссабона: его выпускали на арену сражаться против слона (который испугался шума толпы и убежал), про него слагали стихи и украшали его скульптурными изображениями здания, а по Европе стали распространяться его зарисовки и письменные описания.

Они достигли и Альбрехта Дюрера в Нюрнберге, который, ни разу не видя носорога вживую, создал самое знаменитое его изображение. Его воображение восполнило пробелы в знаниях о животном, например, он добавил ему на спину спиральный рог, как у единорога, а вместо складок кожи покрыл его тело чем-то вроде доспехов.

Альбрехт Дюрер. Носорог. Гравюра на дереве. 1515
Альбрехт Дюрер. Носорог. Гравюра на дереве. 1515

Но, поскольку почти никто из европейцев не видел носорога вживую, такое детализированное и величественное изображение было воспринято за чистую правду и стало тиражироваться с помощью гравюр на дереве (которые были относительно дешевы для копирования и торговли).

Вскоре носорог появился в научных книгах, на королевских гербах и даже в церковных изображениях.

И только в XVIII веке, когда в Европе устроили гастроли другому индийскому носорогу, самке по имени Клара, многие поняли, что изображение Дюрера не было полностью точным.

Жан-Батист Удри. Носорог Клара. 1749. Художественный музей Шверина, Германия
Жан-Батист Удри. Носорог Клара. 1749. Художественный музей Шверина, Германия

Как же сложилась судьба того самого носорога короля Мануэла I? Довольно печально. Он пробыл в Лиссабоне менее года, а потом его решили подарить Папе Римскому Льву X, но корабль, на котором его переправляли, затонул.

Сальвадор Дали. Носорог. 1956. Марбелья, Испания
Сальвадор Дали. Носорог. 1956. Марбелья, Испания