Мамину-Сибиряку после безоблачного и счастливого детства судьба приготовила большие испытания бедностью, болезнями, потерей близких и кипами неизданных произведений. Помимо всех внешних невзгод, сам писатель годами боролся с туберкулезом. Несколько раз женился, но ни один брак, к сожалению, не закончился счастливо.
Даже любимые читателем «Аленушкины сказки» были написаны для больной церебральным параличом дочки. Только ребенок вытащил его из пропасти после личной трагедии и спас от тяжелейшей депрессии.
Угнетающая невостребованность
Мамин-Сибиряк, прекрасно владевший практически всеми литературными жанрами, долго не находил отклика у книгоиздателей и редакторов литературных газет. Дмитрий рос в семье потомственного пермского священника. Все свое детство писатель вспоминал воодушевленно. По примеру отца отправился учиться в Екатеринбургское духовное училище. Правда, за свою жизнь так и не добился получения полного образования.
В первые два года учёбы Дима страдал от суровых порядков в училище. Приходилось голодать, потому как часто еды не было на протяжении нескольких дней. Мамину тогда казалось, что это самый тяжелый период в его жизни. Недоедание и постоянные переохлаждения из-за отсутствия одежды привели к тяжёлой форме туберкулёза. Учебу пришлось оставить, а в этот период пришло новое несчастье — смерть отца после тяжёлой болезни. Теперь ответственность за семью полностью легла на Дмитрия. В надежде заработать, он круглосуточно писал очерки, статьи, романы. Почти 10 лет Мамин рассылал по редакциям тысячи листов своих произведений. Но практически везде натыкался на отказ.
Удача повернулась к Мамину лицом в 1881-м, когда «Русские ведомости» опубликовали наконец серию очерков «От Урала до Москвы». Вскоре в питерском журнале «Дело» вышел и роман «Приваловские миллионы». В тот период писатель проживал в гражданском браке с Марией Алексеевой - одной из самых образованных женщин Урала. Для сожительства с Дмитрием Наркисовичем Мария ушла от мужа, невзирая на наличие в том браке трёх детей. Помимо основной роли, Алексеева одновременно выполняла обязанности литературного редактора. Иногда она даже переписывала частично произведения возлюбленного и боролась с его меланхолией из-за того, что романы не печатают.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Уже в зрелости Мамин-Сибиряк напишет о ней: «Я многим обязан Марии Якимовне, в моих рассказах добрая половина принадлежит ей». При поддержке этой женщины Дмитрий Наркисович сумел скопить денег на приличный дом в самом центре Екатеринбурга для мамы и сестры, и о нем наконец заговорили, как о перспективном писателе. «Такие писатели редки в наше время», - говорил Чехов. При этом романы Мамина-Сибиряка не становились бестселлерами, чего не скажешь о десятках его коллег. Всё это страшно угнетало, и он впал в депрессию, начав пить. Неизвестно, чем бы это закончилось, но во спасение пришла любовь.
Яркая и недолгая комета счастья
Страсть поглотила 40-летнего писателя после знакомства с 25-летней актрисой из Петербурга Марией Гейнрих-Абрамовой. Роман со старта оброс множеством трудностей. Мария состояла в браке, муж отказывал в разводе, а все близкие и знакомые Мамина-Сибиряка рьяно уговаривали его закончить с этими отношениями. Помимо всего писатель страшно мучался от чувства вины перед Якимовой, которая положила себя на алтарь неофициальной семейной жизни. Теперь еще и Абрамова перестала получать роли из-за пересудов.
В итоге Дмитрий и Мария буквально убегают из Санкт-Петербурга. О том периоде писатель скажет: «15 месяцев абсолютного счастья». Но все закончилось резко и страшно. После сложных родов и появления на свет девочки Мария Морицевна прожила день. Убитый горем Мамин-Сибиряк писал матери: «Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена — всё мое счастье». Вот только беда: ребенок оказался болен детским церебральным параличом. Случались моменты, когда Дмитрий Наркисович стоял на краю пропасти и готов был расстаться с жизнью. Снова уходил в запои, буквально сходил с ума. Единственное, что удержало его на плаву - Аленушка, как ласково называл отец малышку.
Заплыв по течению
Помощь несчастному писателю предложила потенциальная теща Куприна, порекомендовав гувернантку собственных детей Ольгу Гувале. Из-за отсутствия приданого женщина не могла найти мужа, и в попытках обеспечить себя начала ухаживать за чужими отпрысками. Неудивительно, что в Мамине-Сибиряке она видела свой последний шанс. И впоследствии Ольге Францевне действительно удастся стать супругой писателя. Сам же Дмитрий Наркисович жил тем, что работал, а в остальное время часами сидел у кровати слабой дочери, рассказывая ей сказки. На этой волне и появился цикл знаменитых произведений «Алёнушкины сказки». Мамин-Сибиряк так говорил о своем творении: «Это моя любимая книга. Её писала сама любовь».
Но не все складывалось гладко и на этот раз. Кучу сил и средств пришлось потратить, доказывая отцовство. Дело в том, что девочка родилась вне брака, и муж покойной Абрамовой, желая поквитаться, претендовал на девочку. Ему не нужен был ребенок-инвалид, но уж больно не терпелось поквитаться с разлучником. Всеми правдами и неправдами отношения с Аленушкой писателю удалось узаконить, и тут свой жесткий нрав стала проявлять Ольга Гувале. «Тетя Оля», как называл ее теперь уже законный муж, контролировала его каждую минуту.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
От идеально организованного ею быта Мамину хотелось бежать. Но все, что он изредка себе позволял – кружка-другая непозволительного дома пива под предлогом выезда по делам. По всему было понятно: уставший сопротивляться ударам судьбы писатель попросту плыл по течению. Но и на этом беды не закончились. После смерти близкой Мамину-Сибиряку матери его самого разбил паралич. А через год и он сам не пережил плеврита легких. Его любимая Аленушка скончается двумя годами позже, дожив лишь до 22.
О других известных произведениях, за которыми стоит непростая судьба автора. 5 трагических судеб детских поэтов, чьи стихи кажутся легкомысленнее некуда.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090925/65394/