В 1897 г. в Российской империи прошла перепись населения, что даёт нам возможность детально изучить её национальный и религиозный состав. Из 126 (по другим данным, 128) млн человек около 45% были русскими по национальности, 18% — украинцами, 6% — поляками. Более 10% составляли народы тюркской языковой группы: узбеки, казахи, киргизы и прочие. На долю белорусов и евреев приходилось по 4%, финнов — 2% соответственно. Подданные империи говорили более чем на 140 языках. По численности населения Российская империя уступала только Британской (и то если считать с колониями), а вот плотность населения была одной из самых низких в мире.
До 70% населения исповедовали православие, на втором месте был ислам (его исповедовали в Поволжье, Средней Азии и на Кавказе), на третьем — католицизм (преобладал в Польше и Прибалтике), на четвёртом — иудаизм. На территории Великого княжества Финляндского основным вероисповеданием был протестантизм. Немалое количество православных принадлежали к старообрядцам, однако многие из них предпочитали скрывать свою истинную веру, справедливо опасаясь репрессий со стороны власти. Официально переписью были учтены более 2 млн старообрядцев.
Выясним, какую политику в отношении национальных и религиозных меньшинств избрал консервативно настроенный Александр III.
Государственный национализм
Преемник Александра II никогда не заявлял о намерении создать единое и неделимое русское государство. Однако это прослеживалось в его действиях. В период его правления автономия (самостоятельное решение различных вопросов) всех национальных окраин была сокращена в большей или меньшей степени. Началось всё с Прибалтики (Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерний), поскольку император посетил их накануне вступления на престол и был поражён состоянием православной церкви, малочисленностью населения, говорившего по-русски.
О притеснениях русских в 80-е гг. XIX в. свидетельствует писатель В. В. Вересаев, который в этот период обучался в университете г. Дерпта (ныне Тарту, Эстония). Он пишет в своих воспоминаниях, что лекции читали сплошь немецкие профессора, и преподавание велось на немецком, а русские студенты чувствовали себя ограниченными в правах.
Став императором, Александр III направил туда сенаторскую ревизию, по результатам которой местную аристократию отстранили от власти, в администрацию всех уровней назначили русских чиновников, полицейский надзор усилили. С 1885 г. делопроизводство предписывалось вести только на русском языке, ему придали статус государственного. Преподавание в школах теперь также вели на русском.
Затем настала очередь Великого княжества Финляндского. При Александре II оно получило право созывать сейм, чеканить свою монету, оставлять при себе налоговые поступления и даже держать свои вооружённые силы. При его сыне всё изменилось: в 1890 г. таможенную границу между Россией и Финляндией упразднили, а национальной валютой в княжестве стал русский рубль. В том же году финской почтовой системой стало управлять российское Министерство внутренних дел. Сотрудники почты должны были в обязательном порядке знать русский язык, до той поры в государственных учреждениях княжества не употреблявшийся. Александр III запретил ставить на территории Финляндии памятники без его личного одобрения. Он неоднократно заявлял, что Великое княжество Финляндское — собственность Российской империи и что различия между ним и Центральной Россией должны быть стёрты окончательно. С этой целью в 1894 г. в Петербурге был упразднён Комитет по финляндским делам, рассматривалась возможность объединить русскую и финскую армии. Сын Александра Николай II продолжит политику отца.
Автономию Польши ограничил ещё Александр II из-за восстания 1863–1864 гг. Новый император упразднил Польский банк, сделав его филиалом Петербургского. На территории Привислинского края (так стала называться Польша после восстания) ввели в обращение русский рубль. В 1887 г. в Польше, Прибалтике, Украине и Белоруссии запретили продажу недвижимости иностранцам.
Печальнее всего выглядит политика Александра III в отношении евреев. Он восстановил черту оседлости (при его отце она стала необязательной для представителей отдельных профессий — учёных, купцов, ремесленников и прочих), ввёл квоты (процентную норму) на обучение евреев в гимназиях и университетах, запретил им занимать некоторые должности (адвокатов, например).
В 1881 г. сразу в нескольких губерниях прошли еврейские погромы (массовое применение насилия со стороны насилия по отношению к евреям). Через год появились «Временные правила о евреях», якобы ради обеспечения их безопасности запрещающие им проживать в сельской местности, покупать или арендовать недвижимость в городах, торговать по воскресеньям и христианским праздникам. Поскольку многие евреи зарабатывали на жизнь торговлей, новый закон оставил их без средств к существованию. Местечки — поселения на территории Украины и Польши — превратились в еврейские гетто. С 1881 г. и до начала Первой мировой войны более 2 млн евреев уехали за границу. Немалое число молодёжи из числа евреев пополнило ряды подпольных революционных организаций.
Религиозная политика
Официально Россия была многоконфессиональной страной со свободой вероисповедания. На практике переход из православия в другую веру считался тяжким преступлением, а переход из другой веры в православие позволял обрести дополнительные привилегии и свободы. В результате некоторые иноверцы официально принимали православие, чтобы облегчить себе жизнь, а в кругу семьи продолжали соблюдать правила и ритуалы прежней религии.
Количество осуждённых за религиозные преступления (к таковым, например, относилось обращение православных в иную веру) в период правления Александра III выросло. Если в 70-е гг. XIX в. их было в среднем 300 за год, то в 80-е гг. — почти 500, а на рубеже 1880–1890-х гг. — уже более 900 за год. Осуждённых за эти преступления обычно приговаривали к тюремным срокам, за особо тяжкие преступления — к ссылке и каторге. Более 50% от общего числа осуждённых исповедовали православие, более 30% были старообрядцами.
Религиозной политикой при Александре III заведовал К. П. Победоносцев, с 1880 по 1905 г. занимавший должность обер-прокурора Святейшего синода.
Победоносцев видел в православии опору самодержавия, а потому занимался распространением (а точнее, насаждением) православной веры на территории империи. Он взял под контроль духовенство, принимая все решения единолично. Ссылал непослушных священников в сибирские, дальневосточные и даже аляскинские приходы. При нём восстанавливались закрытые храмы и возводились новые, в среднем по 250 в год. По предложению Победоносцева проводились пышные церковные празднества: 900-летие Крещения Руси, 1000-летие кончины Кирилла и Мефодия и прочие. По его инициативе в западных губерниях, где преобладало католичество, учреждались миссионерские организации для распространения православия. Победоносцев стремился поднять уровень религиозности и нравственности российского общества. Он способствовал выпуску религиозной литературы, которую бесплатно раздавали населению в городах. Его стараниями усилилась духовная цензура, увеличилось количество церковно-приходских школ. По свидетельству современников, в религиозных вопросах власть Победоносцева в период правления Александра III была практически безгранична.
В конце XIX в. Русская православная церковь продолжала заниматься миссионерской деятельностью на территории России и за рубежом. Особенно заметна в этот период деятельность Николая Японского (1836–1912). После окончания духовной академии он отправился служить настоятелем церкви при русском посольстве в Японии, где создал миссию РПЦ.
Миссия Русской православной церкви — духовное представительство РПЦ за границей, занимается просветительской и миссионерской деятельностью.
Николай Японский перевёл на японский язык Священное Писание, способствовал строительству Воскресенского собора, открытию учебных заведений. В 90-е гг. в Японии было несколько десятков тысяч христиан — во многом благодаря ему. Во время Русско-японской войны Николай Японский основал Общество духовного утешения военнопленных. Причислен к лику святых в 1970 г.
Во второй половине XIX в. в России распространились секты. Среди них наиболее распространённой была секта духоборов (духоборцев) — последователей учения, возникшего в Украине в середине XVIII в. Основателем учения считается С. Колесников. Представители православной церкви считают духоборов противящимися Святому Духу, они же, наоборот, считают себя его поборниками. Не приемлют церковные обряды, верят в перерождение души.
Ответвлением от духоборов была секта молокан, основанная в конце XVIII в. тамбовским крестьянином С. Уклеиным. Молокане отрицали светскую власть, отказывались носить нательные кресты и осенять себя крестным знамением, поклоняться иконам, почитать святых, признавать церковную иерархию. В конце XVIII в. в России появились меннониты — последователи голландского учения, основанного С. Менноном. Они отрицали церковь и церковные обряды, за исключением крещения. В XIX в. до России дошло основанное в США учение адвентистов, которые считали, что второе пришествие Христа произойдёт в субботу. В конце XIX в. в Петербурге возникла секта пашковцев, близких по своим идеям к баптизму (одному из направлений протестантизма). Её запретил лично Александр III. К сектантам причисляли и старообрядцев. Власти боролись с ними жёстко, практиковалось насильное возвращение людей в православную веру.
В 1883 г. Александр III принял закон, несколько упростивший жизнь старообрядцам. Теперь они могли заниматься торговлей и предпринимательством, получать паспорта. Можно было открыто вести церковную службу и совершать другие обряды, строить новые храмы и ремонтировать старые, но возводить колокольни запрещалось.
Старообрядцы могли занимать общественные должности, при условии что их заместителями будут православные. При этом их по-прежнему называли раскольниками, обвиняли в невежестве, запрещали им публичные проповеди, крестные ходы и ношение церковного облачения в общественных местах. В 1898 г. Военное министерство добилось того, что старообрядцев разрешили брать на службу и даже производить в офицеры. Официальное издание Святейшего синода «Церковный вестник» сообщало, что в течение года (с 1883 г.) старообрядцы построили более 80 новых храмов на территории страны.
Подведём итоги: в период правления Александра III проводилась национализация и русификация окраин — Привислинского края, Прибалтики и Великого княжества Финляндского. Была ужесточена политика в отношении еврейского населения. По инициативе К. П. Победоносцева на всей территории империи распространялось православие. Было улучшено положение старообрядцев.