Ферритин – основной белок, запасающий железо в организме человека, отвечающий за секвестрацию клеточных запасов железа для защиты клеток от вредного воздействия активных форм кислорода, образование которых может катализироваться свободным железом.
Ферритин состоит из 24 субъединиц лёгкой и тяжёлой цепи, но с различным соотношением между ними в зависимости от локализации. В тканях с более выраженной функцией запасания железа, таких как печень, более выражены субъединицы лёгкой цепи ферритина, тогда как в тканях с более активным метаболизмом железа, таких как скелетные мышцы, преобладают субъединицы тяжёлой цепи ферритина, обладающие способностью к окислению железа.
Ферритин – это преимущественно цитозольный белок, и при низком уровне клеточного железа он может расщепляться в лизосомах, высвобождая железо в клетку.
Ферритин служит важным регулятором не только метаболизма железа, но и окислительно-восстановительного баланса и энергетического обмена благодаря своей ферроксидазной активности и взаимодействию с митохондриями. Действительно, нокаутирование тяжелой цепи ферритина приводит к эмбриональной летальности, а измененный уровень ферритина даже был связан, например, с нейродегенеративными заболеваниями. Интересно, что более высокий уровень ферритина также был связан с метаболическим синдромом (МС) в популяционных исследованиях.
Уровень ферритина в сыворотке коррелирует с запасами железа в организме в здоровых условиях и, таким образом, используется в клинической практике, при этом уровни от 15 до 200 мг/л для женщин и от 15 до 300 мг/л для мужчин обычно считаются нормальными диапазонами, при этом целевой уровень составляет приблизительно 50 мг/л. Учитывая, что ферритин является реактантом острой фазы, его сывороточный уровень повышается во время воспаления и при некоторых клинических состояниях, таких как почечная недостаточность, что следует учитывать при дифференциальной диагностике. Часто предполагаемой причиной низкого уровня ферритина у женщин являются обильные менструальные кровотечения (ОМК), и в соответствии с этим у женщин с аменореей, по-видимому, наблюдается более высокий уровень сывороточного ферритина при отсутствии менструаций.
Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) является наиболее распространенным эндокринным заболеванием у женщин репродуктивного возраста, поражающим 1 из 8 женщин, и характеризуется как репродуктивными, так и метаболическими нарушениями.
Диагноз СПКЯ включает: гиперандрогению (ГА; клиническую или биохимическую), олигоменорею или аменорею (ОА) и поликистозную морфологию яичников (ПМОЯ) или избыточный уровень антимюллерова гормона (АМГ). Избыточный вес и ожирение являются типичными проявлениями синдрома, поражая до 70% женщин с СПКЯ, и могут усугубить другие метаболические нарушения.
Синдром поликистозных яичников также часто включает инсулинорезистентность, приводящую к гиперинсулинемии. Этот избыток инсулина усиливает выработку андрогенов в яичниках и усугубляет гипергликемию, что приводит к циклу гормональной и метаболической дисрегуляции. Дополнительные метаболические нарушения включают дислипидемию, повышенное артериальное давление и хроническое воспаление, которые могут способствовать сердечно-сосудистым заболеваниям, а также предрасполагать женщин с СПКЯ к диабету 2 типа, метаболическому синдрому и др.
Поскольку к симптомам СПКЯ обычно относится олиго – и аменорея, у женщин с СПКЯ часто наблюдается снижение менструальной кровопотери. Следовательно, это может привести к более высоким уровням ферритина и гемоглобина (Hb), чем у женщин без синдрома. В поддержку этой гипотезы можно привести одно предыдущее исследование, сообщающее о более высоком уровне Hb у женщин с СПКЯ в условиях стационара, а также некоторые данные о нарушении регуляции метаболизма железа у женщин с СПКЯ.
В данной работе было исследован уровень ферритина у женщин с СПКЯ и без него, а также связь уровня сывороточного ферритина с уровнем гемоглобина, признаками СПКЯ, метаболическим профилем и статусом бесплодия.
Для этой цели использовалась популяционная когорта исследования женского здоровья (WENDY), сформированная в основном из когорты рождений Северной Финляндии 1986 года (NFBC1986 - the Northern Finland Birth Cohort 1986), охваченной в среднем возрасте.
Источник: Virtanen N, Arffman RK, Saarela U, Pesonen E, Hurskainen E, Luiro K, Rajecki M, Savukoski SM, Kangasniemi MH, Kinnunen J, Koivunen P, Piltonen T. Serum ferritin levels in women with polycystic ovary syndrome. Fertil Steril. 2025 Jun;123(6):1114-1122. doi: 10.1016/j.fertnstert.2025.01.004. Epub 2025 Jan 11. PMID: 39800132.
Кто был включён в исследование?
Исследование включало женщин в возрасте около 35 лет на момент проведения исследования, которое проводилось в Финляндии с мая 2020 года по октябрь 2022 года. Основная выборка исследования для WENDY была сформирована из участниц NFBC1986, первоначально включавших 4567 женщин. Приглашения к участию в исследовании WENDY были разосланы всем участницам NFBC1986 с известными адресами в Финляндии, из которых 1544 (36%) решили принять участие в сборе данных для этого исследования в возрасте 33–37 лет. Генеральная совокупность была дополнена приглашениями 1112 случайно выбранных женщин, проживающих в пределах 100 км от Оулу и родившихся в том же районе, но не позднее, чем участницы исследования NFBC1986. Всего в исследовании WENDY приняли участие 1918 участниц. Данные, собранные в ходе исследования, включали как анкетирование, так и клинические обследования.
Для целей данного исследования женщины с потенциально искажающими признаками были исключены из данных.
Эти признаки включали прием препаратов железа, заболевания кишечника (Международная классификация болезней, десятый пересмотр, коды K50-, K51.9 и K90.0) или диагнозы аутоиммунных заболеваний (коды M05.9, M06.0, M08.0, M45-, L40, E10.9 и L93-), уровни аланинаминотрансферазы или аспартатаминотрансферазы >105 МЕ/л (превышение в 3 раза верхней границы нормы, 35 МЕ/л), повышенный уровень высокочувствительного С-реактивного белка (вчСРБ) (>10 мг/л), использование гормональных контрацептивов и отсутствие информации об одном или нескольких признаках СПКЯ. Нарушение функции почек (коды N17–N19) также учитывалось, но не было выявлено у участников исследования.
Использование этих кодов Международной классификации болезней десятого пересмотра основано на данных, предоставленных пациентками, собранных в рамках исследования WENDY. Популяция с СПКЯ определялась по наличию как минимум 2 из следующих факторов: ОА (Олигоменорея); ГА (Гиперандрогения); и ПКМЯ (Поликистозная морфология яичников).
Олигоменорея определялась как продолжительность менструального цикла >35 дней или менее 8 циклов в год. Гиперандрогения определялась как уровень сывороточного тестостерона >1,8 нмоль/л, индекс свободных андрогенов (ИСА) >4,5 или модифицированный индекс Ферримана-Голлвея не менее 4. Поликистозная морфология яичников определялась как количество антральных фолликулов не менее 20 в любом из яичников, объем яичников >10 мл или уровень АМГ >3,2 нг/мл. Пороговые значения для тестостерона и индекс свободных андрогенов основаны на значениях 31-летних женщин, участниц исследования NFBC1986, без симптомов СПКЯ, и 97,5% процентиле. Пороговое значение для АМГ основано на предыдущих исследованиях с использованием того же анализа Elecsys. Участницам контрольной популяции разрешалось иметь максимум один из этих признаков.
Результаты
- У женщин с СПКЯ медиана уровня ферритина была значительно выше, чем у женщин без СПКЯ (51,43 мкг/л против 44,85 мкг/л);
- Низкий уровень ферритина встречался реже у женщин с СПКЯ с олигоменореей или аменореей, чем у женщин без этих симптомов (1,5% против 11,8%);
- Медиана уровня ферритина также оказалась ниже у женщин с гиперандрогенией и СПКЯ, чем у женщин с нормоандрогенией (49,96 мкг/л против 73,50 мкг/л);
- У женщин с СПКЯ уровень инсулина натощак был выше, чем у женщин без СПКЯ (8,85 мЕд/л против 7,60 мЕд/л), и была обнаружена положительная связь между уровнем инсулина натощак и уровнем ферритина во всей популяции.
- Наконец, была исследована связь между уровнем ферритина и анамнезом бесплодия как в общей популяции, так и у женщин с СПКЯ; однако значимой связи обнаружено не было.
Заключение
Результаты свидетельствуют о том, что у женщин с СПКЯ уровень ферритина выше, чем у женщин без СПКЯ, и что как уменьшение кровопотери вследствие нерегулярных менструаций, так и повышение уровня андрогенов могут влиять на уровень ферритина у женщин с СПКЯ. Также была обнаружена метаболическая связь, поскольку уровень инсулина в сыворотке крови был положительно связан с уровнем ферритина в сыворотке крови в общей популяции, тогда как анамнез бесплодия, по-видимому, не был связан с уровнем ферритина в сыворотке крови ни в одной из исследуемых групп.
#СПКЯ_япп
#ферритин_япп