Привет-привет! Я - Руни Браун – слегка сумасбродная и эксцентричная наемная убийца из частной военной организации «Уайтуотер». Мне не слабо устроить голое мочилово в душе. Да что там - я даже альпийские горы могу разнести вдребезги и на мелкие кусочки. В угоду своей кровожадной душе я люблю вести скрупулезный подсчет своих жертв (после каждой боевой сцены вынь да положь), но при этом в тайне мечтаю поскорее уйти на пенсию. Приятно познакомиться. Прошу не путать меня с Евой Макарро!
Если бы мы увидели «Балерину» лет эдак 5-7 назад, нас ждала бы именно такая героиня и классический олдскульный боевик, полный черного юмора, иронии и разудалого самого что ни на есть кровавейшего насилия.
Рейтинг на IMDb – 6.9
Продолжительность – 2 часа 4 минуты
Тогда еще никому неизвестный молоденький сценарист Шей Хаттен придумал сюжет о мисс Браун еще в 2017-м, вдохновившись трейлером ко второму «Джону Уику», но с персонажем Киану Ривза никак его связывать не планировал.
«Балерина» - это сценарий, в котором я действительно старался дойти до крайности, чтобы привлечь внимание зрителей (Ш. Хаттен).
ROONEY KILL COUNT — 1
Ремеслом киллера Руни овладела в некоем секретном детском доме, где коварное правительство готовило армию детей-убийц для своих тайных операций. А свое первое убийство совершила в 6 лет, столкнув с лестницы убийцу своего отца.
Помимо уже упомянутой сцены с максимально обнаженной дракой в душе Руни, которую по одному из замыслов должна была сыграть еще не свалившаяся в те поры в сентиментально-романтические амплуа Леди Гага, уничтожает террористов в московском ресторане и расстреливает неонацистов на круизном лайнере, свирепствует в боулингах и закусочных, а на десерт устраивает настоящую мясорубку в специализированном доме престарелых для пожилых киллеров. Экс-работники сферы насильственного отнятия жизней, кстати, тоже не остаются безответными – один из старичков даже довольно бодро налетает на героиню с набором именных нунчаков.
ROONEY FINAL KILL COUNT — 1408
Под бодрящий музончик на бронированном ретро-авто наша героиня разносит улочки пасторального альпийского Саннивелли (тогдашней штаб-квартиры канцлера и его армии убийц), а общее количество ее жертв к финалу картины достигало поистине рекордной цифры.
Ни о какой благородной мести могущественной киллерской организации наша героиня до поры до времени и не помышляла, всего лишь хотела поскорей завершить свой контракт и благополучно отойти от дел с кругленькой суммой. Кабы не таинственный снайпер-болтун, устроивший покушение на нее и ее бойфренда, о канцлере и его чудо-городе убийц она бы и ведать не ведала.
Да-да, в отличие от Евы у юной Руни был возлюбленный Том. Очень, кстати, внимательный и заботливый молодой человек. Когда на одном из заданий девушка получила тяжёлое ранение – пуля пробила ей щеку, жених трогательно заботился о ней, придавая всей этой разнузданной истории прямо-таки толику гуманизма и человечности.
И кстати говоря, хэппи-энда у «Балерины» №1 не предвиделось: Руни оказывалась погребенной под обломками взорванной ею же скалы.
Метаморфоза
Время, изменившиеся киностандарты и любовь Голливуда к созданию всяческих спин-оффов и продолжений перетасовали эти вполне удачно розданные исходные карты.
По настоянию студии Lionsgate, купившей пробный сценарий Хаттена, в историю добавили любимца зрителей Джона-Киану-Уика и «Руска Рома», а вместе с ними балетные па в красивом Пражском Национальном театре.
И все-таки хоть убей не пойму – зачем девочкам-кикиморам нужно столько часов балета?! В чем цимус?! Силу воли и упорство можно более профильными способами ковать. А тут эффектное, бесспорно, но совершенно нерациональное использование киллер-ресурса.
Для создания более благообразной картинки с экрана убрали излишнюю обнаженку и чрезмерную кровяку, причесали и припудрили все это слегка невнятными типа-мотивами и обрывками якобы глубокомысленных диалогов. Все бы хорошо, но когда черновой вариант показали тестовой аудитории, выяснилось, что получилась прямо-таки скучная стыдоба. Как-то так вышло, что все это облагораживание вытравило из фильма не только чрезмерное насилие и неподобающую эротику, но и безудержную чёрную комедию, и живые человечные моменты пусть и неидеального раннего варианта сценария. Герои стали пафосней, но схематичней, исчезли их странности и изюминки, действие потеряло свой бодрящий темп и накал.
Чтобы хоть как-то выправить положение, в режиссерское кресло пришлось усесться Чаду Стахелски, хоть он формально и числится лишь продюсером картины. Как человек ратующей душой за долголетие и процветание франшизы он подошел к делу решительно и строго. В духе «хочешь чтобы все было хорошо – сделай это сам». Он даже режиссера - Лена Уайзмана – на свои досъемки не позвал, настолько его все выбесило в первом варианте фильма.
Ясное дело, как каскадер Стахелски в первую очередь добавил смачных боевых сцен. К Праге, где прошла львиная часть первоначальных съемок, приплюсовал Будапешт, а довольно пунктирное детское прошлое героини оживил посвежевшим и, по-моему, даже постройневшим после «Академии Амбрелла» Дэвидом Кастаньедой в роли папы Хавьера и наставницей Ноги в исполнении Шэрон Дункан-Брюстер (Лайет Кайнс в «Дюне» Вильнева).
Норман Ридус, как и ожидалось, забежал на съемки почти-что мимоходом, в перерыве между своим основным ходяче-мертвячим детищем – на этот раз это были первый и второй сезоны его спин-оффа «Дэрил Диксон».
В первоначальном варианте сценария Дэниел Пайн – не сын канцлера и даже не его родственник, он простой житель-киллер Саннивелли, который хочет спасти свою жену и 6-летнюю дочь Еву от безумного культа, потому и становится союзником наводящей в городке кровавый кавардак Руни.
Собрали и всю старую братию: смотрителя «Континенталя» Уинстона Скотта и его правую руку Харона и, конечно, самого виновника всего этого сыра-бора - Джона Уика. Его будет немного, но все по делу. Не скажу, что на Киану многое держится, но он трогательно вспомнит свою собачку и пару раз даже поможет Еве да и зрителей, ясное дело, своим появлением порадует.
Итак, наша трансформировавшаяся в Еву балерина-киллер растет, неуклюже сдает свой первый проф. «экзамен», как-то незаметно для зрителей овладевает мастерством, дубасит злодеев то в рукопашную, то из огнестрельного оружия, нет-нет да может и экзотикой какой подручной в плане боевого инвентаря удивить, но мечта о мести не оставляет девушку в покое. И вот, как по заказу, ей является Кирилл. Да, но нет. Теперь Дэниел Бернхардт - просто безымянный убийца со шрамом на глазу и клеймом на запястье, таким же, как у людей, убивших отца Евы.
Отыскать этих скрытных негодяев оказывается проще простого. Каждый уважающий себя теневой торговец оружия адресок знает. Но из Швейцарии киллеры-сектанты в чистовом варианте «Балерины» переезжают в заснеженный австрийский Халльштатт, крушит его Ева уже не столь размашисто, но парочка сцен средней смачности все-таки будет. А вот сам культ и его предводитель как-то по результату оставляют гораздо больше вопросов, чем можно наколупать из увиденного даже зачаточных подобий ответов. В основном один туман да дырки в логике не хуже, чем в швейцарском сыре.
Резюме без спойлеров
В общем как ни крути Чад Стахелски, скорее, оживил и подрумянил историю, сделал ее динамичной. Косячки, сюжетные пустоты и определенная толика логической невнятицы остались, хотя, если вы настроены благостно, сильно глаз это не режет и душу не мотает. Смотри себе, как киллер-ангелок дерется направо и налево да еще и огнеметом машет (Ана де Армас, кстати, выполнила большинство трюков сама) и не нуди. Просто не спрашивай слишком часто о причинах и неожиданных решениях персонажей – прими их как данность.
Да, каркас истории до боли напоминает первого Джона Уика, да, персонажи и их немногочисленные диалоги порой застывают на стадии схематичного наброска. Но в целом получилось пусть и одноразовое, но вполне смотрибельное экшен-кино из серии «на вечер пятницы».
Кстати говоря, можно зарезервировать себе еще один вечер пятницы с Ридусом и Армас годиков так через -цать: «Балерина» может обзавестись продолжением, где главными героями станут Ева и ее дядюшка Дэниел.