Каждый раз, когда едешь на подобной технике, происходит диссонанс. С одной стороны, достаточно комфортно… и ты ждёшь, что Волга будет хотя бы ехать, благостно раскачиваясь…. Но вот вам балалайка! Она благостно не едет, она сопротивляется всеми мостами… Она высокая… Раскачка есть, но другая… а еще поистине конский радиус разворота, как у автобуса ЛИАЗ 677!
Но честно отметить желаю вот что: длинная база повлияла положительно. Нервозность УАЗА ушла в прошлое, а мотору очень комфортно тянуть данное чудо техники. Нет ощущения, что все элементы автомобиля постоянно сопротивляются. Нет, точнее, сопротивляются, но как бы в пол силы. Разбалованные мы, господа хорошие! От настоящей, железной техники устаем очень быстро… Я вот и устал уже, и вспотел…. Машинально ищу, где включается кондиционер… Знаю! В моей машине.
Почему я всегда вспоминаю 90-е годы с ностальгией? Мне 20, все вокруг меняется, словно в калейдоскопе. Впереди неизвестность, очень интересно… И главное: появляются безграничные возможности и пути! Чаще пути только намечались, а вот куда они должны были привести, мало кто понимал. Но это не пугало увлеченных и дерзких. Они пытались, и у многих на начальном этапе даже получалось. Примеров масса. Да, это похоже на самодельное творение, но это — вполне себе промышленная разработка.
Попытки создать нечто подобное, а именно натянуть гражданский кузов на что-то суровое и столкнуть в грязь, предпринимались регулярно и по всему миру. Но так как мы — не весь мир, приведу пример из нашей истории. Давайте вспомним: во время Великой Отечественной войны «Эмка», потом ГАЗ-М72, затем ГАЗ М-22… и ГАЗ-24-95.
Таких автомобилей было выпущено крайне мало. Все они эксплуатировались в ведомствах недостижимых для простых смертных. И да! Самое главная: за полвека эксплуатации, осталось, по неподтвержденным данным, всего две машины на ходу. Это я про ГАЗ-24-95.
Но это не точно. Зато точно известно, что выпустили всего пять подобных машин. И инициатива создания принадлежит Горьковскому обкому партии. Мол, неплохо было бы на базе комфортабельного и, на тот момент современного автомобиля, сделать внедорожник.
Прошли десятилетия и идея опять материализовалась. В Нижнем зашуршали бумаги и заскользили кульманы. По сути, проект с документацией был готов, им и воспользовались две компании. Первая — Техносервис. Базировалась она в Нижнем Новгороде и ЗАО «Цент Вешняки» в Москве.
Техносервис подходили к процессу творчески, из достаточно устаревших, но все еще любимых и популярных моделей, пытался создать комфортные автомобили. Хотите мотор помощнее? Пожалуйста Rover, Toyota. Можно было и КПП импортную поставить: как механическую, так и автоматические от Toyota. Вы поняли? За ваши деньги — любой каприз. Кто первым возжелал себе такую Волгу история умалчивает, но везде указывается, что машина разрабатывалась для крайнего севера.
Основа машины кузов от ГАЗ-31022… Хотя, что тут основа очень спорно… Позже пойме, почему. Итак, что есть ГАЗ-31022? С 31-ой Волгой его роднит только территория Горьковского автозавода. А вот родной отец с лица тут, скорее любая Волга того времени. А в остальном — вся задняя часть, мы не обращаем внимание на нюансы. Так вот, задняя часть универсала, это ГАЗ 2402, который встал на конвейер в 1972 году. Зачем выдумывать новое, когда есть это?
ГАЗ-31022 выпускали с 1992 по 1997 год. Далее. Роскошный, комфортабельный кузов, устанавливали на раму. Так было и проще, и дешевле, и вообще. Рама также отечественного производства, от не менее современного на тот момент автомобиля УАЗ. Причем, это мог быть, как удлинённый UAZ Patriot, так и Hunter.
Рама модифицирована, это везде особенно подчеркивают… И это логично! Кузова Волги и УАЗа разные и чтобы поженить его с рамой надо немного постараться… Постарались, усилив лонжероны, проварили моторный щит, везде косынки и прочие элементы силы. Сила также заложена в пороги, гордо торчащие по бокам.
В чем сила? В том, что они защищают кузов, если сядешь на брюхо, а еще под них спокойно ХАЙ Джек всунется и они выдержат. Машина 2000-го года выпуска. А ты, мой юный зритель, помнишь, что производили сараи до 97-го года? Какой вывод надо сделать? «Командоры» можно, в теории, лепить из любых комплектующих, хоть взятых под забором… Чем, собственно, и занимался «Цент Вешняки». Это — их творение.
Перейдем к ходовой части. Ульяновский завод, как есть, без изменений. Во многих уважаемых изданиях (те, которые буквами пишут) сказано, что передний мост пружинный. В теории, это возможно. УАЗ с пружинами 3153. Но тут еще анахронизм. Рессорный мост. Передние крепления которого просто торчат из-под оригинального бампера. Еще впереди видна заглушка под теоретическую лебедку.
Вообще, конечно, странный выбор в пользу рессор. Ведь, как известно, переднюю пружинную подвеску на УАЗ начали устанавливать в 1994 году. А машина, еще раз, 2000-го года… Но я думаю, что так дешевле и в производстве, и в ремонте.
Задняя подвеска, также рессоры. Она должна быть от УАЗ-3153, а по факту от 469. Малолистовые рессоры, 4 листа, стремянками притягивают к себе сам мост. Концы рессор: одни зажаты в сайлентблоках, вторые подвешены на серьги.
Тормоза по кругу барабанные, эффективно работают только если машина стоит. Кстати, тут 5-ступенчатая механическая коробка Hyundai Dymos, тюнинг самостоятельный, хозяйский. Вот хочется открыть багажник. Для любознательных напомню, что минимальный объём багажника автомобиля всех ГАЗовских сараев составляет 500 литров, а максимальный — 4000 литров, если сложить задний ряд.
Запаска, как завещали деды, в отдельной нише под полом. Все пространство отделано металлом и пылью.
Посадочка… Как я люблю: вошел и плюхнулся в кресло. Вот, что невозможно ничем испортить, это именно посадку в Волге. Волга правда для 2000-х модная, во всей свое одутловатой красоте, где отёкшесть является признаком роскоши. Конечно, злой рукастый гений доделал ее под себя, скажем, рацию установил, но роскоши это не испортило.
Задние пассажиры также уже получили капельку комфорта в виде мягкого дивана приятных расцветок.
Если Техинком заморачивался импортными моторами, то Вешняки ставили то, что дешево. В нашем случае — ЗМЗ как есть… на 2.3 бензиновый, 145 л. с. Хочется, конечно, про него что-то рассказать… Хотя, нет не хочется.
Разгон до ста, как всегда, я говорю, он точно есть, но узнать его цифру невозможно. Пока ты раскочегаришь «Командора» до сотни, световой день закончится. Да и глупо вообще это делать, особенно на таких колесах. Хотя УАЗ, тот который подарил мосты, разбегался более чем за 30 секунд.
В салоне под рукой рога раздатки на полу, как элемент интерьера. Спасибо, что усилитель руля есть. И в целом привыкнешь, притрёшься задом к сидению, ногами к педалям. Смиришься с безысходностью, и очень даже хорошо. Интересно вот что, но это не точно: «Командор» — официальная модель Горьковского автозавода, прошедшая, как говорят все необходимые тесты и испытания. И, в конечном итоге, получила сертификацию в НАМИ. О количестве впущенным машин информация разнится, кто-то пишет 10, кто-то — 20. Но истина, как всегда, посередине.
Идея хороша, машина в те годы была и нужная, и востребованная. Но, как все, что делается вручную и мелкими сериями, стоила дорого. Знаете, сколько Командор стоит? В 19 году 200 тысяч, сегодня плюс миллион. Ладно, охота продолжается!