Где: Государственный исторический музей
Адрес: Красная площадь, д.1
До: 12 января 2026
Исторический музей представляет выставку “Магия блеска”, посвященную искусству изготовления украшений и аксессуаров XVIII – начала XIX века, в отделке которых использованы стразы и граненая сталь. Впервые экспонаты со стразами, а не с драгоценными камнями, демонстрируются как предметы роскоши. Ограниченность природных месторождений драгоценных камней привела к поиску альтернативных решений.
Благодаря яркому блеску и способности отражать свет свечей, стразы создавали иллюзию сверкающих драгоценностей. Главным же преимуществом перед драгоценными камнями, было то, что с их помощью можно было следовать изменчивой моде: количество стразов и граненой стали было неограниченным.
Такие украшения и аксессуары носили даже при дворе, в них не видели подделку, напротив, они знаменовали собой превосходство человека над природой, концепцию важную для времени промышленной революции и эпохи Просвещения. Выставка позволяет по-другому взглянуть на материалы, традиционно считавшиеся подражательными.
Не все даже при императорских европейских дворах были в состоянии усыпать себя бриллиантами, поэтому когда в середине XVIII века немецкий ювелир Фридрих Штрасс путём многочисленных экспериментов создал искусственный бриллиант. Штрасс нашёл на берегу Рейна сверкающий горный хрусталь, который и натолкнул его на идею создания имитации драгоценного камня из стекла, получившего в итоге название "страз" по латинской транскрипции его фамилии – Strass. Так мода на стразы охватила всю Европу.
Ещё одна важная причина популярности стразов - это простота их огранки и обработки. Более того, их умение отражать свет и загадочный блеск порой превосходили подлинные бриллианты. Вы сами сможете на выставке в этом убедиться, покрутив выключатель света в одной из витрин: здесь рядом с украшениями из страз лежит кольцо с бриллиантом. При показателе, равном 100 и 500 свечей алмаз не даёт выразительной игры света – а вот стразы, напротив, отражают даже скудное освещение.
Ещё одним оружием в борьбе с темнотой стала гранёная сталь. На выставке представлены пуговицы, пряжки, гребни для волос, клинки оружия, блеск которых даёт не инкрустация многочисленными камнями, а мелкие грани на стальной поверхности. Нужно отметить, что пуговица из гранёной стали стоила как несколько крепостных. В XIX веке даже стали говорить, что гранёная сталь превратилась в философский камень, потому что стала стоить дороже золота.
Первый зал выставки посвящен особенностям искусственного освещения XVIII - начала XIX века и его роли в возникновении моды на стразы и граненую сталь. Спасали от темноты только свечи. Затем стали появляться зеркала и рефлекторы, которые отражали свет от поверхности, создавая тем самым больший пучок света.
Во втором зале демонстрируется всё многообразие изделий со стразами и граненой сталью: украшения, аксессуары, ордена, оружие, предметы интерьера, а также предметы религиозного культа.
Небольшой зал посвящен изделиям от ведущих мировых брендов моды, созданным из кристаллов и сплавов.
На выставке интересно посмотреть на вещи, которые практически вышли из сегодняшнего обихода. Слово шатлен происходит от французского «chatelain», что в переводе означает «кастелян», «владелец замка». Это держатель с несколькими цепочками и зажимами. Аксессуар обычно крепился на пояс. В Европе он появился ещё во времена Средневековья, но особую популярность приобрёл в XVIII-XIX вв. На богато украшенных шатленах носили блокноты, маленькие вышитые кошельки, карманные часы.
Паровые курильницы предназначались для освежения воздуха в помещении ароматным паром , который образовался при нагревании горелкой ароматической жидкости в резервуаре. Ароматный пар выходил из трубочек на крышке курильницы.
В русском церковном ювелирном искусстве дробницей называют миниатюрную вставку в форме пластины с отверстиями для крепления к украшаемому предмету. Дробницы выполняют на обложках Евангелия, митрах, панагиях или на парадных богослужебных облачениях.
Монокуляры использовали в театрах, чтобы лучше разглядеть происходящее на сцене. Порой при помощи монокуляра, можно было за кем-нибудь подглядывать. Например, за животными, природой или людьми.
Жирандоль — подсвечник, светильник на несколько свечей, расположенных по кругу, украшенный подвесками из хрусталя. Впервые он появился во Франции в XVII веке, но корни понятия «жирандоль» уходят в Италию. Именно там родилось слово «жирандола» («вертушка»), образовавшись от древнегреческого «gŷros» («кольцо» или «круг») и от позднелатинского «gyrare» («вращаться по кругу»).
А вот слово “мюли” модницы в последнее время используют всё больше и больше. Это обувь с богатой историей. Латинское «mulleus calceus» обозначало церемониальную обувь без задника, изготовленную из кожи красного цвета. Такую обувь позволялось носить только верховным магистрам древнего Рима. Позже мюли стали популярны и среди обычных граждан, но, носить не практичную, легко соскакивающая с ноги и, к тому же, дорогую обувь, могли позволить себе только богатые люди и мюли так и остались привилегией аристократов. В европейскую моду мюли вошли в 1694, когда графиня Д’Олон, жена маршала де ля Фертэ, пришла на церковную службу в ярко-красных мюлях из парчи на каблучке. Мадам де Помпадур, королева Мария-Антуанетта, а следом за ними и все знатные дамы Франции XVIII века стали носить мюли.
Со временем пикантные мюли стали ассоциироваться с эротикой и соблазном, а затем исключительно с женщинами легкого поведения. В 1863 году Эдуард Мане написал скандально известную «Олимпию». На переднем плане – незаправленная постель, на которой полулежит обнаженная женщина. В ее рыжих волосах – розовая орхидея, на шее завязанная бантиком чёрная бархотка, на ногах – мюли. Имя Олимпия носила героиня романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Олимпиями часто называли в то время женщин легкого поведения. Мюли оказались в полной опале. Ни одна приличная женщина не могла себе позволить надеть подобную «развратную» обувь.
Слово “фермуар” проиcходит от французского глагола “fermer” (“закрывать”) и означает особый вид застежки. Подобный замочек, состоящий из двух плотно прилегающих дуг, надежно закрывался, благодаря двум округлым бусинам, сцепляющимися при нажатии. Фермуары использовались для различных вещей: например, были очень распространены дамские альбомы, кошельки и сумки, закрывавшиеся на фермуар.
История удивительных украшений, вошедших в историю под романтическим названием "Глаз возлюбленного", началась в 1794 году, когда принц Уэльский, будущий английский король Георг IV, тайно женился на своей любовнице Марии Фицгерберт, овдовевшей католичке, которая была на шесть лет старше него. Однако брак не имел юридической силы, поскольку принц даже не пытался получить на него согласие отца, как это было предусмотрено законом о королевских браках. Чтобы сохранить свой тайный роман и оставить образ неузнаваемым для посторонних, принц заказал рисунок, который запечатлел его собственный глаз знаменитому художнику-миниатюристу того времени по имени Ричарду Косуэй. Миниатюру он отправил в подарок Марии Фицгерберт в континентальную Европу, куда она пыталась сбежать от осуждения света. Подарок произвел впечатление и достиг своей цели- Мария приняла предложение короля и тайно обвенчалась с ним. В последствие, Косуэй написал еще одну миниатюру в пару первой, но уже с глазом Марии для принца. Так влюбленные положили начало новому модному направлению в искусстве – “портрету" глаза любимого человека, что позволяло при необходимости хранить анонимность. Мгновенно вспыхнувшая мода на эти романтические украшения угасла столь же быстро, как и появилась, поэтому сегодня такие миниатюры – необыкновенный раритет.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Исторический_музей #Стразы #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты