Найти в Дзене

Гром среди неясного неба. Как ДДТ стала голосом народа

ДДТ - основана в 1980 году, это рок-группа, которая несла свою идею и при Андропове, и при Путине. Её солист личность самобытная и яркая.

Недавно Юрий Шевчук отметил интересную градацию творческих личностей в российском обществе, сказав следующее:

«..В России есть «новые тихие», незаметно занимающиеся добрыми делами и не идущие на баррикады, а также «клоуны апокалипсиса» — сторонники ядерной войны и сексуальные маньяки».

Протестная нота Шевчука по сей день собирает много критических комментариев. Одна из интересных образных мыслей принадлежит Константину Кинчеву, который в 2008 году так охарактеризовал протестную деятельность:

«Чем рискует Шевчук? На него начнутся какие-то гонения? Да он только того и ждёт, чтобы сейчас „ДДТ“ начали закрывать, притеснять. Это же даст ему колоссальный импульс для написания новых песен. Потому что у него „хищная муза“, ему нужно постоянно находиться в гуще проблемных ситуаций, чтобы её питать. Он заложник своей музы, и я могу по-человечески пожалеть Юрия Юлиановича».
-2

В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседует с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъёмку, где просит солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на плёнке, с той войны вернулся только один.

Архивный кадр встречи Шевчука с солдатами
Архивный кадр встречи Шевчука с солдатами
«Мы дали три больших концерта в Чечне: в Ханкале, в Грозном и аэропорту «Северном». Была нелётная погода, поэтому мы сформировали колонну и пошли на Моздок. Перед нами шел «Урал» без охраны, который и был обстрелян. Водитель тяжело ранен. Мы там простояли часа два, пока местная комендатура прочесывала кусты, дома. Потом тронулись дальше. Кто-то пустил слух, что именно нас обстреляли. Наши родные места себе не находили, а сообщить им мы ничего не могли, так как связи не было. Концерты у нас прошли благополучно. Мы ездили туда, как простые граждане, нас не ангажировала никакая партия. Мы хотели поддержать мир, потому что рок-н-ролл всегда «рубился» за это. На концертах была и чеченская сторона, и российская, с оружием, но они не стреляли друг в друга. Этого мы и добивались. Это было здорово!» – делится воспоминаниями Шевчук.
«Есть у меня одна песня «чеченская», от души. «Мертвый город. Рождество». Это о рождественских днях в Грозном. Был такой момент, когда утром после ночного артобстрела выпал снег. Я вышел на улицу из подвала, весь в пыли. Тишина. Развалины медленно покрываются, как саваном, белым снегом… А наутро выпал снег…».
Шевчук еще не знал, что этот сюрреалистический зимний пейзаж будет характерен и для второй чеченской кампании
Шевчук еще не знал, что этот сюрреалистический зимний пейзаж будет характерен и для второй чеченской кампании

«А наутро выпал снег

После долгого огня

Этот снег убил меня

Погасил короткий век

Я набрал его в ладонь

Сплюнул в белый грязь и пыль

То ли небыль, то ли быль

То ли вечность, то ли вонь...»

После подписания Хасавюртовского договора о мире Юрий Шевчук провёл концерт на стадионе «Динамо» в Грозном осенью 1996 года для жителей Чеченской республики. Это был его ответ на критику Бориса Гребенщикова, который высказывался против того, что российские музыканты выступают перед солдатами в Ханкале, когда они должны также петь и для людей в Чечне.

В 1997-ом году военным писателем, участником боевых действий Вячеславом Мироновым была написана книга под названием «Я был на этой войне», книга, описывающая реальные события, которые произошли на территории Чечни во время военных действий.

Писатель уделил внимание и описанию пребывания на территории Чечни Шевчука во время проведения военных действий.

«…В нашей колонне на пятой машине едет привезенный из второго батальона лидер или солист, хрен их разберет, группы „ДДТ“ Юрий Шевчук. Привезли его вместе с раненым начальником штаба и ещё тремя ранеными бойцами. Классный парень оказался этот Шевчук, все ожидали, что будет из себя строить недотрогу, звезду. Ни фига, простой, как три копейки, просидев три дня в подвале под обстрелом и контратаками духов вместе со вторым батальоном, по словам очевидцев, не прятался. Вёл себя как настоящий мужик, помогал раненым. Оружие ему не давали, один чёрт — слепой, как крот, да и, не дай Бог, зацепят. Но в остальном мировой парень. Якобы духам по радиостанции, когда те предложили сдаться, сказали, что у них Шевчук, так те не поверили. Дали послушать, как тот поет, потом поговорил он с ними. Они предложили его вывезти, гарантии давали. Тот отказался. И ещё Шевчук обещал (и, как впоследствии оказалось, сделал) отправлять раненых, и не только из нашей бригады, за свой счет и за счет своих друзей на лечение в Германию. Он покупал им протезы, коляски инвалидные и при этом не устраивал показухи. Не было репортеров, пресс-конференций, тихо, скромно. Одним словом — Мужик…»

В настоящее время на момент публикации статьи Шевчук Ю.Ю. и непосредственно группа «ДДТ» не состоят ни в каких «запрещённых» списках, не признаны иностранными агентами.

И представил я: город наводнился вдруг веселыми людьми

Вышли все по дождь, скоро что-то пели, и плясали, чёрт возьми

Позабыв про стыд и опасность после с осложненьем заболеть

Люди под дождем, как салют, встречали гром - весенний первый гром