Найти в Дзене
Андрей Хомяков

Китайские технологии + субсидии: секрет, который ломает мировой автопром

Новые автомобили в Китае становятся дешевле, а у нас LADA становится дороже. Парадокс. Тем временем мененджмент АвтоВАЗа требует защитить их продукцию от китайского автопрома. Но LADA уже проиграла конкуренцию китайским брендам, даже с учетом бешеных платежей за таможню и "утилизацию" авто. Увы, но фарш провернуть обратно нельзя. Китайцам выдали карт-бланш, чтобы они наладили сборку своих автомобилей в России, для того чтобы заполнить автомобильный вакуум. С чем они успешно и справляются. Многие модели уже собираются, и многие еще будут собираться. Тяжелые времена АвтоВАЗа только впереди. При этом мне нравятся машины LADA, но мне не нравятся цены на эти автомобили. Цены плохие. Поэтому все решится в рыночных боях за покупателя. Но тяжелые времена будут не только у LADA, постепенно все мировые бренды будут лежать на лопатках. И секрета китайского успеха нет, все очень просто: поддержка и технологии. Китайские производители получают субсидии от государства. АвтоВАЗ их тоже получает. Н
Оглавление

Новые автомобили в Китае становятся дешевле, а у нас LADA становится дороже. Парадокс. Тем временем мененджмент АвтоВАЗа требует защитить их продукцию от китайского автопрома. Но LADA уже проиграла конкуренцию китайским брендам, даже с учетом бешеных платежей за таможню и "утилизацию" авто.

Увы, но фарш провернуть обратно нельзя. Китайцам выдали карт-бланш, чтобы они наладили сборку своих автомобилей в России, для того чтобы заполнить автомобильный вакуум. С чем они успешно и справляются. Многие модели уже собираются, и многие еще будут собираться.

Тяжелые времена АвтоВАЗа только впереди. При этом мне нравятся машины LADA, но мне не нравятся цены на эти автомобили. Цены плохие. Поэтому все решится в рыночных боях за покупателя.

Но тяжелые времена будут не только у LADA, постепенно все мировые бренды будут лежать на лопатках. И секрета китайского успеха нет, все очень просто: поддержка и технологии.

СУБСИДИИ

Китайские производители получают субсидии от государства. АвтоВАЗ их тоже получает. Но тратят они их по разному. АвтоВАЗ гасит свои долги, а китайцы гасят себестоимость машины, поэтому LADA дорожает, а китайские автомобили дешевеют.

Пробежимся по видам субсидий.

Прямые государственные субсидии
В Китае долгое время существовали прямые выплаты производителям электромобилей и гибридов. Эти субсидии снижали конечную цену авто и позволяли компаниям масштабировать производство. Формально с 2023 года многие прямые субсидии отменены, но на деле работают новые формы поддержки.

Субсидии на уровне провинций и городов
Местные власти предоставляют налоговые льготы, землю по заниженной цене, дешёвые кредиты. Некоторые города фактически "спонсируют" заводы, чтобы привлечь производство на свою территорию.

Косвенные субсидии
Льготные тарифы на электроэнергию для заводов. Поддержка научно-исследовательских институтов, где работают над батареями, софтом и автопилотом.

Экспортные субсидии и скрытая поддержка
Китай активно стимулирует экспорт: возврат НДС при продаже за рубеж, льготы на транспортировку. Есть и скрытые формы поддержки — государственные банки выдают дешёвые кредиты производителям для зарубежной экспансии.

Субсидии позволяют китайским компаниям продавать автомобили дешевле себестоимости. Некоторые модели продаются в Китае по $55 000, хотя их себестоимость $70 000. Все поставлено на то, чтобы захватить мировой автомобильный рынок. И пути назад нет. Рано или поздно китайские компании захватят глобальный автомобильный рынок.

ТЕХНОЛОГИИ

С развитием технологии она дешевеет. Смартфоны, компьютерное железо, робот-пылесосы и все остальное дешевеет. Китайские автомобили тоже дешевеют, так как дешевле стали технологии, дешевле софт, дешевле аккумуляторные батареи для гибридов и электричек. И это логично!

Цифровое проектирование и платформенный подход

Китайцы используют универсальные модульные платформы (например, e-platform 3.0 у BYD), на которых можно выпускать разные модели. Это снижает стоимость разработки: один раз разработали, а потом “штампуй” седаны, кроссоверы, минивэны на одной базе. Все крупные некитайские автомобильные концерны работают по такому же принципу.

Автоматизация и роботизация производства

Новые заводы сразу строят под максимальную автоматизацию. У NIO, BYD, Geely уровень роботов на линии выше, чем у многих европейцев. Чем меньше людей на производстве, тем ниже издержки и тем меньше человеческих ошибок.

Вертикальная интеграция и локальные цепочки поставок

Китайцы стараются производить всё сами: от батарей до электроники. BYD, например, сама выпускает батареи, электромоторы, контроллеры и даже чипы. Китай лидирует в технологиях LFP-батарей (литий-железо-фосфат), которые дешевле и надёжнее, чем дорогие никель-кобальтовые аналоги. И вообще они скупили все крупные месторождения лития в мире.

В Китае вся экосистема, начиная от завода по переработке лития до фабрики чипов, находится “под рукой”. Логистика минимальная, ничего не нужно импортировать.

Софт тоже весь свой - мультимедиа, ассистенты, автопилоты.

ВЫВОД

Китайцы выиграли конкуренцию не только у LADA. Проиграли конкуренцию УЖЕ ВСЕ! Они и с TESLA "шкуру сдерут".

Сегодня создать свой собственный автомобильный бренд сможет каждый и выпустить его на рынок через пару лет. В Китае все для этого есть. Это стало как заказать стиралку или кондиционер под своим брендом. Тебе все сделают, просто скажи.

Благодаря технологиям и субсидиям из китайского автопрома делают гиганта, который раздавит весь мировой автопром. С техникой и электроникой, одеждой и игрушками уже давно все понятно. Пришло время автомобилей. А дальше ? Пожалуй компаниям Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier пришло время напрячься! Молодая китайская компания COMAC уже готовится к выходу на мировой рынок!

До новых встреч!