Найти в Дзене
Александр Гекко

Коротко о Mid-Side…

Минутка звукорежиссуры, мои маленькие любители музыки. Сейчас расскажу о великом и ужасном MID-SIDE. Внемлите мне.  Mid-Side (MS) - одна из самых классических, популярных и эффектных техник в стереозаписи. Она основана на разделении сигнала на два компонента: Mid (сумма левого и правого каналов, то есть «центр») и Side (разность каналов - всё, что звучит по краям стереополя). Такое кодирование впервые применялось ещё в середине XX века для радиовещания, где важно было сохранять совместимость с моно, но сегодня MS используется повсеместно - от записи инструментов до мастеринга. Классическое применение, звукозапись:  - Запись акустической гитары, рояля или струнных с помощью кардиоидного микрофона (Mid) и восьмёрки (Side), что позволяет управлять шириной стерео уже на этапе записи инструментов. Я тут козыряю своими Октавами - МК-012 и МКЛ-5000.  - Работа с хором или ансамблями. В случае с MS мы имеем точный центр и контролируемые «крылья» звучания. Использую всё тот же МКЛ-5000 в паре

Минутка звукорежиссуры, мои маленькие любители музыки. Сейчас расскажу о великом и ужасном MID-SIDE. Внемлите мне. 

Mid-Side (MS) - одна из самых классических, популярных и эффектных техник в стереозаписи. Она основана на разделении сигнала на два компонента: Mid (сумма левого и правого каналов, то есть «центр») и Side (разность каналов - всё, что звучит по краям стереополя). Такое кодирование впервые применялось ещё в середине XX века для радиовещания, где важно было сохранять совместимость с моно, но сегодня MS используется повсеместно - от записи инструментов до мастеринга.

Классическое применение, звукозапись: 

- Запись акустической гитары, рояля или струнных с помощью кардиоидного микрофона (Mid) и восьмёрки (Side), что позволяет управлять шириной стерео уже на этапе записи инструментов. Я тут козыряю своими Октавами - МК-012 и МКЛ-5000. 

- Работа с хором или ансамблями. В случае с MS мы имеем точный центр и контролируемые «крылья» звучания. Использую всё тот же МКЛ-5000 в паре с МК-117, Neumann U87, “карандаши” от DPA тоже подходят. 

- Сведение и мастеринг. Баланс громкости Side даёт возможность расширить или сузить пространство без артефактов.

Креативно-программные эффекты: 

- Сильное поднятие Side создаёт «кинематографическую» ширину, где инструменты будто выходят за границы колонок, юзаем с автоматизацией и кучей включённых анализаторов. Использую в “ямах” и иногда в припевах треков. 

 - Обратная ситуация, усиление Mid - даёт плотное, очерченное звучание. Часто применяю на куплетах или пре-дропах. 

 - Обработка только Side-канала реверберацией позволяет получить некий «объём вокруг центра», не размывая основную линию. А ещё я люблю поиграться с стереорасширялкой на посылах с ревером и дилеем. 

 - Интересное наблюдение - эксперименты с сатурацией на Side придают треку живость и энергию, сохраняя чистый сигнал в Mid. Поэтому грелки, вроде Little Radiator, у меня перманентно висят на посылах. 

Пользуйтесь!