Найти в Дзене

Как одна деталь самолета помогла убить сверхзвуковую гражданскую авиацию? История крушения Concorde за 77 секунд после взлёта

25 июля 2000 года. Париж жарится под летним солнцем, туристы фотографируются у Эйфелевой башни, деловые костюмы спешат по терминалам. В этот день небо над Шарль-де-Голлем вдруг вспыхивает - как будто кто-то поджёг сам воздух. Конкорд, белая стрела, выплюнутая с разбега в Нью-Йорк, превращается в гигантский огненный шар. Всего за 77 секунд. И всё - из-за клочка металла, не больше, чем линейка. Скажи кому - не поверят. Но правда куда страшнее любого вымысла. Рейс Air France 4590 должен был стать началом мечты. Немецкая турфирма арендовала самолёт под круиз: Париж - Нью-Йорк - Карибы. Люди приехали заранее, многие впервые в жизни садились в Конкорд. Семьями, парами, кто-то в одиночку - у каждого своя история. Один мужчина подарил жене этот полёт на юбилей. Другие просто хотели красиво начать отпуск. На борту - 100 пассажиров. Экипаж из девяти человек. Командир - Кристиан Марти, бывший военный лётчик, 13 477 часов в небе. Его второй пилот - Жан Мариз, спокойный, хладнокровный. В кабине цар
Оглавление

25 июля 2000 года. Париж жарится под летним солнцем, туристы фотографируются у Эйфелевой башни, деловые костюмы спешат по терминалам. В этот день небо над Шарль-де-Голлем вдруг вспыхивает - как будто кто-то поджёг сам воздух. Конкорд, белая стрела, выплюнутая с разбега в Нью-Йорк, превращается в гигантский огненный шар. Всего за 77 секунд. И всё - из-за клочка металла, не больше, чем линейка.

Скажи кому - не поверят. Но правда куда страшнее любого вымысла.

Когда отдых превращается в обратный отсчёт

Рейс Air France 4590 должен был стать началом мечты. Немецкая турфирма арендовала самолёт под круиз: Париж - Нью-Йорк - Карибы. Люди приехали заранее, многие впервые в жизни садились в Конкорд. Семьями, парами, кто-то в одиночку - у каждого своя история. Один мужчина подарил жене этот полёт на юбилей. Другие просто хотели красиво начать отпуск.

На борту - 100 пассажиров. Экипаж из девяти человек. Командир - Кристиан Марти, бывший военный лётчик, 13 477 часов в небе. Его второй пилот - Жан Мариз, спокойный, хладнокровный. В кабине царит сосредоточенность. Всё как всегда. Никаких тревог.

А сам Конкорд - это не просто самолёт. Это скорость, роскошь, чуть ли не культ. Только представьте: три с половиной часа - и вы на другом конце Атлантики. За иллюминатором - небо с фиолетовым оттенком. На борту - шампанское и икра. «Летающая аристократия», как шутили в авиамире.

Маленькая деталь, большой эффект

-2

Перед Конкорд взлетает DC-10 компании Continental Airlines. Обычный рейс. Никто даже не смотрит. Но на полосе остаётся его отпечаток - титановая накладка с двигателя. Незаметная штука, вроде бы ерунда.

Конкорд начинает разбег. Пилоты сосредоточены, скорость растёт. И тут - БАХ! Хлопок, от которого вздрогнули даже на вышке. Левое колесо наезжает на обломок. Шина взрывается. Осколки, как картечь, пробивают левое крыло. Один из них - точно в топливный бак. Номер пять. Керосин бьёт наружу, будто из пожарного шланга.

В это мгновение самолёт уже на скорости более 300 км/ч. Остановиться невозможно - точка невозврата пройдена. И тут топливо воспламеняется. Пламя охватывает левый двигатель.

Секунды между небом и землёй

- «Пожар слева!»
- «Невозможно остановиться…»
- «Поднимаемся, только вперёд!»

Пилоты понимают: назад дороги нет. Самолёт вырывается в воздух, но ведёт себя как раненая птица. Двигатель №2 теряет тягу, №1 глохнет. Правая стойка не убралась. Центр тяжести ушёл назад. Управление - как на грани срыва.

- «Пробуем в Ле-Бурже?»
- «Нет времени… нет высоты… нет скорости…»

На земле люди видят: Конкорд летит низко, из-под крыла - чёрный шлейф дыма. Через минуту - глухой взрыв. Он врезается в отель Hotelissimo в Гонессе. Огонь. Дым. Крики.

Погибают 113 человек: все, кто был в самолёте, и ещё четверо на земле. Отель - в руинах.

Кто виноват, если все делали всё правильно?

Расследование тянется долго. Французские эксперты разбирают всё по секундам. И выясняется: самолёт был исправен. Экипаж действовал грамотно. Конструкция - надёжна. Но на полосе оказалась та самая накладка от DC-10. Её никто не заметил. Никто не убрал.

Одна деталь. Один обломок. Одна цепочка: шина - обломки - пробой - утечка - огонь - потеря управления. И трагедия.

Конструкторы сдержанно кивают. Это был их худший сценарий. Вероятность - меньше процента. Но он всё же случился. Конкорд не был неуязвимым. Просто никто не думал, что именно так всё закончится.

Мир - в ступоре

Новостные ленты лопаются от заголовков. «Погиб Конкорд». «Катастрофа века». «Париж в трауре».

Люди не верят. Как - Конкорд? Как такое возможно? Он же символ. Легенда. Его не должно было случиться. И всё же - случилось.

Полёты мгновенно приостанавливаются. Аэропорты вводят новые проверки полос. Каждая деталь теперь под микроскопом. И это не образно - буквально под микроскопом.

Попытка воскресить легенду

-3

Механики и инженеры собираются заново. Конкорд укрепляют. На баки - кевлар. На шины - усиленные слои. Появляются системы понижения давления при ударе. Все узлы проходят двойную верификацию.

7 ноября 2001 года - первый полёт после трагедии. Конкорд снова в небе. Люди аплодируют. Пассажиры - со слезами в глазах. Казалось, он вернулся. Победил. Преодолел.

Но…

После событий 25 июля авиация трещит по швам. Люди боятся летать. Особенно - на дорогих, шумных, сверхзвуковых лайнерах. Конкорд становится нерентабельным.

В 2003 году обе авиакомпании - Air France и British Airways - закрывают программу. Последний рейс - с фанфарами, овациями и молчанием. Эпоха уходит.

Наследие: как мы запомнили Конкорд

-4

Конкорд не проиграл. Его никто не победил. Он просто оказался заложником мелочи. Его не подвела скорость. Его подвела полоска титана, забытая на асфальте.

Сегодня его можно увидеть в музеях. Стоит, как памятник мечте. Полированный, гордый, молчаливый. Люди глазеют, фотографируются, затаив дыхание. Потому что Конкорд - это больше, чем металл. Это идея. Надежда. И, увы, трагедия.

А ты как думаешь - построим ли мы ещё когда-нибудь новый Конкорд? Или Ту-144? Или эта история - финальный аккорд сверхзвуковой мечты?

Если было интересно можете посмотреть похожие статьи на тему авиационных инцидентов и катастроф:

Случаи угонов самолетов в истории авиации смотрите тут:

"Подмешал снотворное, обманул охрану, улетел в Турцию". Что случилось с лётчиком Александром Зуевым, который угнал МиГ-29 и сбежал от СССР?
Авиаобзор | Артём Гилямов2 сентября
Самый дорогой советский предатель. Как сложилась судьба летчика Виктора Беленко, который в 1976 году угнал МиГ-25П и сбежал в США?
Авиаобзор | Артём Гилямов21 августа