Найти в Дзене

Спасопесковский переулок, дом 8 - Бистромы.

Продолжение. Начало здесь. В конце 1832 года Антон Антонович получил новое повышение – он был введен в состав Совета Главного управления Корпуса инженеров путей сообщения . В этой должности Бистром прослужил немногим более года. В марте 1834 года Антон Антонович вышел в отставку с присвоением чина генерал-лейтенанта, пенсионом и правом ношения мундира. 16 октября 1834 года в Москве в собственном доме на Тверской скончался тесть Антона Антоновича – Павел Григорьевич Щепочкин. В 1836 году после завершения всех формальностей, связанных с оформлением завещания, наследники Павла Григорьевича - его дочери и внуки –вступили в свои права. По воле отца к Марии Павловне перешёл московский дом Щепочкиных на Тверской и усадьба Полотняный завод с полотняно-парусной фабрикой, основанный еще её дедом Григорием Ивановичем Щепочкиным в начале 1730-х годов. Такое немалое наследство требовало серьезного управления, и Антону Антоновича пришлось «осваивать новую профессию» - становиться помещиком, фабрикан

Продолжение. Начало здесь.

Спасопесковский сквер. Февраль 2024 г. Из личного архива автора.
Спасопесковский сквер. Февраль 2024 г. Из личного архива автора.

В конце 1832 года Антон Антонович получил новое повышение – он был введен в состав Совета Главного управления Корпуса инженеров путей сообщения . В этой должности Бистром прослужил немногим более года. В марте 1834 года Антон Антонович вышел в отставку с присвоением чина генерал-лейтенанта, пенсионом и правом ношения мундира.

16 октября 1834 года в Москве в собственном доме на Тверской скончался тесть Антона Антоновича – Павел Григорьевич Щепочкин.

В 1836 году после завершения всех формальностей, связанных с оформлением завещания, наследники Павла Григорьевича - его дочери и внуки –вступили в свои права. По воле отца к Марии Павловне перешёл московский дом Щепочкиных на Тверской и усадьба Полотняный завод с полотняно-парусной фабрикой, основанный еще её дедом Григорием Ивановичем Щепочкиным в начале 1730-х годов.

Такое немалое наследство требовало серьезного управления, и Антону Антоновича пришлось «осваивать новую профессию» - становиться помещиком, фабрикантом и домовладельцем.

Еще в 1835 году, до оглашения завещания, в кредит Бистромы покупают небольшую усадьбу - дом, сад и несколько деревянных строений в селе Всехсвятское, излюбленном дачном месте московского дворянства.

В 1838 году Бистромы покупают в Москве еще два дома: близ Сретенки, в приходе Никольской церкви в Дербенском ,в районе современного Уланского переулка. И в Хамовниках, в приходе храма Святителя Николая, в районе современной улицы Тимура Фрунзе.

Начиная с конца 1830-1840-х годов Бистромы живут на 3 дома: Москва, Полотняный завод, Никольское Тамбовского уезда.

В Москве у них три дома, которые стали доходными . В Никольском начинается строительство усадебного дома, открывается винокуренный завод и рыбная лавка, еженедельно в имении проводятся торговые ярмарки. Строится школа для крестьянских детей.

В Полотняном Заводе продолжает работать фабрика. Парусное полотно Бистромов участвует в международных выставках, по-прежнему с большим успехом продаётся на ярмарках в столицах, Калуге и Нижнем Новгороде.

В 1842 году за фабрикой Бистромов числилось 2 ткацких корпуса: в первом корпусе было 2 этажа во втором - 3, 2 сушильни – деревянная и каменная, каменная мыларня на берегу реки Суходрев, каменный амбар. В ткацких корпусах размещалось 276 станков. Всего на фабрике работало 260 человек, в том числе: ткачей - 120, ткачей-циновщиков – 40, мыларей – 8, толченщиков пеньки – 6, сновальщиков основ – 4, мастеров – 2, конторщиков и писарей – 7, закупщиков и браковщиков -2, кузнецов – 2, шлифтоваров – 2, берденщик( изготовитель дёгтя) – 1, в простых работах – 16. По отчёту на конец 1842 году на складах фабрики находилось 192 куска готовой парусины по цене 12 рублей 50 копеек серебром за кусок на общую сумму 24087 рублей 50 копеек и 110 кусков полупарусины по цене 12 копеек серебром за кусок на общую сумму 1320 рублей.

Вероятно, еще после Отечественной войны Антон Антонович взял на себя заботу о семье своего брата Эдуарда, погибшего в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. Теперь в Полотняном заводе рождаются уже внуки Эдуарда Антоновича Бистрома.

Усадебный дом Щепочкиных-Бистром в Полотняном Заводе. Июль 2025 г. Из личного архива автора.
Усадебный дом Щепочкиных-Бистром в Полотняном Заводе. Июль 2025 г. Из личного архива автора.

В Полотняном заводе часто и подолгу живут родственники и Марии Павловны – её сестры и племянники.

Антон Антонович участвует в жизни Калужского дворянского собрания.

Но, вероятно, расходы, к сожалению, не соответствовали получаемым доходам, и первые долги у Бистромов появляются уже в 1841 году. Дачный дом во Всехсвятском и дом Щепочкиных на Тверской были проданы осенью 1841 года. Провести продажу Бистромы поручили своему постояльцу московскому купцу Епифану Андреевичу Ильину. Оставшиеся 2 дома в Дербенском и Хамовниках вероятно, были также проданы не позже 1848 года.

В июне 1846 года было принято судебное решение положившее конец многолетней, длившейся не одно десятилетие, тяжбе между Гончаровыми и Щепочкиными с одной стороны и церковнослужителями с другой.

Еще в 1718 году основатель парусно-полотняной фабрики в селе Згомонь Тимофей Филатович Карамышев для постройки фабричных корпусов взял в аренду церковные земли, и заключил договор с местными священнослужителями об оплате и с условием «чтобы по истечению тех сроков оной земли буде Филатов захочет владеть ею, никому другому, кроме его в наймы не отдавать».

В 1735 году после смерти Карамышева, когда фабрика отошла его компаньонам Афанасию Абрамовичу Гончарову и Григорию Ивановичу Щепочкину, такое же соглашение было заключено с новыми владельцами. Документ несколько раз перезаключался с некоторым повышением арендной платы с обоюдного согласия сторон. Пока в 1819 году церковники не потребовали либо освободить церковные земли, либо значительно увеличить аренду, а проще говоря потребовали долю от фабричных доходов. Своё требование священнослужители обосновывали тем, что те, кто изначально заключал договор давно скончались и потому прежний документ недействителен.

Освободить земли не представлялось возможным, так как за прошедшие 100 лет на церковных землях были построены не только фабричные корпуса, но и выросли многочисленные дома и хозяйственные постройки фабричных рабочих.

Начались суды, которые с периодичностью приблизительно раз в 2 года выносили решения, которые не устраивали одну из сторон.

В итоге в 1846 году, после почти 30 лет судебных разбирательств, Высочайшим повелением (то есть личным решением Императора) во избежание дальнейших распрей было разрешено нынешним владельцам фабрик Дмитрию Николаевичу Гончарову и Марии Павловне Бистром выкупить церковные земли в вечную собственность.

Такое решение было наилучшим исходом дела, но всё же потребовало значительных финансовых затрат, что еще больше осложнило финансовое положение Бистромов. Пришлось «влезать» в новые долги.

В 1848 году в доме Бистромов состоялась первая свадьба – 18- летняя Мария Антоновна 28 апреля вышла замуж за 30-летнего служащего московского архива Министерства Иностранных Дел Иван Гавриловича Ершова. Венчание состоялось в Храме Вознесения на Большой Никитской улице. Среди прочих, свидетелем со стороны невесты был шурин Антона Антоновича –Александр Петрович Загряжский .

Храм Вознесения на Большой Никитской улице(Малое Вознесение). Октябрь 2024 г. Из личного архива автора.
Храм Вознесения на Большой Никитской улице(Малое Вознесение). Октябрь 2024 г. Из личного архива автора.

К сожалению, брак был недолгим, вскоре Иван Гаврилович скончался, вероятно, от чахотки, как и его младший брат.

Немногим более, чем через год , 6 июля 1849 года вышла замуж старшая из дочерей Антона Антоновича – Елизавета. Венчались молодые также в Храме Вознесения на Большой Никитской улице. Избранником 25-летней Елизаветы Антоновны стал 39-летний бездетный вдовец Павел Петрович Арцыбушев(Арцыбашев).

Первая супруга Павла Петровича –Анна Федоровна урожденная Репнинская скончалась 4 годами ранее - 1 января 1845 года.

Несохранившийся надгробный памятник А.Ф.Арцыбушевой - первой супруги П.П.Арцыбушева. Новодевичий монастырь в Москве.Источник изображенияhttps://goskatalog.ru
Несохранившийся надгробный памятник А.Ф.Арцыбушевой - первой супруги П.П.Арцыбушева. Новодевичий монастырь в Москве.Источник изображенияhttps://goskatalog.ru

Павел Петрович Арцыбушев начал свою службу в гусарах. В 1838 году он был уволен из полка в звании ротмистра и был переведен в Москву на должность бау-адьютанта (офицер инженерных войск, надзирающий за казёнными строениями, в т.ч. казёнными домами, мостами ,фонарями и т.д.).

В ноябре 1849 года Павел Петрович был произведён в подполковники. 5 февраля 1852 года за 25 лет беспорочной службы Арцыбушев был награжден орденом Святого Георгия 4 степени. В июне 1853 года Павел Петрович вышел в отставку по состоянию здоровья в звании полковника с правом ношения мундира и пенсионом в размере половинного жалования. Долгие годы сослуживцами Павла Петровича Арцыбушева были Евдоким Васильевич Давыдов(младший брат поэта-партизана Д.В.Давыдова) и Антон Карлович Данзас ( младший брат К.К.Данзаса – лицейского друга и секунданта А.С.Пушкина).

В 1850 году в семье Бистромов состоялось еще 2 свадьбы: 3 апреля в Полотняном Заводе Мария Антоновна Бистром-Ершова вторым браком вышла замуж за статского советника Василия Михайловича Быкова. 7 июня , там же в Полотняном заводе, Александра Антоновна обвенчалась с Николаем Ивановичем Пироговым, будущим великим хирургом.

Александра Антоновна Бистром -Пирогова. 1880-е гг. Источник изображения https://goskatalog.ru
Александра Антоновна Бистром -Пирогова. 1880-е гг. Источник изображения https://goskatalog.ru

Супруг Марии Антоновны – Василий Михайлович Быков(01/01/1809 – 27/10/1861) с 1845 года имел звание камергера и состоял в должности обер-прокурора Канцелярии Правительствующего Сената. Был награжден орденами Святого Станислава 1 степени и Святой Анны 2 степени. Местом службы Василия Михайловича был Санкт-Петербург. Туда и уехали молодожёны после свадьбы. В Петербурге 16 апреля 1855 года в Храме Вознесения Господня при Адмиралтейских Слободах был крещен первый внук Антона Антоновича

- Николай Васильевич Быков. Но Антон Антонович , к сожалению, об этом уже не узнал.

Еще в начале 1850-х годов Антон Антонович принял православие. Где и когда это произошло неизвестно. Возможно, к такому шагу его подвиг пример младшего двоюродного брата Александра Ивановича Бистрома, с которым они были близки. Александр Иванович Бистром принял православие 15 апреля 1850 года в Храме Дмитрия Солунского что у Тверских ворот.

В эти же годы в своем имении Никольское Козловского уезда Тамбовской губернии Антон Антонович начинает строительство Никольской церкви в память своего чудесного исцеления после смертельного ранения под Кульмом в 1813 году.

19 ноября 1853 года во время очередной русско-турецкой войны в сражении за Башкадыклар погиб старший сын Бистромов - Павел Антонович.

Весной 1854 года супруги Бистром приезжают в Москву. Они останавливаются в доме отставного поручика Николая Петровича Засецкого. Вероятно, это был какой-то родственник Марии Павловны – её бабушка по материнской линии- Ольга Семеновна Поливанова, в девичестве носила фамилию Засецкая.

В этом доме 22 марта 1854 года в возрасте 65 лет от горячки скончался отставной генерал-лейтенант Антон Антонович Бистром. 25 марта он был похоронен в МОСКВЕ в Покровском монастыре.

Покровский монастырь(Таганская улица, дом 58). Май 2025 г. Из личного архива автора.
Покровский монастырь(Таганская улица, дом 58). Май 2025 г. Из личного архива автора.

После смерти мужа Мария Павловна переехала в дом своих дальних родственниц Чебышёвых на Охотном ряду, где прожила еще около года, затем вместе с незамужними дочерями вернулась в имение Никольское под Тамбовом.

В конце 1861 году к матери в Никольское вернулась с 3 сыновьями овдовевшая Мария Антоновна. Её супруг – Василий Михайлович Быков скончался 27 сентября 1861 года на 53 году жизни и был похоронен в селе Рождествено Царскосельского уезда при Вознесенской церкви. (ныне Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области).

Церковь Вознесения Христова в селе Рождествено Гатчинского муниципального поселения Лениградской области. Наши дни. Изображение из открытых источников.
Церковь Вознесения Христова в селе Рождествено Гатчинского муниципального поселения Лениградской области. Наши дни. Изображение из открытых источников.

Финансовое положение семьи к началу 1860-х ухудшилось окончательно. Оба имения Никольское и Полотняный завод были заложены в Московской Сохранной Казне и находились под запрещением, то есть без возможности продать. К маю 1864 года долг по залогу с процентами составлял 65000 рублей 48 коп. Кроме этого Мария Павловна была должна:

Московскому купцу Петру Ивановичу Балашову – 9000 рублей, московской купчихе Аграфене Федоровне Милютиной – 3640 рублей, жене капитана Зинаиде Ивановне Шориной – 3000 рублей.

Зинаида Ивановна была младшей дочерью Ивана Григорьевича Евдокимова – соседа Щепочкиных по Спасопесковской усадьбе. Как было написано в предыдущих статьях, с дедом Зинаиды Ивановны – Григорием Евдокимовичем был дружен еще Павел Григорьевич Щепочкин. В 1832 году Иван Григорьевич выкупил у Марии Павловны часть Спасопесковской усадьбы. Видимо «по старой дружбе» Мария Павловна и заняла деньги у Зинаиды Ивановны в октябре 1854 г. Должна была Мария Павловна даже родственникам Арцыбушевым: своей падчерице Елизавете Антоновне и её мужу отставному полковнику Павлу Петровичу .

Некоторым образом, исправили сложившуюся ситуацию отмена крепостного права 1861 года и начавшийся в 1862 году выкуп крестьянами господских земель.

В 1864 году на основании Положения о выкупе все земли, принадлежащие Марии Павловне в Юхновском уезде - село Палатки, сельцо Пречистое, деревни Устиновка, Коноплевка, Озерки и прочие – были выкуплены за 67539 рублей. За собой Мария Павловна оставила только саму усадьбу Полотняный Завод и мукомольную водяную мельницу на реке Кунавке( ныне река Кунова). Однако скоро и эти владения были проданы.

В том же 1864 году были выкуплены и земли в усадьбе Никольское в Тамбовской губернии. Выкупная сумма составила 68040 рублей.

Доверенным лицом Марии Павловне в оформлении всех этих непростых документов стал её племянник Иван Артамонович Киселевский.

Из всех этих денег был погашен заём с процентами в Сохранной Казне, а также отданы долги, также с процентами Балашову, Милютиной, Шориной и Арцыбушевым.

Оставшиеся средства поступили в полное распоряжение Марии Павловны . Вероятно, на эти деньги были устроены 4 свадьбы, которые состоялись как раз в эти годы.

27 июля 1864 года Мария Антоновна в третий раз вышла замуж. Её избранником стал юрист, сенатор Марк Николаевич Любощинский.

Коллаж автора
Коллаж автора

В это же время Евгения Антоновна стала женой местного тамбовского помещика Фёдора Ивановича Мацнева. Так же, как и Любощинский, Мацнев был юристом. Не раз оба зятя Марии Павловны избирались мировыми судьями по Козловскому уезду Тамбовской губернии. Любовь Антоновна также стала женой юриста – мирового судьи Рязанской губернии – потомственного дворянина Дмитрия Васильевича ИвАнова. Самая младшая дочь Бистромов – Наталья Антоновна вышла замуж за Станислава Федоровича Козена, который приходился ей двоюродным племянником. Станислав Федорович был внуком Федора Антоновича Бистрома, сыном его дочери Евгении, в замужестве Козен.

Супруги Козен - Станислав Федорович и Наталья Антоновна,урожденная Бистром. Конец 1860-х. ГБУ "Музей Москвы". Источник изображения https://goskatalog.ru
Супруги Козен - Станислав Федорович и Наталья Антоновна,урожденная Бистром. Конец 1860-х. ГБУ "Музей Москвы". Источник изображения https://goskatalog.ru

Последние годы жизни Марии Павловны были омрачены судебной тяжбой с супругами Арцыбушевыми. Еще в 1849 году Бистромы заняли у Елизаветы Антоновны и её супруга по 14285 рублей у каждого, то есть общей сумме 28750 рублей.

В 1856 году помочь овдовевшей Марии Павловне решил известный тамбовский купец сахарозаводчик Алексей Петрович Хренников(12/02/1788 – 24/08/1865) , долгое время арендовавший у Бистромов землю в Никольском под один из своих сахарных заводов. Хренников выдал Арцыбушеву два векселя на 7000 и 3000 рублей, которые Павел Петрович принял и быстро обналичил.

В 1864 году оставшийся долг в 18750 рублей Мария Павловна, как было написано выше, погасила из денег, полученных за выкуп земли. Однако Арцыбушевы почему-то забыли о полученных еще в 1856 году векселях, и посчитав долг до конца непогашенным, стали требовать с Марии Павловны 10000 руб.

Суды продолжались несколько лет. В 1867 году Арцыбушеву даже удалось добиться, того, чтобы в уплату долга имение Никольское было выставлено на торги. Но суд более высшей инстанции отменил это решение, учтя, что Никольское было единственным имуществом Марии Павловны.

В конце 1873 года Мария Павловна подала ответный иск в московский суд к Арцыбушеву с требованием вернуть векселя Хренникова, так как они не идут в зачет долга . Павел Петрович доказывал в суде, что не может вернуть деньги, так как уже давно их обналичил. Слушавшие дело судьи по какой-то приняли сторону Арцыбушева и отклонили иск Бистром.

Спустя некоторое время доверенные юристы Марии Павловны подали кассационную жалобу, и новый суд, состоявшийся 27 марта 1875 года принудил Арцыбушева зачесть в уплату долга выданные ему еще в 1856 году векселя.

Последние годы жизни Мария Павловна провела в Никольском. Точная дата её смерти и место захоронения на сегодняшний день неизвестны. Но на основании имеющихся документов можно утверждать, что скончалась Мария Павловна Щепочкина-Бистром не ранее 1880 года, и не позднее 1881 г.

В 1881 году скончался последний из сыновей Бистромов Владимир Антонович . После его смерти, имение Никольское перешло по наследству к сестрам Бистром: Александре Антоновне Пироговой, Марии Антоновне Любощинской, Любови Антоновне ИвАновой, Евгении Антоновне Мацневой и Наталье Антоновне Козен.

Владимир Антонович Бистром. 1880-е гг. Государственный литературный музей имени В.Даля. Источник изображения https://goskatalog.ru
Владимир Антонович Бистром. 1880-е гг. Государственный литературный музей имени В.Даля. Источник изображения https://goskatalog.ru

Александра, Любовь и Наталья отказались от участия в управлении имением и продали свои доли мужу сестры Марку Николаевичу Любощинскому.

Марк Николаевич предложил Федору Ивановичу Мацневу также продать ему долю Евгении Антоновны. Некоторое время Любощинский и Мацнев торговались по поводу цены. И в 1882 году Любощинские стали единоличными хозяевами Никольского.

11 июля 1889 года Марк Николаевич скончался в Никольском , и имение перешло к его сыну Марку Марковичу Любощинскому. В 1902 году, когда старшим детям пришло время поступать в гимназию, Любощинские переехали из Никольского в Москву, как оказалось навсегда. В 1917 году усадебный дом, построенный еще Антоном Антоновичем, был сожжен. Храм был уничтожен чуть позже в 1930-х годах.

Сегодня от имения Бистромов в Никольском сохранилась только дубовая аллея. Среди местных жителей и тамбовских краеведов бытует красивая легенда. В начале этой дубовой аллеи растет очень большой дуб.

Источник изображения https://top68.ru
Источник изображения https://top68.ru

Якобы это дерево посадил еще Антон Антонович Бистром. После крестин своих детей, родившихся в Никольском, он выливал воду из купели именно под этот дуб. Вскоре так стали делать все жители села Никольское. Это стало местной традицией. Благодаря тому, что дуб постоянно поливали освященной водой он и вырос таким мощным. Местные называют этот дуб – «Крестильный дуб Бистрома».

Потомки Марии Павловны и Антона Антоновича и сегодня живут в Москве.

На сегодня это всё.А