Найти в Дзене
ВыборАвто 2025

Перегорела фара на трассе: как я заменил на месте и уехал с предупреждением, а не с 500 ₽ штрафа

Скажу честно, никто никогда не думает о том, что в самый неподходящий момент перегорит лампочка в фаре. Все почему-то уверены, что эта мелочь живет вечно или по крайней мере до следующего ТО. А вот и нет. Ночь, трасса, дождь моросит, поток дальнобойщиков несется мимо, и тут моя "Веста" вдруг подмигнула левым глазом, как подвыпивший сосед с дачи. Я сначала даже не понял, в чем дело, подумал - дорожный знак отблеск дал, но когда в зеркале темнота упала только с одной стороны, стало ясно - перегорела лампа. И вот тут начинается самое веселое. Формально это "технеисправность", а не "забыл включить свет". То есть это не статья 12.20 КоАП, где тебя сразу записывают в злостного нарушителя без фар, а именно 12.5 часть первая - предупреждение или штраф 500 рублей. Но инспектору-то глубоко плевать на теорию, если ты катишь ночью без света, он может нарисовать тебе протокол хоть за неуважение к Луне. Тут главное - сразу показать, что лампа ушла прямо в пути. Я включил аварийку и аккуратно съехал

Скажу честно, никто никогда не думает о том, что в самый неподходящий момент перегорит лампочка в фаре. Все почему-то уверены, что эта мелочь живет вечно или по крайней мере до следующего ТО. А вот и нет. Ночь, трасса, дождь моросит, поток дальнобойщиков несется мимо, и тут моя "Веста" вдруг подмигнула левым глазом, как подвыпивший сосед с дачи. Я сначала даже не понял, в чем дело, подумал - дорожный знак отблеск дал, но когда в зеркале темнота упала только с одной стороны, стало ясно - перегорела лампа.

Фара автомобиля
Фара автомобиля

И вот тут начинается самое веселое. Формально это "технеисправность", а не "забыл включить свет". То есть это не статья 12.20 КоАП, где тебя сразу записывают в злостного нарушителя без фар, а именно 12.5 часть первая - предупреждение или штраф 500 рублей. Но инспектору-то глубоко плевать на теорию, если ты катишь ночью без света, он может нарисовать тебе протокол хоть за неуважение к Луне. Тут главное - сразу показать, что лампа ушла прямо в пути.

Я включил аварийку и аккуратно съехал на обочину. В темное время суток движение без огней запрещено категорически, это написано в ПДД такими буквами, что даже слепой на ощупь найдет. Поэтому стоим и чиним, а не едем "дотянуть до дома", как любят у нас объяснять все нарушители. Вне населенного пункта еще и жилет со светоотражающими полосками обязателен. Я, как человек подготовленный, достал его из багажника. Чувствовал себя строителем космодрома, а не водителем "Весты".

Осмотр документов в ГАИ
Осмотр документов в ГАИ

Дальше пошел мой любимый цирк с фонариком, запасными лампочками и матерком в полголоса. Лампочка, как назло, сидела там, будто прикрученная навечно. Но когда руки у тебя большие, а пространство под капотом рассчитано на эльфа-механика, то процесс замены превращается в психологический квест "останься человеком и не сломай патрон". Кстати, всегда держите пару запасок в бардачке, это совет уровня "не клади ключи в холодильник". Потому что инспектору плевать, сколько стоит лампа и какой у нее цоколь, его интересует только - устранил ли ты неисправность на месте или нет.

И вот я стою, вокруг ночь, машины пролетают мимо, а я под капотом ковыряюсь, как хирург-любитель. И тут, конечно, инспектор. Где же еще ему быть, если не там, где ты в неудобной позе и с лампочкой в зубах. Подходит, светит фонарем, спрашивает: "Что за дела?". Я честно отвечаю: "Лампа перегорела в пути, прямо сейчас меняю". И это ключевая фраза, которая способна сэкономить тебе 500 рублей. Закон ведь предусматривает предупреждение, если неисправность устраняется тут же.

Замена фары
Замена фары

Дальше был диалог уровня стендапа. Я показываю ему старую перегоревшую лампу, новую вставленную, предлагаю даже чек на запаску, который валялся в бардачке. Он улыбается, говорит: "Ну хоть готовился". Я киваю, мол, у меня "Веста" белая, я не могу себе позволить роскошь ездить без света - и так тонировки нет, магнитолы с сабвуфером нет, хотя бы лампы пусть будут. В итоге он отмахнулся и выписал предупреждение. А это, как ни крути, победа.

Теперь к теории, которую я узнал уже потом, листая КоАП на кухне. Если перегорел ближний днем, можно доехать с ДХО или передними противотуманками, это ПДД разрешают. Но ночью движение только после устранения, без вариантов. Габариты, подсветка номера, стоп-сигналы - все это тоже неисправность из того же Перечня, и квалификация та же самая - предупреждение или 500. Но суды обычно становятся на сторону водителя, если видно, что лампа сломалась именно в пути, а не месяц назад.

Кстати, интересный момент. В постановлении обычно пишут конкретную неисправность из Перечня: "устройства освещения и световой сигнализации не работают в постоянном режиме". И вот это можно использовать как аргумент. В жалобе указываешь три вещи: во-первых, неисправность возникла прямо в дороге, во-вторых, ты ее устранил немедленно, в-третьих, не двигался ночью без света (или днем ехал с ДХО). Если есть фото до/после, запись регистратора, чек на лампу - это вообще отлично.

Но самое важное, что я понял - запасные лампы и предохранители в багажнике решают судьбу твоего кошелька. У меня теперь там целый набор: перчатки, фонарик, отвертка, салфетки, жилет. Когда едешь ночью по трассе и вдруг одна фара сгори, без всего этого набора ты либо платишь штраф, либо ночуешь на обочине, любуешься звездами и думаешь, зачем вообще купил машину.

В итоге та ночь стала для меня уроком. Лампа обошлась дешевле штрафа, руки остались целыми, инспектор ушел довольный, а я уехал дальше, как будто только что выиграл в лотерею. И знаете, что самое смешное? На следующий день перегорела вторая лампа. Я не удивился. Это же «АвтоВАЗ» (фото: ru.freepik.com).