Москва с давних времен была центром российской торговли. В XVI веке из Новгорода в столицу перемещается и центр международных связей российского купечества. Россия вступает в прямые сношения с Ганзой, где давно уже существовали биржи, — тогда же российские купцы познакомились с этой формой организации торговой деятельности.
Центром торговли в Москве был Китай-город. Розничная торговля сосредоточивалась в многочисленных «рядах», оптовая — велась при возводимых специально для этой цели гостиных дворах. Их было достаточно много: источники упоминают Шведский, Литовский, Греческий, Английский, Армянский дворы. Уже один этот перечень, а также сама специфика оптовой торговли позволяют предположить, что торговля в гостиных дворах игла с использованием приемов и методов, типичных для биржевой деятельности.
Самыми большими гостиными дворами Китай-города были Персидский, Старый и Новый. Последний представлял собой обширное четырехугольное здание в два этажа, выстроенное по указу царя Алексея Михайловича в 1662 году. Само здание было отведено под лавки, а в середине находился двор площадью в 4 квадратных сажени. Сюда сходились торговые люди для заключения сделок.
К 1790 году относится первое официальное упоминание о бирже в Москве. 5 октября 1790 года Екатерина II утверждает план постройки нового гостиного двора. В разделе сопроводительного текста, посвященном продаже строений в частную собственность упоминается б и р ж а, как не подлежащее продаже общественное место. Это упоминание дополняется и текстом всеподданнейшего доклада московского военного генерал-губернатора Салтыкова от 14 мая 1798 года, в котором при донесении о постройке части гостиного двора, выходящей на Ильинку, говорится о «бирже, в том же дворе находящейся».
Из этого можно сделать вывод, что задолго до строительства упомянутого гостиного двора биржа в Москве уже существовала. Очевидно также и то, что деятельность ее каким-либо законодательным образом регламентирована не была, и «биржей» место сходок московского купечества называлось по аналогии с торгово-посредническими центрами в европейских городах.
Впрочем, атрибуты собственно биржевой деятельности появляются достаточно быстро. Уже в тексте указа московского городского правления к гильдию от 3 декабря 1800 года упоминаются «находящиеся при бирже маклера»; в аналогичном указе от 10 января 1802 года поднимается вопрос об учреждении должности «аукциониста» на городской бирже, причем отмечается, что аукционной продажи ранее никогда не было.
Завершение постройки гостиного двора способствовало дальнейшему упорядочению торговой деятельности. Окончательно определяется место сходок московского купечества после 1812 года. Им был сначала средний проход с Ильинки на Гостиный двор, а также крыльцо на углу Ильинки и Хрустального переулка. Последнее место приобрело у торгового люда особую популярность и служило местом оживленных сходок вплоть до постройки собственно биржевого здания.
Однако сборы в узком проходе либо под открытым небом были крайне неудобны. В дни особо оживленной торговли купцы занимали для сходок и близлежащие улицы. Потребность в биржевом здании для «отцов города» становилась псе более очевидной.
Вопрос о постройке здания биржи был впервые поднят в 1817 году купцом первой гильдии Никифором Лежневым, предложившим построить или приобрести дом в Китай-городе «для биржевой залы». Однако то ли отсутствие средств, то ли сила инерции помешали реализации этого предложения.
В 1828 году вопрос о постройке биржевого здания возникает вновь. Ряд купцов обращается к московскому военному генерал-губернатору князю Голицыну с представлением о необходимости строительства здания биржи. Представление это было передано тогдашнему городскому главе А. А. Мазурину, и в том же году историческое решение об учреждении биржи в Москве было принято. Однако потребовалось еще около десяти лет, чтобы это решение было воплощено н жизнь.
21 ноября 1831 года министр финансов граф Е.Ф. Канкрин представил Николаю I упомянутое выше постановление. Высочайшим решением под здание биржи было отведено место, занимаемое рыбным рядом возле гостиного двора. (Любопытно, что переулок между зданием биржи и гостиным двором и сейчас носит название Рыбного). В будущем здании было предложено предусмотреть место и для коммерческого суда. В состав строительного комитета, определявшего место и занимавшегося проектированием здания, был включен известный зодчий, строитель Большого театра Осип Вове. Сам Николай I пожертвовал «из особых сумм министерства» 500 тысяч рублей на строительство здания.
Решение вопроса строительства на «высочайшем уровне» свидетельствует о той огромной роли, которую отводило тогдашнее российское правительство организации биржевой деятельности.
Весьма активную роль как в «пробивании» решения, так и в строительстве здания сыграл московской городской голова И. А. Колесов. Проектирование здания осуществил известный московский архитектор М. Д. Быковский.
1 июля 1836 года состоялась торжественная закладка здания биржи. В фундаменте здания была замурована медная доска с надписью, повествующей об этом событии. (Примерно через полвека – при перестройке здания – доска эта была найдена и столь же торжественно замурована в фундаменте вновь возводимой биржи. Там она, по-видимому, находится и поныне) .
Завершение строительства здания биржи в 1839 году принято считать точкой отсчета в истории Московской биржи в собственном смысле этого слова.
Решением московского купечества в зале биржи 3 марта 1839 г. был торжественно установлен бюст императора Николая I работы С. Кампиони.
Однако, следуя старой традиции, купцы долгое время собирались на крыльце и в среднем проходе гостиного двора, и только в 1860 г. особым постановлением биржевого комитета встречи были перенесены внутрь здания.
Биржевой комитет был учрежден раньше самой биржи, в 1837 году. Решением Государственного совета на него распространялись правила, изданные для Санкт-Петербургского биржевого комитета. Председательство в нем принадлежало городским головам.
Комитет начал свою деятельность 11 ноября 1839 г. Первые его решения носили процедурный характер: принятие к исполнению устава Санкт-Петербургской биржи, «определение потребного для биржи числа маклеров», назначение дней для их заседаний.
За период с 1839 но 1868 гг. пост председателя биржевого комитета занимали последовательно 10 человек, Их имена прочно вошли в историю российского предпринимательства, и потому заслуживают перечисления: В. А. Куманин (1837-1840). А. В. Алексеев (1840-1843), А. П. Шестов (1843-1846), С. Л. Лепешкин (1846-1849), К. А. Кирьяков (1849-1852), К. А. Кукин (1852-1855), А. И. Колесов, (1855-1858), Е. Ф. Гучков (1858-1859), А. И. Хлудов (1859-1865), И. А. Лямин (1865-1868). Порядок их избрания до 1859 г. был неизменным: он совпадал с выборами членов биржевого комитета. Этот порядок изменяется лишь в 1859 г., когда решением Государственного совета в Московский биржевой комитет начинает избираться отдельный председатель в сроки, отличные от выбора членов.
В 1868 г. председателем Московского биржевого комитета становится Тимофей Саввич Морозов – представитель второго поколения знаменитой купеческой и промышленной династии. Именно при его личном участии Московская биржа вступает в новый период своей истории.
Предпринимаются энергичные . меры по расширению здания биржи. В 1869 г. по плану, составленному в начале 60-х годов, решено было возвести здание, намного крупнее старого. Территория нового здания захватила место находившейся за прежним зданием церкви Успения пресвятой богородицы, разобранной по ветхости. Возможно, именно это обстоятельство побуждало богобоязненных московских купцов искать для нового здания иное место; предлагалось, в частности, построить биржу на территории, занимаемой ныне Политехническим музеем, на месте памятника героям Плевны, и т. п. Однако Московская биржа осталась на своем прежнем месте.
В 1869 г. по инициативе Т. С. Морозова особая купеческая комиссия вырабатывает Устав Московской биржи. Переданный в Министерство финансов, устав уже через неделю утверждается императором Александром II. С этого момента Московская биржа приобретает четкий юридический статус и вступает в новый период своей деятельности.
(продолжение следует)