Найти в Дзене
FrankyRace

BMW в Формуле 1 - история упущенных шансов

BMW в Формуле-1 — это история о том, как даже самые амбициозные проекты могут рухнуть из-за одного неверного решения. Немецкий автогигант дважды был на пороге величия: сначала как моторист, затем как владелец команды. Но каждый раз что-то шло не так. Сегодня вспоминаем драматический путь баварцев от первых турбомоторов до упущенного чемпионства 2008 года. Первое знакомство BMW с Формулой-1 состоялось в 1969 году на домашнем Нюрбургринге. Немцы привезли три машины Lola 269, но ни одна не стартовала — в тренировке погиб Герхард Миттер из-за проблем с рулевым управлением. После трагедии команда сняла оставшихся пилотов. Настоящее возвращение произошло в 1980 году, когда BMW решили создать турбомотор, вдохновившись успехами Renault. На базе серийного двигателя M10 разработали турбированный M12 — 850 л.с. в квалификации, 650 в гонке. Партнером стала команда Brabham Берни Экклстоуна. Дебют в ЮАР 1982 года провалился — Риккардо Патрезе сошел из-за отказа мотора. Но уже в Канаде пришел реванш:
Оглавление

BMW в Формуле-1 — это история о том, как даже самые амбициозные проекты могут рухнуть из-за одного неверного решения. Немецкий автогигант дважды был на пороге величия: сначала как моторист, затем как владелец команды. Но каждый раз что-то шло не так. Сегодня вспоминаем драматический путь баварцев от первых турбомоторов до упущенного чемпионства 2008 года.

Трагический дебют и турбореволюция (1969-1987)

Первое знакомство BMW с Формулой-1 состоялось в 1969 году на домашнем Нюрбургринге. Немцы привезли три машины Lola 269, но ни одна не стартовала — в тренировке погиб Герхард Миттер из-за проблем с рулевым управлением. После трагедии команда сняла оставшихся пилотов.

Настоящее возвращение произошло в 1980 году, когда BMW решили создать турбомотор, вдохновившись успехами Renault. На базе серийного двигателя M10 разработали турбированный M12 — 850 л.с. в квалификации, 650 в гонке.

Партнером стала команда Brabham Берни Экклстоуна. Дебют в ЮАР 1982 года провалился — Риккардо Патрезе сошел из-за отказа мотора. Но уже в Канаде пришел реванш: Нельсон Пике одержал первую победу BMW в Ф1.

Нельсон Пике 1982
Нельсон Пике 1982

Чемпионский триумф и конец эпохи

1983 год стал звездным часом. BMW подтянули надежность, и Нельсон Пике завоевал титул чемпиона мира. Парадоксально, но команда Renault, вдохновившая баварцев на создание турбомотора, потерпела поражение и через два года покинула Ф1.

Интерес к моторам BMW в паддоке был огромным. Новыми клиентами стали Arrows, ATS, Benetton и Ligier. Но в 1989 году все кончилось — Ф1 запретила турбомоторы. BMW свернули программу и взяли 11-летнюю паузу.

За время сотрудничества с различными командами моторы BMW одержали 20 побед и принесли один титул пилота. Неплохой результат для первого серьезного вторжения в Формулу-1.

турбомотор BMW M12
турбомотор BMW M12

Союз с Williams: возвращение к победам (2000-2005)

Возвращение в 2000 году выглядело как мощное заявление. Партнером стала команда Williams, остро нуждавшаяся в сильном мотористе после расставания с Renault. Последние два сезона на моторах Mecachrome и Supertec команда Фрэнка скатилась в середняки.

2001 год принес первые плоды — четыре победы от дуэта Ральфа Шумахера и Хуана Пабло Монтои. Williams вернулись в элиту. В 2002-м они стали единственными соперниками доминировавшей Ferrari по чистой скорости.

Пик пришелся на 2003 год. За три этапа до финала Монтоя отставал от Михаэля Шумахера всего на одно очко. Первый титул за шесть лет был близок как никогда. Но все перечеркнул "шинный скандал" — протест Ferrari против покрышек Michelin заставил изменить спецификации, и Williams потеряли преимущество.

Хуан Пабло Монтоя
Хуан Пабло Монтоя

BMW Sauber: собственная команда (2006-2009)

Когда отношения с Williams окончательно испортились, BMW решили идти своим путем. В конце 2005 года баварцы купили 80% акций команды Sauber за 100 миллионов долларов.

Выбор оказался разумным. В отличие от Toyota, строившей все с нуля, BMW получили готовую структуру с технической базой в Хинвиле. 2007 год принес третье место в Кубке конструкторов, а после дисквалификации McLaren — даже второе.

Но настоящий прорыв случился в 2008 году. BMW Sauber вплотную приблизились к Ferrari и McLaren. Три подиума в первых трех гонках, поул Роберта Кубицы в Бахрейне, историческая победа и дубль в Канаде.

Роберт Кубица празднует победу в Канаде 2008 года
Роберт Кубица празднует победу в Канаде 2008 года

Упущенный шанс: роковое решение

После Монреаля произошло невообразимое — Роберт Кубица возглавил личный зачет чемпионата. Это был не стартовый рывок, а результат на экваторе сезона. BMW реально боролись за титул.

Но тут случилось роковое решение. Вместо продолжения борьбы BMW переключили все ресурсы на разработку болида под новый регламент 2009 года. Работы над текущей машиной свернули в середине сезона.

Кубица потерял математические шансы на титул только перед последним этапом. Представьте, насколько близко все было! Но ставка на будущее обернулась провалом — болид 2009 года оказался неудачным.

-5

Экономический кризис и уход

Провальный 2009 год на фоне экономического кризиса окончательно отбил у BMW желание продолжать. Команда опустилась на шестое место в Кубке конструкторов. Всего год назад они боролись за титул, а теперь стали середняками.

Формульная программа была свернута. Петер Заубер выкупил команду обратно, а BMW пополнили печальный список автогигантов, которые были в шаге от триумфа, но потерпели крах из-за неверных стратегических решений.

Особенно горько это выглядело в свете того факта, что у BMW было все для успеха: конкурентоспособные моторы, талантливые пилоты, ресурсы и выстроенная структура. Не хватило только терпения довести дело до конца.

BMW Sauber
BMW Sauber

Наследие баварских амбиций

История BMW в Формуле-1 — классический пример того, как даже самый мощный проект может рухнуть из-за одного неверного решения. Дважды немцы были на пороге величия, и дважды что-то шло не так.

В первый раз им помешал запрет турбомоторов, что было форс-мажором. Во второй раз они сами выбрали неправильные приоритеты, переключившись на будущий регламент вместо борьбы за текущий титул.

Сегодня BMW больше нет в Формуле-1, но память о том сезоне 2008 года остается. О Кубице в лидерах чемпионата, о поуле в Бахрейне, о дубле в Монреале и несостоявшейся битве за титул. Это одна из самых горьких историй в Ф1 — история тех, кто был готов побеждать, но почему-то решил подождать.

Заключение

BMW доказали, что могут создавать победные моторы и конкурентоспособные команды. Но Формула-1 не прощает стратегических ошибок, особенно тех, которые совершаются не на трассе, а за столом переговоров.

Возможно, если бы BMW продолжили развитие болида 2008 года, Роберт Кубица стал бы чемпионом мира, а немецкая команда вписала бы свое имя в историю как покорители вершины автоспорта. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Остается только сожалеть об упущенных шансах и помнить: в Формуле-1 важно не только быть быстрым, но и принимать правильные решения в ключевые моменты. BMW этого урока не усвоили.

Группа в ТГ

YouTube