Найти в Дзене
АТОМ

«Успех — это 99% неудач»: как Форд создал Ford

«Крепче упирайся пальцами ног, парень, и у тебя все получится», — этот совет юный Генри Форд, которому еще только предстояло стать королем мирового автопрома, получил на судостроительном заводе братьев Флауэр, когда он толкал в горку груженую тележку. Пройдут годы, и он распорядится выбить эти слова на входе в инженерную лабораторию завода имени себя.

Форд был первенцем в большой семье фермера из Мичигана и, по замыслу отца, должен был продолжить его дело. Но не тут-то было: будущий предприниматель терпеть не мог коров и кур, мечтая о совсем другой жизни.

На 12-летие отец подарил ему карманные часы. Любознательный Генри тут же их разобрал, собрал, а потом разобрал вновь, и вот он уже колесит по окрестным фермам, ремонтируя хронометры своих соседей.

В 13 лет он увидел на дороге паромобиль и понял, что нашел свое призвание.

Подростком он, к неудовольствию отца, отправился в Детройт, чтобы устроиться на завод, но через несколько лет вернулся обратно. Форд-старший пообещал сыну 40 акров земли, но дело было не в этом: Генри решил жениться, а родители невесты не желали отдавать свою дочь за рабочего без гроша в кармане. Ради Клары, с которой он душа в душу проживет всю жизнь, можно было ненадолго вернуться к коровам и курам.

Фото: Ford Motor Company
Фото: Ford Motor Company

На ферме Генри занялся изобретательством: он начал с парового трактора, но остановил свой выбор на бензиновом моторе, которым оснастил молотилку для зерна.

Форд уже с семьей снова переехал в Детройт, устроившись в компанию Томаса Эдисона, которым восхищался всю жизнь. Там он быстро пойдет по карьерной лестнице, став главным инженером, даже не имея высшего образования. Но изобретательство не забыто: в 1896 году появился самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания Ford Quadricycle.

Генри принял решение уволиться и сделать ставку на автомобили. При поддержке жены и финансовых вливаниях местного магната в 1899 году он возглавил новую компанию — Detroit Automobile Company, которая обанкротилась через два года. Она сумела выпустить всего 20 не слишком удачных, зато довольно дорогих машин.

«Честная неудача не унизительна, унизителен страх перед неудачей», — решил Форд и начал все снова.

Фото: Ford Motor Company
Фото: Ford Motor Company

В 1901 году он сконструировал гоночную машину, способную разгоняться до 95 км/ч и даже выиграл с ней гонки. В том же году на волне успеха появилась Henry Ford Company.

Но и тут все вышло не так гладко: спонсоры пригласили в помощь Форду еще одного инженера, что вывело Генри из себя. Он покинул компанию, которая сменила название на Cadillac Automobile Company.

В 1902 году Форд загорелся идеей делать дешевые автомобили и уже на следующий год появилось акционерное общество Ford Motor Company: Генри привлек в свой бизнес нескольких крупных инвесторов.

В июне 1903 года был собран первый автомобиль — модель А, стоившая 850 долларов. А в конце 1906 года, благодаря успеху модели N, Ford Motor Company стала крупнейшим автомобилестроителем США.

А Форд тем временем всеми правдами и неправдами выдавливал из своего предприятия остальных акционеров и расширял производство.

Легендарная модель Т была собрана в 1908 году и стала самым популярным автомобилем в мире. Чтобы предложить покупателям выгодную цену, Форд добивался снижения времени сборки: рекордом для модели Т стали 93 минуты.

Фото: Ford Motor Company
Фото: Ford Motor Company

Тем же объясняется его приверженность черному цвету: такая краска высыхала быстрее всего.

В 1913 году на новом заводе Форда в пригороде Детройта заработала конвейерная лента. Это было не ноу-хау, а модернизация: до этого автомобиль перемещался от одного сборщика к другому на деревянном поддоне.

К 1925 году заводы компании появились в Европе, Африке, Южной Америке, Японии и даже в Австралии. А после соглашения, подписанного в 1929 году, в СССР начали выпускать легковушку ГАЗ-А и грузовик ГАЗ-АА, сделанные на базе моделей Ford.

Генри Форд скончался 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет. После него компанию возглавил его внук, а сейчас ей руководит правнук.

Фото: Ford Motor Company
Фото: Ford Motor Company


Цитаты из книги Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения»:

«Энтузиасты — это борцы. Энтузиазм — краеугольный камень всего прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности».

«Поражение — это просто возможность начать сначала, и на этот раз — более разумно».

«Неудачи получаются в результате страха, покоя, изнеженности и беспечности. Устранение страха создает уверенность и изобилие. Встаньте и вооружитесь, пусть слабые получают милостыню!».

«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».

«Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит».

«Почему-то всегда думают прежде всего о том, как бы удешевить производство, а не как бы упростить сам товар. А начинать надо именно с него».

«Я избрал следующий лозунг: «Если кто-нибудь откажется от моего автомобиля, я знаю, что в этом виноват я сам».