«...Сто правый два Сто пятьдесят левый три на правый два семьдесят левый четыре Четыреста горка с правым один...» Стенограмма в салоне этого автомобиля звучит так же естественно, как ассоциация Subaru с ралли и именем легендарного Колина МакРея. В этой машине японцы явили всему миру пример трудолюбия и любви к автоспорту, результатом которого стали три подряд чемпионских титула в WRC. В честь этого события появилась самая дорогая в мире Subaru - Impreza 22B.
В далеком 1987 году FIA своим решением запретить участие прототипов в ралли подарила миру такие великолепные "омологационные" автомобили как Delta Integrale и Audi Sport Quattro. Героиня нашего рассказа, вопреки расхожему мнению, не является омологационной версией Импрезы МакРея. Для "летучего шотландца" машины готовили не в Японии, а в Англии силами мощнейшей спортивно-инжиниринговой фирмы Prodrive. Все необходимые для ралли технические решения, в том числе и легкий жесткий кузов купе, давно были легализованы в Impreza WRX, на основе которой англичане и строили боевые машины.
Subaru Impreza 22B - это японская "реплика" машины МакРея, представленная публике на Токийском автосалоне в 1997 году. Японцы мастерски использовали успехи на трассах и создали бешенный ажиотаж вокруг 22B, поставив ее рядом с боевым болидом WRC ограничив тираж 400 экземплярами. Не смотря на высокую цену все машины были проданы за пару дней. Это все что нужно знать о роли автоспорта в маркетинге. Былая слава и легендарность помогают Subaru по сей день продавать даже Леворги на полторашке и вариаторе и унылые Форестеры, зомбируя неокрепшие головы легендами о "симметричном полном приводе". До сих пор на светофорах рядом с любым WRX даже Газели стартуют бодрее обычного!
Но вернемся из унылого 2025-го когда даже Ноnda предала идеалы атмосферной тяги, ноздри на BMW стали размером как уши слона, а улицы заполонили кроссоверы китайских сортов. В те времена, в конце 90-х , инженеры имели возможность строить и настраивать машины, а не оболванивать людей поделками с "запрограммированным" старением и выдавать "планшеты" в салоне за высокие технологии. В далеком 1998-м Fuju Heavy Industries отмечала 40-летний юбилей Subaru и три чемпионских титула в WRC, а Impreza 22B стала лучшим подарком.
За основу был взят двухдверный кузов WRX Type RA, на который устанавливали широкие крылья брутальным способом: старые срезали, а поверх приваривали новые! Поэтому в скрытых полостях 22B выглядит словно после "гаражного" кузовного ремонта руками "незаменимых иностранных специалистов". Но нет! Тогда треть населения средней Азии мирно жила в своих кишлаках, а не в России, а широкие кузова производили на заводе Subaru в японском Оте и эта брутальность только дополняет суровый образ 22B.
Она была создана на основе лучшего железа от спортивного подразделения STI с тщательной проработки каждой мелочи. Например, в салоне глянцевый пластик передней панели заменили на матовый. Так он меньше бликует и на солнце и напоминает покрытую флоком панель боевой машины WRC. Ради экономии массы под капотом установлена углепластиковая распорка передних стоек. На крышке багажника появился спойлер как на боевых машинах с изменяемым углом атаки.
Под капотом с традиционной ноздрей скрывается оппозитный EJ объемом 2.2 литра на основе блока от Легаси. Как и все STI-моторы он доработан с целью увеличения мощности и надежности. Кроме тщательной подборки деталей по группам и прецизионной балансировки, уменьшены допуски. Заряд в цилиндры накачивает турбокомпрессор IHI VF23. Выпускной впускной коллекторы оригинальные, специально разработанные для 2.2 B4. Их можно опознать по отсутствию характерного "бу-бу-бу" и красному цвету ресивера. Дополняет картину интеркулер увеличенной производительности с системой подачи воды для компенсации недостатка "топ-маунт" компоновки.
Как и мотористы Prodrive японцы настраивали мотор для езды на "моменте". Если в WRC главным ограничителем был рестриктор, то в случае с 22B - японское законодательство, ограничивающее мощность на 280 л.с. Поэтому крутящий момент у 22B зверский - 363 Н*м! В сочетании с бешеным рабочим диапазоном (мотор крутится до 8000 rpm) динамика разгона сравнима с суперкарами тех лет - менее 5 секунд до 100 км/ч!
Взрывной характер мотора подчеркивает и короткая трансмиссия от STI type R версии IV. Поэтому максимальная скорость в 180 км/ч не дотягивает до суперкаровского порога, зато яростная тяга позволяет "раздавать" на любом покрытии в любую погоду не только по прямой, но и в поворотах благодаря фирменному дифференциалу DCCD с возможностью распределения момента путем изменения степени блокировки. Он состоит из несимметричного цилиндрического дифференциала с электронно-управляемой блокировкой, муфтой дискового типа, ряда датчиков и электронного блока управления. Японцы стараются замалчивать этот факт, но DCCD появилась не без помощи того же Prodrive.
Не обошлось и без изменений в ходовой части - амортизаторы Biltein, более жесткие сайлент блоки и тормозные механизмы с четырехпоршневыми суппортами спереди и двухпоршневыми сзади. Колея расширена за счет колесных дисков размером 8.5J под 235 ширину шин Pirelli P-Zero.
Не смотря на наличие полного привода снаряженная масса 22B всего 1270 кг. Кто там собирается написать что его Зикр или VAG на стейджике быстрее со светофора? Соглашусь, но в отличие от псевдоспортивных машин для "светофорных настигаторов", Impreza создавалась для битвы на провинциальных дорогах и как любое оружие сильна в тех условиях для которых была создана. Даже простая 200-сильная WRX объедет вдвое более мощную машину на зимнем спецучастке. Надо ли говорить, что 22B с правильным человеком "в руле" не оставит шансов ни одному современному полноприводнику нафаршированному муфтами и электроникой по самую крышу? Небольшая масса и правильно настроенное железо - вот залог скорости!
Удивительно, но за 30 лет в мире не появилось ничего нового на тему правильного полного привода, кроме Эволюшена и GR Yaris, поэтому ценность таких машин как Impreza 22B растет с каждым годом. Едва ли сегодня есть возможность купить такую за адекватные деньги, ведь даже простые WRX STI без 2 млн не взять. Главное проверить понравившийся вариант по отчету CARSIN, что бы понять действительно ли автомобиль не до конца уничтожен "тюнингаторами" и джимханой на парковках супермаркетов. Если популярные сервисы проверки дают информацию только по своей базе данных (есть риск не увидеть что на другой площадке эта же машина продавалась с проблемами), то CARSIN предоставляет информацию по всем площадкам в одном отчете. Получить отчет можно по ссылке.
Для нас кузов GC стал символом эпохи, когда в российском чемпионате по ралли ездили подготовленные Продрайвом Импрезы WRC, потому что у бизнеса была возможность большую часть прибыли "списывать" на автоспорт. Кумирами молодежи тогда были не Егор Крид и прочие "поющие ртом" блогеры, а Сергей Успенский, братья Больших, Колин МакРей и другие выдающиеся спортсмены. Молодые пацаны не сидели в "тик-токах", а читали журналы "Клаксон", "Авторевю" любуясь плодами расцвета мирового автопрома. Сегодня молодежь живет в смартфонах, а обсуждать современный автопром - что воду в ступе толочь. В этом мире все меняется. Постоянными остаются лишь растущие цены на Impreza 22B и титанические усилия Fuju Heavy Industries хранить великое раллийное прошлое Subaru, выпуская чуждых современному "толерантному" автопрому полноприводных турбо монстров.
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#subaru #impreza #wrx #sti #22B #WRC #rally #forester #levorg #автомобили 90-х