Найти в Дзене
Техника мужика

Impreza 22B. Грозное оружие Subaru для WRC когда STI и Prodrive были великими, а МакРей легендой.

«...Сто правый два Сто пятьдесят левый три на правый два семьдесят левый четыре Четыреста горка с правым один...» Стенограмма в салоне этого автомобиля звучит так же естественно, как ассоциация Subaru с ралли и именем легендарного Колина МакРея. В этой машине японцы явили всему миру пример трудолюбия и любви к автоспорту, результатом которого стали три подряд чемпионских титула в WRC. В честь этого события появилась самая дорогая в мире Subaru - Impreza 22B. В далеком 1987 году FIA своим решением запретить участие прототипов в ралли подарила миру такие великолепные "омологационные" автомобили как Delta Integrale и Audi Sport Quattro. Героиня нашего рассказа, вопреки расхожему мнению, не является омологационной версией Импрезы МакРея. Для "летучего шотландца" машины готовили не в Японии, а в Англии силами мощнейшей спортивно-инжиниринговой фирмы Prodrive. Все необходимые для ралли технические решения, в том числе и легкий жесткий кузов купе, давно были легализованы в Impreza WRX, на ос

«...Сто правый два Сто пятьдесят левый три на правый два семьдесят левый четыре Четыреста горка с правым один...» Стенограмма в салоне этого автомобиля звучит так же естественно, как ассоциация Subaru с ралли и именем легендарного Колина МакРея. В этой машине японцы явили всему миру пример трудолюбия и любви к автоспорту, результатом которого стали три подряд чемпионских титула в WRC. В честь этого события появилась самая дорогая в мире Subaru - Impreza 22B.

Самый красивый кузов Subaru. Фото из открытых источников.
Самый красивый кузов Subaru. Фото из открытых источников.

В далеком 1987 году FIA своим решением запретить участие прототипов в ралли подарила миру такие великолепные "омологационные" автомобили как Delta Integrale и Audi Sport Quattro. Героиня нашего рассказа, вопреки расхожему мнению, не является омологационной версией Импрезы МакРея. Для "летучего шотландца" машины готовили не в Японии, а в Англии силами мощнейшей спортивно-инжиниринговой фирмы Prodrive. Все необходимые для ралли технические решения, в том числе и легкий жесткий кузов купе, давно были легализованы в Impreza WRX, на основе которой англичане и строили боевые машины.

Крылья и бамперы - как у боевых машин WRC.  Фото из открытых источников.
Крылья и бамперы - как у боевых машин WRC. Фото из открытых источников.

Subaru Impreza 22B - это японская "реплика" машины МакРея, представленная публике на Токийском автосалоне в 1997 году. Японцы мастерски использовали успехи на трассах и создали бешенный ажиотаж вокруг 22B, поставив ее рядом с боевым болидом WRC ограничив тираж 400 экземплярами. Не смотря на высокую цену все машины были проданы за пару дней. Это все что нужно знать о роли автоспорта в маркетинге. Былая слава и легендарность помогают Subaru по сей день продавать даже Леворги на полторашке и вариаторе и унылые Форестеры, зомбируя неокрепшие головы легендами о "симметричном полном приводе". До сих пор на светофорах рядом с любым WRX даже Газели стартуют бодрее обычного!

Ярко синий кузов на золотистых дисках - фирменный стиль Subaru на долгие годы вперед.  Фото из открытых источников.
Ярко синий кузов на золотистых дисках - фирменный стиль Subaru на долгие годы вперед. Фото из открытых источников.

Но вернемся из унылого 2025-го когда даже Ноnda предала идеалы атмосферной тяги, ноздри на BMW стали размером как уши слона, а улицы заполонили кроссоверы китайских сортов. В те времена, в конце 90-х , инженеры имели возможность строить и настраивать машины, а не оболванивать людей поделками с "запрограммированным" старением и выдавать "планшеты" в салоне за высокие технологии. В далеком 1998-м Fuju Heavy Industries отмечала 40-летний юбилей Subaru и три чемпионских титула в WRC, а Impreza 22B стала лучшим подарком.

Ноздря на копоте и решетки - не бутафория, а рабочие элементы. Фото из открытых источников.
Ноздря на копоте и решетки - не бутафория, а рабочие элементы. Фото из открытых источников.

За основу был взят двухдверный кузов WRX Type RA, на который устанавливали широкие крылья брутальным способом: старые срезали, а поверх приваривали новые! Поэтому в скрытых полостях 22B выглядит словно после "гаражного" кузовного ремонта руками "незаменимых иностранных специалистов". Но нет! Тогда треть населения средней Азии мирно жила в своих кишлаках, а не в России, а широкие кузова производили на заводе Subaru в японском Оте и эта брутальность только дополняет суровый образ 22B.

Обратите внимание на стык крыла и кузова. Натоящее японское качество! Фото из открытых источников.
Обратите внимание на стык крыла и кузова. Натоящее японское качество! Фото из открытых источников.

Она была создана на основе лучшего железа от спортивного подразделения STI с тщательной проработки каждой мелочи. Например, в салоне глянцевый пластик передней панели заменили на матовый. Так он меньше бликует и на солнце и напоминает покрытую флоком панель боевой машины WRC. Ради экономии массы под капотом установлена углепластиковая распорка передних стоек. На крышке багажника появился спойлер как на боевых машинах с изменяемым углом атаки.

Спойлер с возможностью изменения угла атаки. Фото из открытых источников.
Спойлер с возможностью изменения угла атаки. Фото из открытых источников.

Под капотом с традиционной ноздрей скрывается оппозитный EJ объемом 2.2 литра на основе блока от Легаси. Как и все STI-моторы он доработан с целью увеличения мощности и надежности. Кроме тщательной подборки деталей по группам и прецизионной балансировки, уменьшены допуски. Заряд в цилиндры накачивает турбокомпрессор IHI VF23. Выпускной впускной коллекторы оригинальные, специально разработанные для 2.2 B4. Их можно опознать по отсутствию характерного "бу-бу-бу" и красному цвету ресивера. Дополняет картину интеркулер увеличенной производительности с системой подачи воды для компенсации недостатка "топ-маунт" компоновки.

Лучший оппозит в мире! Фото из открытых источников.
Лучший оппозит в мире! Фото из открытых источников.

Как и мотористы Prodrive японцы настраивали мотор для езды на "моменте". Если в WRC главным ограничителем был рестриктор, то в случае с 22B - японское законодательство, ограничивающее мощность на 280 л.с. Поэтому крутящий момент у 22B зверский - 363 Н*м! В сочетании с бешеным рабочим диапазоном (мотор крутится до 8000 rpm) динамика разгона сравнима с суперкарами тех лет - менее 5 секунд до 100 км/ч!

В центре приборной панели - тахометр с красной зоной на 8000 rpm. Фото из открытых источников.
В центре приборной панели - тахометр с красной зоной на 8000 rpm. Фото из открытых источников.

Взрывной характер мотора подчеркивает и короткая трансмиссия от STI type R версии IV. Поэтому максимальная скорость в 180 км/ч не дотягивает до суперкаровского порога, зато яростная тяга позволяет "раздавать" на любом покрытии в любую погоду не только по прямой, но и в поворотах благодаря фирменному дифференциалу DCCD с возможностью распределения момента путем изменения степени блокировки. Он состоит из несимметричного цилиндрического дифференциала с электронно-управляемой блокировкой, муфтой дискового типа, ряда датчиков и электронного блока управления. Японцы стараются замалчивать этот факт, но DCCD появилась не без помощи того же Prodrive.

Обратите внимание на ремонтопригодность ходовой. Prodrive даже в своих цехах не пользовались подъемниками для имитации обслуживания в боевых условиях. Фото из открытых источников.
Обратите внимание на ремонтопригодность ходовой. Prodrive даже в своих цехах не пользовались подъемниками для имитации обслуживания в боевых условиях. Фото из открытых источников.

Не обошлось и без изменений в ходовой части - амортизаторы Biltein, более жесткие сайлент блоки и тормозные механизмы с четырехпоршневыми суппортами спереди и двухпоршневыми сзади. Колея расширена за счет колесных дисков размером 8.5J под 235 ширину шин Pirelli P-Zero.

В оригинале должны быть диски BBS. Фото из открытых источников.
В оригинале должны быть диски BBS. Фото из открытых источников.

Не смотря на наличие полного привода снаряженная масса 22B всего 1270 кг. Кто там собирается написать что его Зикр или VAG на стейджике быстрее со светофора? Соглашусь, но в отличие от псевдоспортивных машин для "светофорных настигаторов", Impreza создавалась для битвы на провинциальных дорогах и как любое оружие сильна в тех условиях для которых была создана. Даже простая 200-сильная WRX объедет вдвое более мощную машину на зимнем спецучастке. Надо ли говорить, что 22B с правильным человеком "в руле" не оставит шансов ни одному современному полноприводнику нафаршированному муфтами и электроникой по самую крышу? Небольшая масса и правильно настроенное железо - вот залог скорости!

Посему на это фото хочется смотреть бесконечно? Фото из открытых источников.
Посему на это фото хочется смотреть бесконечно? Фото из открытых источников.

Удивительно, но за 30 лет в мире не появилось ничего нового на тему правильного полного привода, кроме Эволюшена и GR Yaris, поэтому ценность таких машин как Impreza 22B растет с каждым годом. Едва ли сегодня есть возможность купить такую за адекватные деньги, ведь даже простые WRX STI без 2 млн не взять. Главное проверить понравившийся вариант по отчету CARSIN, что бы понять действительно ли автомобиль не до конца уничтожен "тюнингаторами" и джимханой на парковках супермаркетов. Если популярные сервисы проверки дают информацию только по своей базе данных (есть риск не увидеть что на другой площадке эта же машина продавалась с проблемами), то CARSIN предоставляет информацию по всем площадкам в одном отчете. Получить отчет можно по ссылке.

Боевая люстра - это вам не LED оптика! Фото из открытых источников.
Боевая люстра - это вам не LED оптика! Фото из открытых источников.

Для нас кузов GC стал символом эпохи, когда в российском чемпионате по ралли ездили подготовленные Продрайвом Импрезы WRC, потому что у бизнеса была возможность большую часть прибыли "списывать" на автоспорт. Кумирами молодежи тогда были не Егор Крид и прочие "поющие ртом" блогеры, а Сергей Успенский, братья Больших, Колин МакРей и другие выдающиеся спортсмены. Молодые пацаны не сидели в "тик-токах", а читали журналы "Клаксон", "Авторевю" любуясь плодами расцвета мирового автопрома. Сегодня молодежь живет в смартфонах, а обсуждать современный автопром - что воду в ступе толочь. В этом мире все меняется. Постоянными остаются лишь растущие цены на Impreza 22B и титанические усилия Fuju Heavy Industries хранить великое раллийное прошлое Subaru, выпуская чуждых современному "толерантному" автопрому полноприводных турбо монстров.

Дела давно минувших дней.... Фото из архива газеты "Авторевю".
Дела давно минувших дней.... Фото из архива газеты "Авторевю".

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.

По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru

Рекомендую к прочтению:

#subaru #impreza #wrx #sti #22B #WRC #rally #forester #levorg #автомобили 90-х