Доброго времени суток!♥ Давайте все-таки выясним, кем были ключевые фигуры оперного искусства, кто заложил фундамент для его великого будущего.
♪Как мы уже выяснили в предыдущем посте, оперное искусство зародилось значительно раньше, чем принято считать. К этому искусству было неоднозначное отношение, порой холодное. Однако мир искусства нуждался в выступлениях с пением. В любой драматической сцене/пьесе предназначалось место для вокального выступления— в промежутке двух актов или внутри самого акта.
♪ Первые достойные попытки провести вокальное сопровождение драматического сценария предпринимает синьор Эмилио дель Кавальери, серьезный знаток музыки того времени и выходец из римского дворянского сословия.
Эмилио дель Кавальери был и сборщиком податей doganiere dello studio, и квартальным caporione, и смотрителем мостов и ворот revisore di ponti e porte., занимался дипломатией и налаживал связи с семьей флорентийских правителей. Очень честно вел службу при дворе Медичи.
Как же повлияла эта фигура на становление оперного искусства? Кавальери организовывал театральные празднества для свадьбы Фердинандо Медичи и Кристины Лотарингской. Успех в то время имели интермедии (небольшие музыкальные пьесы в середине представления )
Кавальери сочиняет духовное представление «Душа и плоть» ( Dell'anima e del corpo). Мелодии того времени состоят из затейливых ариетт, украшенных повторениями-эхо. Автор сочинения требует, чтобы стихи были короткими, семи или пятисложными, иногда допустимо восемь слогов и sdruccioli (12-тисложные стихи с ударением на предпоследнем слоге). Другими требованиями к произведениям были следующие: действие всегда должно умещаться в три акта, поэма не должна превышать более 700 стихов. Эмилио считает, что зал не должен вмещать более 1000 зрителей, чтобы предотвратить нагрузку на певчие голоса.
Время Кавальери—это первый этап театральной музыки. Местом рождения первой, пока еще «сырой» театральной музыку можно считать Флоренцию. Эмилио дель Кавальери положил начало такому музыкальному жанру как опера ♥
Далее в истории становления оперы появляется речитативный стиль, что оказывает значительное влияние на драматическую музыку. Стиль появляется в 1600 г. Этот период [с 1600 г.] можно назвать вторым периодом сценической музыки.
Джованни Барди был искусным знатоком музыки как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В его Доме собирались молодые дворяне для обсуждения актуальных на то время вопросов о музыке. Среди последних особо остро стояли вопросы о возвращении смысла музыки к древним, величественным темам, о важности выделения главной мелодии в произведениях. Благородное общество подчеркивало ценность текста и стихотворной формы, поэтому стремились определить особое место выразительности вокального сопровождения.
♥Далее посмотрим, каких единомышленников объединяло общество Барди. В первую очередь уделим внимание Винченцо Галилеи. Вдохновившись идеями Барди, Винченцо пишет труд о недостатках современной музыки и начинает сочинять мелодии для одного голоса. Винченцо Галилеи первым перекладывает на музыку страстную жалобу графа Уголино, сопровождаемую виолами (un concerto di Viole). Далее Галилеи принимается за плачи пророка Иеремии («Lamentazioni»)
Другой талантливый молодой человек из общества Барди сочинял много произведений с сопровождением одного инструмента. Им был молодой Джулио Каччини из Рима. Во Флоренции в то время изобретают теорбу teorba, под сопровождение этого инструмента пишутся сочинения.
Соперником Каччини был Якопо Пери. Якопо Пери пишет первую оперу в истории человечества «Дафна» [ 1598] на стихи Оттавио Ринуччини.
♥ Стиль Каччини более плавный и богатый, что выражается в целом ряде канцон и сонетов, переложенных на музыку. Они создают эффект плавности в отличие от искусства контрапункта. Известна своим талантом его дочь, Франческа Каччини, которая исполняла написанные отцом произведения.
♥В это же время в Риме процветает Лука Маренцио. Он первым достигает в мадригале [небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания] выразительного ведения отдельных голосов.
Как мы отметили выше, считается, что Якопо Пери выпускает первую в истории человечества оперу («Дафна», 1597-1598, «Эвридика», 1600), однако Эмилио дель Кавальери [которого мы разбирали первым] сочиняет ранее три пасторали [использовался древними греками и римлянами в их театрах] «Сатир» [1590], «Отчаяние Филена» [1590], «Игра в жмурки» [1595]. Тексты для пасторалей пишет Лаура Гвидиччони.
Наконец, обратим внимание на одну из ключевых фигур мира оперы, который считается автором первой оперы —«Орфей», 1607. Преимущественно Монтеверди работал в жанре мадригала, также работал в жанрах духовной музыки и оперы. Среди популярных сочинений Монтеверди —плач «Ариадны» из оперы «Ариадна», 1608.
Источник: Г. Кречмар «История оперы»
♥ Пишите, какое произведение оказало на Вас большее впечатление? (произведение можете послушать по ссылке)
Какой композитор, по Вашему мнению, может считаться истинным праотцом оперного искусства?