Прочитал рецензию Милеуши ханым Хабутдиновой на фильм «Кара урман». Режиссёр — Радик Кудояров. Когда я посмотрел фильм, помню — вышел разочарованным и не стал писать рецензию. Вот теперь, прочитав Милеушу ханым, решил всё-таки вставить своё слово.
Мы уже до такой степени привыкли к неудачным фильмам, начиная с «Тёплых ветров Булгар», что хорошие картины будто и не ждём. Они бывают, но их так мало! Те, кто умеет снимать по-настоящему сильное кино, уже доказали это своими работами, но чаще всего остаются без финансирования и вынуждены заниматься экспериментами на голом энтузиазме.
Когда-то шутили: «“Тёплые ветры Булгар” задумывались как фильм о принятии ислама в Волжской Булгарии, а в итоге получилась история о Крещении Руси». Злая ирония, но очень точная. С «Кара урман» — та же ситуация. Режиссёр замахнулся на фильм о герое-поэте Мусе Джалиле, а в итоге снял историю про недобитого гитлеровца.
А ведь материал сам по себе настолько сильный, что не требует никаких выдумок. Судьбы джалилевцев полны драматизма: они действовали в самом сердце вражеской Германии, жили на грани каждый день, прекрасно понимая, что любая ошибка станет смертельной. И при этом Муса Джалиль находил в себе силы писать стихи. История возвращения этих стихов на родину — сама по себе готовый сценарий, от которого мороз по коже. Каждый из джалилевцев — личность с отдельной судьбой и глубокой драмой. Взять хотя бы детского писателя Абдуллу Алиша или самого молодого из них — Гайнана Курмаша. О каждом можно было бы снять отдельный фильм.
И что же мы видим на экране? Пшик. Ничего этого нет.
Про «Кара урман» пишут, что фильм стоит показывать школьникам. Но как?!! Картина начинается со сцены казни военных преступников после Нюрнбергского процесса — длинной, подробной и тяжёлой. Если фильм покажут детям, именно это они и будут обсуждать. Это сто процентов! Потому что дальше следуют бесконечно долгие и скучные разговоры, изредка прерывающиеся на редкие действия.
К тому же в фильме полно исторических неточностей. А ведь судьбы джалилевцев таковы, что бери и снимай — сам сюжет ведёт. Но режиссёр по какой-то причине добавил к одиннадцати джалилевцам ещё одного персонажа — еврея. Зачем? Ради чего? Чтобы показать дружбу народов? Я этого так и не понял.
Как попались джалилевцы, мы знаем. Но в фильме виновником провала сделан Абдулла Алиш (если я не ошибаюсь, может быть другой подпольщик). Подпольщиков при этом показали как глупцов: они будто пишут записки открытым текстом и оставляют их на столе. Но ведь именно Алиш был связным в группе — неужели связной мог быть настолько безрассудным? В реальности всё известно: подпольщиков выдал предатель, и его имя установлено.
Чтобы подчеркнуть жестокость гитлеровцев, режиссёр снова идёт на выдумку. В фильме показано, как они тренируют своих детей, заставляя стрелять по живым мишеням. Но зачем придумывать такое? Ведь настоящих преступлений нацистов более чем достаточно. Но своих чад они берегли. Более того, гитлеровцы старались не поручать «грязную работу» даже своим солдатам, считая, что после массовых расправ бойцы «портятся». Именно поэтому такие зверства, как сожжение Хатыни, возлагали на коллаборационистов и карательные отряды, набранные из преступников.
Кто то встал и ушел. Но я выдержал и идею фильма уловил. Это отсылка к «Фаусту»: недобитый гитлеровец пытается склонить Джалиля продать душу — свои стихи. Но Муса не сдаётся. Смысл я понял, однако режиссёр подал его настолько завуалированно, что у зрителя вряд ли хватит терпения досмотреть бесконечно скучные и нудные диалоги.
Подбор актёров тоже разочаровал. Мы знаем, как выглядел Муса Джалиль: невысокий, крепкий, статный. Конечно, плен — не курорт, но выбранный актёр Зульфат Закиров совершенно не похож на Мусу: высокий и худой. К тому же в фильме джалилевцев играют слишком взрослые артисты. А ведь они были молодыми. Старшему, Мусе Джалилю, на момент казни было 38 лет, а руководителю подполья Гайнану Курмашеву — всего 25. Неужели у нас нет молодых актёров, способных сыграть этих героев? Может я слишком придираюсь конечно, но некоторые актеры явно старше Мусы выглядят.
Если у режиссёра не получается художественное кино, зачем браться? Можно было снять документальный фильм о джалилевцах — короткий, но честный, минут на двадцать. Государство выделило деньги, хватило даже на постановку боевых сцен. Получился бы достойный фильм, который действительно можно было бы показывать.
В целом сюжет получился скучным и затянутым. Большинство зрителей, пожалуй, запомнят лишь одно — как в начале фильма вешают гитлеровцев. Но вряд ли кто-то выдержит два часа «душевных разговоров» с недобитым нацистом.
Да, творчество есть творчество: режиссёр вправе выдумывать, это его видение. Более того, про «Кара Урман» писали, что это фэнтези. Но где именно там фэнтези — я так и не понял. В сцене, где Джалиль сидит в крошечной клетке и разговаривает с фашистом? Но ведь речь идёт об исторических личностях. После просмотра фильма у людей появится искаженное мнение о джалилевцах.
А здесь уже возникает вопрос: зачем транжирить бюджетные деньги на такие эксперименты, если на полноценный художественный фильм у нас выделяют всего два миллиона по грантам? Давайте сначала снимем просто фильм о Джалиле. О Курмаше, об Алише, о подпольщиках легиона, о Рахиме Саттаре, о Даяне Мурзине. Каждый из них достоин фильма. А уже потом можно и пофантазировать, если у государства очень много денег на фильмы. Или снимайте фэнтези так, чтобы у зрителя челюсть отвисла от восторга. Не умеете — тренируйтесь на «кошках» или снимайте документалку: хотя бы вреда будет меньше.
К сожалению, «Кара урман» оказался неудачным. И вина лежит не только на режиссёре. А кто заказчик? Или у нас дают деньги и не смотрят куда они ушли? В минкульте нет специалистов, которые разбираются в фильмах? Почему никто не проверял сценарий, черновые версии? Это же госзаказ – кто составлял тз? Какая была задача – удовлетворить творческие амбиции режиссера за счет бюджета Татарстана? Снять фильм о размышлениях фашиста? Или все-таки хотели снять фильм про поэта-героя?
Из-за таких фильмов в итоге складывается мнение, что татары не умеют снимать кино. Машут рукой: мол, от вас толку нет, всё равно ничего не выйдет. А ведь если бы хотя бы четверть этих денег отдали Александру Далматову, Байбулату Батулле или Нурании Жамали — наверняка вышел бы нормальный, смотрибельный фильм.
Обидно и другое. В то время как хорошие режиссёры по крупицам собирают средства на свои проекты, государство ежегодно выделяет грант на художественный фильм в размере всего два миллиона. Тут 200 миллионов, а для снятия фильмов по грантам – 2 миллиона! Режиссер Марсель Махмутов снимает картины с участием эстрадных певцов. А тут — большие государственные деньги уходят налево так легко и бездумно.
Хоть бы кто-то контролировал этот процесс!
Рамис Латыпов