Найти в Дзене
Женская территория

Как запоминать все, что читаешь

Оглавление

Возможно ли запомнить каждую книгу, видео или курс, что попадает к тебе?

Что нужно поменять в своем поведении и уже завтра получится добиться такого результата?

Какие навыки и технологии нужны для этого и от каких ошибок, которые делают 99% людей нужно будет избавиться? Рассказываю.

Какая цена запоминать 100% информации?

Есть потрясающий старый фильм - Человек Дождя. Где один из главных героев действительно показывает то, что называют идеальной памятью. Такие люди могут посмотреть на рисунок и с точностью воспроизвести его через пять лет.

Кажется потрясающим. На первый взгляд. В реальности же это аномалия мозга, которая имеет много проблем.

Я опишу только одну - мышление. После каждого дня мы идём спать и в мозге начинается процесс разрушения новопостроенных нейронных связей.

Каждый сон режет большинство связей, что вы создали за сегодня. (Вот же сволочь, правда?)

Сейчас я буду пересказывать это исследование - Synaptic Homeostasis Hypothesis (SHY)
Каждый день мы получаем СЛИШКОМ много информации. Каждый разговор, каждое тикток видео, каждая сплетня или увиденная собачка на улице создает нейронную связь для запоминания. По сути мы запоминаем АБСОЛЮТНО все. До момента пока не пойдем спать.

Если бы этого не происходило - мозг перегружался бы и работал ужасно уже к 10 годам… Представляете сколько информации имеет сегодняшний десятилетка в сравнении с десятилеткой 1215 года?

Одновременно за счет удаления большинства слабых связей важные и ценные могут укореняться. То есть те, которые нам нужны, важны, мы часто используем - становятся прочнее день за днем.

(Именно поэтому работают запоминания методами вроде повторения нового английского слова через 1 час - 3 часа - 6 часов - 12 часов. Мы обманываем мозг очень быстро показывая, что эта нейронная связь имеет ОГРОМНУЮ ценность и частоту использования.

И этот процесс НЕ ПРОИСХОДИТ у персонажа фильма Человек Дождя. Каждый божий день он запоминает все, что видит. И это не дает ему выполнять более сложные функции мозга - например анализировать опыт и выбирать лучшее решение.

Предполагать какая валюта будет ценнее через год. Какая команда выиграет или что будет, если не завязать шнурки. Он как идеальная нейросеть - может повторить все что увидел, но придумать внятное решение - никогда.

Также он не может выстраивать связи между знаниями. Если вы когда-нибудь танцевали Вальс, а потом пошли танцевать Хипхоп, то ваш мозг начнет искать аналогии между двумя танцами и быстро найдет их, чтобы ускорить обучение. У него же такой процесс не сможет произойти.

Поэтому нам нужно запоминать не 100% прочитанного. А 100% того, что нам полезно и нужно из книги.

И сейчас я расскажу как.

Два основных процесса в потреблении книги

Процесс потребления книги (или любого другого типа обучения) будет состоять из двух основных элементов.

  1. Потребление
  2. Переваривание

Важно, что мы говорим только про ЗНАНИЯ, не про НАВЫКИ. О них есть интересная статья на другом канале - 13 лайфхаков как стать на 99% более дисциплинированным, применимые сейчас

Напоминает прием пищи, верно? Я буду упоминать эту аналогию много раз.

Вы не сможете засунуть целый бургер в рот, не жуя. Также вы не засунете целую книгу, не переварив каждый ее элемент.

Проблема в том, что сейчас есть ОЧЕНЬ много ситуаций, отклонений, призваний ПОТРЕБЛЯТЬ не переваривая и позже я покажу как вы это делаете каждый день. И даже примерно не представляете что именно в этом проблема.

Наш организм великолепная и супер адаптивная система. Он предусмотрел почти любую придурь, что мы можем ему засунуть.

Вы знали, что есть лимит калорий, что можно переварить за сутки?

10000 калорий и 20000 калорий за сутки приведут к одинаковому набору веса, если съесть их за один день. Я не буду говорить, что произойдет с излишком - сами догадайтесь.

И точно также есть лимит знаний, которые можно получить. Если его превысить, то случится Когнитивная перегрузка. Мозг потеряет способность адекватно функционировать, принимать данные.

Исследование: Sweller, J. (1988).Cognitive load during problem solving: Effects on learning

Замечали за собой моменты, когда вы трижды перечитываете строку книги и она как будто не попадает в ваш мозг. Добро пожаловать в когнитивную перегрузку.

Решением будет ЗАМЕДЛИТЬ потребление и научиться быстро и эффективно переваривать всё, что было потреблено. Тогда уровень обучаемости взлетает до небес.

PACER метод гениального азиатского врача, спикера ТЕД, который живет и обучает в Америке

Justin Sung - это его имя и он занимается тем же, чем я, только на английском языке. И он описал типы данных, которые мы получаем из книг и каждый из них переваривается по-разному.

P - Procedural

A - Analogous

C - Conceptual

E - Evidence

R - Reference

Для удобства дальше я буду объяснять вам на русском языке.

  1. Практические - это любые данные, гайды, советы - все что нужно попробовать и применить на практике.
  2. Пять шагов, чтобы сделать вирусное видео
  3. Три шага, чтобы привить привычку
  4. Вот так зашивается рана

Любые данные, что нельзя понять и оценить не попробовав. А если и оценить - оценка будет идиотской и недостоверной.

Главное правило таких знаний вам ОЧЕНЬ НЕ ПОНРАВИТСЯ - их обязательно пробовать сразу же. Чем быстрее, тем лучше. Если вы натолкнулись на такие знания в книге и не можете применить их прямо сейчас, то лучшим решением для качественного обучения будет остановить чтение до момента, пока вы не проверите эти знания.
  1. Аналоговые - это данные, которым нам нужно придумать понятную аналогию
  2. Бегать надо ставя ногу с пятки на носок (о, мы так в армии ходили)
  3. Пойте на низкой гортани (о, это как священники разговаривают)
  4. Вам нужно балансировать внимание и удовлетворение желаний всех ваших детей (о, это как у Фракций в Игре Тропико)

Аналогия должна быть точной, простой и в идеале уникальной. И мы всегда должны стремиться придумать еще более точную аналогию.

  1. Mapping - это те знания, которые дополняют уже имеющиеся у вас по какой-то теме.

Например, вы неплохо готовите и в книге вам говорят, что обязательно нужно дать любому блюду настояться после готовки, чтобы оно стало вкуснее.

Вам нужно понять насколько это бьется с вашими знаниями. Вспомнить случай, когда вы поели спустя пару часов, что готовили. Вспомнить как мама требовала не есть сразу после готовки - поискать подтверждения этой мысли в своем опыте. Это и есть маппинг. Какое место и какую роль отдать новому факту в уже построенной системе знаний.

Такие знания нужно сверить со своими. Замечали иногда потребность походить по комнате, чтобы “уложить знания в голове”. Возможно вы именно так делаете смотря это видео сейчас… А я так делал, когда слушал Джастина - автора этой концепции.

Вам нужно точно понять какое место занимает новый факт, для этого нужно перестать потреблять и собрать пазл в голове.

  1. Доказательства - это любые подтверждения слов автора. Его личная история, клиентские примеры. История маркетинговых компаний, которые подтверждают его слова. Исследования.
  2. “Проблема всех зависимостей вроде котиков” - это не физиологическая зависимость, а триггеры, которые напоминают человеку, что пришло время. Это подтверждается тем, что 90% вернувшихся американских солдат из Вьетнама бросили употреблять в первый же год дома. Тогда как 95% тех кто начал употреблять дома и прошел терапию возвращаются домой и снова принимают. У первых триггеры остались во Вьетнаме, а у вторых дома, куда они и вернулись. (Из Книги Атомные привычки)

Их нужно тупо записывать. Нет ничего проще.

  1. Референсы - это просто отсылки

Какие-то мелочи. Случайные факты, занятные штуки, имена… Они также подлежат банальному записыванию.

Главная ошибка, почему у вас не получается запоминать все книги прямо сейчас

Как я обещала - раскрываю главную ошибку всех нас. Мы читаем не ради знаний.

И поэтому знания не получаем. Все просто.

Но зачем же тогда?

Большая часть людей читают из тревоги. Особенно это касается перфекционистов, отличников, тревожников.

Все эти ребята сталкиваются с тревогой слишком часто. Тревога - это вам не грусть, она требует КАКОГО-ТО ДЕЙСТВИЯ И НЕМЕДЛЕННО.

Если вы привыкли учиться - то это будет ощущаться как что-то полезное и нужное, куда прям хорошо бы вложить силы. И вроде бы вполне выгодно. Тревога спадает (мы же типо заняты полезным делом). Вроде даже чувствуем себя хорошо - не бегали по дому, а читали…

Вот только что делать с разочарованием "Я снова прочитала книгу и ничего не запомнила. Какая же у меня ужасная память" - да нет, дорогуша. У тебя цель другая.

Как-нибудь сниму видео про тревогу и предложу в 10 раз лучшие решения. И фундаментальное - как от нее избавиться.