Найти в Дзене

Как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: 16 интересных фактов и кадры со съемок

Комедия, ставшая абсолютной классикой, цитаты из которой ушли в народ, а образы героев узнаваемы с первого взгляда. Фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» прочно вписал себя в золотой фонд отечественного кинематографа.

Удивительно, но при своем нынешнем статусе картина занимает лишь 17-е место по посещаемости среди всех отечественных фильмов за всю историю советского проката, что лишь подчеркивает невероятную конкуренцию и величие эпохи. А за кадром этой искрометной комедии скрывается история сложного творческого процесса, борьбы с цензурой и гениальной импровизации.

-2

1. Литературная основа Булгакова. В основе сюжета лежит пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которую автор написал в 1930-х годах. Гайдай существенно переработал материал, сделав акцент на фантастической комедии, а не на сатире на сталинскую эпоху, которую вкладывал Булгаков.

-3

2. Тайные голоса за кадром. Далеко не все актеры в кадре озвучивали своих персонажей. Знаменитый звонок Жоржа Милославского «женским голосом» Шпаку принадлежит актрисе Наталье Кустинской. А задушевную песню «Разговор со счастьем» поет актер Валерий Золотухин.

-4

3. Другие кандидаты на роль «царя». Леонид Гайдай рассматривал на роль Ивана Васильевича Бунши других великих комиков. В их числе были Юрий Никулин, Георгий Вицин и даже Евгений Лебедев. Но в итоге выбор пал на неподражаемого Юрия Яковлева.

-5

4. Кто мог сыграть Милославского. Не менее звездный был состав и на роль жулика Милославского. Пробовались Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко и Георгий Бурков. Но именно Леонид Куравлёв сумел найти идеальный баланс между авантюризмом и обаянием.

-6

5. Ротару, которую не утвердили. На песню «Звенит январская вьюга», которую исполняет Зина Тимофеева, пробовалась сама София Ротару. Однако её сильный, но низкий голос не подошел режиссеру для создания легкого, комедийного образа.

-7

6. Пророческий отказ Никулина. Первый вариант сценария Гайдай писал специально под Юрия Никулина. Однако великий клоун, прочитав сценарий, наотрез отказался от участия. Он мотивировал это тем, что год съемок пропадет впустую, а фильм запретят и «положат на полку». Отчасти он оказался прав — цензура серьезно поработала над лентой.

-8

7. Битва Наташ за роль Зины. На роль Зины, жены инженера Тимофеева, пробовались три блистательные актрисы с именем Наталья: Наталья Селезнёва (которая и получила роль), Наталья Гундарева и Наталья Гвоздикова.

-9

8. «Песня про зайцев» из «Бриллиантовой руки». Знаменитая фраза «А нам всё равно…» и следующий за ней куплет «Песни про зайцев» — это не оригинальная музыка из фильма. Этот момент был взят Гайдаем из его же более ранней работы — «Бриллиантовая рука» (1968) в исполнении Юрия Никулина.

-10

9. Царские костюмы от Эйзенштейна и Зайцева. Для создания достоверности костюмы для царского двора не шили с нуля. Их позаимствовали с киностудии «Мосфильм» — они остались после съемок классической картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». А вот наряд для царицы (Нина Маслова) и костюмы для современной части фильма, в том числе для Натальи Селезнёвой, создавал молодой и тогда еще малоизвестный модельер Вячеслав Зайцев.

-11

10. Синяк, подаривший царице кокетство. Во время съемок сцены пира у актрисы Нины Масловой (царица Марфа Васильевна) был настоящий синяк под глазом. Чтобы его скрыть, ей постоянно приходилось опускать глаза и отводить взгляд. Этот случайный жест неожиданно добавил образу царицы стеснительности и кокетства, что идеально вписалось в характер героини.

-12

11. Битва с цензурой и переозвучка. Фильм был значительно переозвучен из-за цензуры. Например, в сцене банкета на вопрос Бунши «А кто платить будет?» Милославский в финальной версии отвечает: «Ну, во всяком случае, не мы». По замыслу Гайдая, изначально была более острая фраза: «Народ, народ, батюшка». На допросе в милиции царь говорит: «В палатах», хотя изначально гордо произносил: «Москва — Кремль». Также по губам актера Юрия Яковлева (Бунша) читается фраза «Мир, дружба», хотя в озвучке он говорит «Гитлер капут». А у Зины (Наталья Селезнёва) вместо фразы «Мало ли что могут подумать!» по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».

-13

12. Ростов Великий вместо московского Кремля. Сцены погони стрельцов за «пришельцами из будущего» снимались не в Москве, а в древнем Ростове Великом Ярославской области. Местный кремль идеально подошел для создания образа царской резиденции.

-14

13. Вырезанные котлеты царя. Изначально в фильме был эпизод, где Иван Грозный на кухне у Тимофеева жарит котлеты. Однако комичный образ царя был воспринят руководством как издевательство над исторической фигурой, и сцену пришлось вырезать, чтобы фильм допустили к прокату.

-15

14. Запретная ручка и укороченная версия. На ручке, которую Милославский дарит послу, была изображена обнаженная женщина. Крупные планы этой ручки из финальной версии фильма вырезали, так как показ обнаженной натуры был под строгим запретом. Из-за всех правок и цензурных вмешательств хронометраж фильма сократился на 10 минут, но оригинальный негатив с вырезанными сценами до сих пор хранится в архивах «Мосфильма».

-16

15. Секретный код цены на водку. Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, — это не случайный набор цифр. Именно столько рублей стоила в то время обычная бутылка водки. Этот прием — фирменный знак Гайдая: в «Бриллиантовой руке» цена водки была зашифрована в номере автомобиля «07-73 ОГО». В оригинальной пьесе Булгакова добавочный номер был 501.

-17

16. Импровизация Куравлёва о сберкассе. Самая известная фраза управдома Бунши — «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» — была четко прописана в сценарии. А вот ее гениальное продолжение: «…если, конечно, они у вас есть» — это чистая импровизация Леонида Куравлёва, которую Гайдай с радостью оставил в фильме.

«Иван Васильевич меняет профессию» — это блестящий пример того, как настоящий творческий гений способен превратить сложный производственный процесс, цензурные ограничения и случайные трудности в шедевр.

Мастерство Леонида Гайдая, сумевшего объединить булгаковскую сатиру, фантастический сюжет и блистательную игру актеров, подарило миру картину, которая вот уже более пяти десятилетий продолжает заряжать зрителей всех возрастов своим неповторимым юмором и оптимизмом. Именно этот талант создателей и позволил фильму обреть по-настоящему народную любовь и стать бессмертной классикой.