Найти в Дзене
Пераново перо

Татьяна Доронина: Я мучаюсь от того, что не талантливо живу

12 сентября народной артистке СССР, режиссеру Татьяне Дорониной исполняется 92 года. Не часто появляясь на киноэкране, она покорила миллионы советских зрителей, а в театры, где работала актриса, люди шли специально «на Доронину». Равных ей не было, поэтому про нее всегда сплетничали, судачили, завидовали. Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала. Семь лет назад Татьяну Доронину лишили театра. Хотя во МХАТе имени Горького, который она возглавляла как художественный руководитель тридцать лет, ее формально оставили, объявив почетным Президентом, платят зарплату, но, по сути, детище Дорониной «отжали», ее лишили главного в жизни - театра. В один день без предупреждения объявили, что смещают ее с должности. В эти же дни сам Владимир Путин, вручая актрисе очередной орден «За заслуги перед Отечеством», выслушав ее, обещал разобраться в ситуации, но… Потом даже на письмо актрисы не ответил. О том, как "отжимали

12 сентября народной артистке СССР, режиссеру Татьяне Дорониной исполняется 92 года. Не часто появляясь на киноэкране, она покорила миллионы советских зрителей, а в театры, где работала актриса, люди шли специально «на Доронину». Равных ей не было, поэтому про нее всегда сплетничали, судачили, завидовали.

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.

Татьяна Доронина. Фрото Валерия Плотникова
Татьяна Доронина. Фрото Валерия Плотникова

Семь лет назад Татьяну Доронину лишили театра. Хотя во МХАТе имени Горького, который она возглавляла как художественный руководитель тридцать лет, ее формально оставили, объявив почетным Президентом, платят зарплату, но, по сути, детище Дорониной «отжали», ее лишили главного в жизни - театра. В один день без предупреждения объявили, что смещают ее с должности. В эти же дни сам Владимир Путин, вручая актрисе очередной орден «За заслуги перед Отечеством», выслушав ее, обещал разобраться в ситуации, но… Потом даже на письмо актрисы не ответил.

О том, как "отжимали" театры у их создателей читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:

И Татьяна Васильевна скрылась ото всех, ушла в себя, на сцену больше не выходит. Предали, обманули. Даже те, кому она безгранично верила, ею взращенные артисты, которые не заступились за нее. Но не все…

- За почти 30 лет нашего общения я поняла, что Татьяна Васильевна – очень умная и интуитивная, она хорошо чувствует людей, - делится актриса МХАТа имени Горького Лидия Матасова, которая одной из первых публично выступила против отставки Дорониной. - Но для меня загадка, что она доверяла некоторым людям, которые потом ее предали. Может, это произошло от ее большой человеческой любви?!

- Я ненавижу лгунов, потому что очень часто попадаю на их ложь. По причине моей доверчивости, они меня ловят на этом и пользуются. И потом, когда я узнаю, что это - ложь, я ожесточаюсь. И вот это очень плохо. Но страшная вещь: я не становлюсь менее доверчивой с годами, - говорит Татьяна Васильевна.

Доронина признается, что сама предавать не умеет с детства. Например, в свое время была не согласна, чтобы Ленинград, - город, в котором родилась, переименовали в Санкт-Петербург, и до сих пор называет его по-прежнему, - «я не предаю понятия, с какими выросла».

Кажется, она уже родилась быть не такой как все, идти против течения, вопреки всему, а это значит, - судьба одиночки. Ей не было еще и пяти лет, когда она научилась читать и первой книгой была сказка Алексея Толстого «Золотой ключик». Наверное, это не случайно – вера в справедливость, в то, что добро обязательно победит зло, уже тогда жила в ней. А еще в знаменитой сказке присутствует театр! Позже, когда ее одноклассники читали произведения советских писателей, она предпочитала рассказы Тургенева и Куприна,  полюбила русскую поэзию. Даже во время войны в эвакуации в Данилове под Ярославлем ленинградская девочка Таня Доронина первым делом записалась в библиотеку. Сочиняла стихи, любила петь и сама научилась играть на гитаре. Потом в актерской профессии этот навык пригодился. Вспомните, как в фильме «Еще раз про любовь» она пела: «Я твердила о морях и кораллах, я поесть хотела суп черепаший…» Но в детстве она вовсе не об этом мечтала.

Кадр из фильма "Еще раз про любовь"
Кадр из фильма "Еще раз про любовь"

Несмотря на военные голодные годы, на то, что семья жила в большой коммуналке, где маленьким девочкам Дорониным – у Татьяны была старшая сестра, приходилось мыть большие коридоры квартиры, ванные комнаты, туалеты, свое детство актриса называет счастливым. Любящие родители: папа, прошедший три войны, – повар, который окончил французскую поварскую школу, в свое время работал у Великой княгини Ольги Александровны Романовой, затем – в санаториях и в фешенебельных ресторанах; мама – до войны – домохозяйка, а потом – гардеробщица и билетерша в театрах. Они очень любили друг друга и своих дочерей.  У родителей Татьяна научилась быть сильной и делиться хлебом даже с поверженными врагами. Например, в 1944 году, когда семья вернулась из эвакуации, девочка по просьбе отца носила хлеб на улицу работающим на развалинах пленным немцам.

- У меня детство не закончилось, оно во мне до сих пор. Потому что считаю: та мера непосредственности, которая есть в детях, должна оставаться у людей, которые занимаются театром, - признается Татьяна Васильевна. – А вообще, мне кажется, в детстве - больше счастья, во взрослости же – больше несчастья.

Маленькая Таня Доронина
Маленькая Таня Доронина

Думается, с рождения ей было предопределено связать свою жизнь со сценой, - девчонкой, по воскресеньям, выпросив у родителей три рубля на самый дешевый билет на галерку, бегала в ленинградские театры. Особенно любила Большой драматический, даже не подозревая, что потом сыграет на этой сцене свои лучшие театральные роли. А тогда юная Таня завороженно смотрела на сцену, и ей казалось, что кроме нее и артистов вокруг никого больше не существует.

- Вы любите театр, как люблю его я?!... То есть, всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?!... Если когда-нибудь ваша душа жаждет любви и упоения, в театре эта жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый, как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь, и вы увидите его глаза, устремленные на вас с тоской и любовью! Ступайте, ступайте в театр. Живите и умрите в нем, если можете! – читала героиня Дорониной Надя Рязаева отрывок из статьи Белинского в фильме «Старшая сестра». И, казалось, актриса говорила это больше от себя, потому что всю жизнь любит только сцену.

- Мне интересно работать именно в театре, где можно всячески меняться, где можно пользовать свое сердце, печальный опыт в любви, - рассуждает Татьяна Васильевна.

Кадр из фильма "Старшая сестра"
Кадр из фильма "Старшая сестра"

Действительно, судьбы героинь Дорониной в любви, как правило, печальны, даже трагически. Особенно это прослеживается в период, который сама актриса называет самым счастливым, когда работала в ленинградском Большом драматическом театре с режиссером Георгием Товстоноговым. Например, в спектакле «Варвары» ее Надежда Монахова убивает себя из-за неразделенной любви, в прославенной постановке того же театра «Идиот» доронинская Настасья Филипповна, мечась между избранниками, тоже погибает. Лушка из «Поднятой целины» бегает в поисках, как сама говорит, «завалящего жениха». Кстати, сам автор этого произведения Михаил Шолохов признавался, что Лушка в исполнении Дорониной самая лучшая из всех экранизаций и постановок. В каждой своей роли она играла бунт против правил, неприятия ханжества жизни, отрицание опыта. Например, та же ее Настасья Филипповна прозвучала совершенно неожиданно в этой стране, где тысячелетиями был возведен культ домостроя, унижения женщины. Она играла восстание, в своей чувственности ловушку для мужчин. И такая интерпретация этой героини была нова и этим стала интересна.

С Иннокентием Смоктуновским в спектакле "Идиот", БДТ.
С Иннокентием Смоктуновским в спектакле "Идиот", БДТ.

Другие актрисы ее боялись. Даже еще совсем юную Доронину. Когда по окончании Школы-студии МХАТа ей предложили войти в труппу прославленного театра и сыграть Анну Каренину, которую тогда уже много лет играла легендарная Алла Тарасова, Татьяна отказалась. Как признается «не хотела пользоваться чужим рисунком». Но, говорят, этому посодействовала сама Тарасова и даже попросила, чтобы Доронину вместе с ее молодым мужем Олегом Басилашвили распределили куда подальше, например, в Сталинградский (ныне – Волгоградский) драматический театр.

С Олегом Басилашвили
С Олегом Басилашвили

- Мы все убиваем тех, кого любим, - писал когда-то Оскар Уайльд.

Думается, в чем-то это высказывание можно отнести и к Татьяне Васильевне.  Ее пять официальных или гражданских мужей, несмотря на известные имена или почетные должности, все равно оставались в тени Дорониной. Их все знают: Олег Басилашвили, с кем они поженились, еще будучи студентами, коротко срочный роман с театроведом Анатолием Юфитот, затем – драматург Эдвард Радзинский, актер Борис Химичев, чиновник Роберт Тохненко

- Все мои замечательные мужья были личностями, были талантливыми. Поэтому, так или иначе, мы существовали на равных, - говорит о своих избранниках Татьяна Васильевна.

- Я так понимаю, что все мужья с ней были счастливы. И сама Татьяна Васильевна ни об одном муже не сказала ни одного дурного слова, только хорошее, - рассуждает актриса Лидия Матасова. - И, когда случилось то, что Доронину убрали из МХАТа имени Горького, ее бывшие мужья и Радзинский, и Басилашвили публично заступились за нее. Думаю, они заступались не только, как за гениального, талантливого человека, но и как за любимую женщину.

- Эта девочка с первых шагов была нацелена на ту задачу, на ту цель, которую она видела где-то далеко за горизонтом. Вот она к ней и шла, - рассказывал о своей бывшей жене Дорониной актер Борис Химичев. - А чтобы достичь вершины, это все равно, как альпинист, который не может с собой взять все необходимое. Он должен от чего отказываться… Она – человек горячий, я тоже, в общем-то, не флегматик, поэтому у нас дома могло что-то и летать. Я жалею, что мы расстались. Но я счастлив и рад, что в моей жизни были эти десять лет.

Всех мужчин, которые были с Татьяной Дорониной можно понять, - ну, как не влюбиться в такую красавицу! Хотя она сама себя красивой не считает. Когда-то ее тетя сказала: «Танечка, ты – пикантна». С тех пор и живет, считая себя просто пикантной.

- Я могу сыграть красоту, уверить зрителя в неотразимости. Но я никогда не считала себя красивой и, следовательно, пользоваться этим я не могла, - говорит Татьяна Васильевна.

- Ее любовь к профессии порождает определенный аскетизм, - высказывал свое мнение Борис Химичев. – Вероятно, в чем-то это мешает бабскому счастью. Она же вулкан, и он требует извержений.

С Борисом Химичевым
С Борисом Химичевым

- Она всегда играла величие мечты, которая не может быть поруганной. Ее стараются уничтожить, снизить, сделать обыкновенной, а она все равно верит в эту мечту, - рассуждает об актрисе еще один бывший муж драматург Эдвард Радзинский. – Помню, как впервые увидел ее - гастроли БДТ в Москве, спектакль «Варвары». Когда она вышла на сцену, по залу прошел шум, потому что это была шаровая молния. Она была жестоко красива. В этой достаточно бытовой пьесе она играла не жену чиновника, а Венеру, которая почему-то стала женой жалкого акцизного чиновника.

С Эдвардом Радзинским
С Эдвардом Радзинским

С кино у актрисы сложились странные отношения, - был период, когда подряд выходили картины, которые сделали ее популярной: «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», «Мачеха». Особенно «прогремела» картина Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». По словам актрисы, там она сыграла свою маму: с полным отсутствием кокетства, доверием к людям, непосредственностью. И, когда героиня Дорониной Нюра поет песню «Нежность», она тоже вспоминала маму, как та пела. Кстати, этот эпизод сняли с одного дубля, причем, все, что говорит во время песни актриса (например, «и когда летал… летчик один.. французский…»), - это полная ее импровизация. Как же переживали зрители за героиню! Как хотели, чтобы она не вернулась в деревню и у нее сложились отношения с московским водителем такси в исполнении Олега Ефремова! Особенно запомнился всем эпизод, когда Нюра перед свиданием мечется по квартире в поисках ключей, которые лежат на видном месте в прихожей. И не находит их. Актриса тогда получала письма, где было написано: «Каждый раз смотрю «Три тополя на Плющихе» с надеждой, что сейчас-то вы найдете эти ключи и выйдете к нему на встречу!» Казалось бы, после этих фильмов наступил настоящий звездный час актрисы. Но сама Доронина к этому равнодушна.

О непростых отношениях Татьяны Дорониной и Олега Ефремова читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:

- Звездный час – это совсем другое. Звездный час – это, когда победа одна за другой, и у тебя есть силы, и ты понимаешь, что ты многое можешь сделать. А, когда просто бегают за тобой, появляются многочисленные открытки с твоим изображением, - это суета! В основном, это мечта не самых умных девочек и мальчиков, - считает Татьяна Васильевна.

Не очень полюбив кино, все-таки жалеет, что отказалась сниматься в «Тихом Доне», - обиделась на режиссера Герасимова, что предложил ей не Аксинью, а Дарью Мелехову (ее потом сыграла Людмила Хитяева). Еще жалеет, что не стала сниматься у Ромма в фильме «Девять дней одного года». Как ни странно, на самом взлете кинопопулярности, ее перестали снимать. Пошли слухи, что характер у актрисы сложный. Например, Алексей Герман, который тогда работал вторым режиссером на картине «Рабочий поселок», рассказывал, что, заезжая за Дорониной, чтобы отвезти на съемки, они ждали в машине по сорок минут, так долго она собиралась. «Татьяна, как будто над нами издевалась», - в сердцах говорил Герман.

На самом деле, Доронина все-таки выбрала сцену, и только ей посвящала все свое время. Многие гадают, почему актриса уходила из театров на самом взлете: из БДТ - в московский МХАТ, потом – в театр имени Маяковского, где тоже блистала, затем – снова во МХАТ.

Сцена из спектакля театра имени Маяковского "Человек из Ламанчи". Фото: https://www.mayakovsky.ru/
Сцена из спектакля театра имени Маяковского "Человек из Ламанчи". Фото: https://www.mayakovsky.ru/

Ощущение, что у Дорониной присутствует страх совершенства. Будто бы она приближается уже к потолку и боится разрушить существующий дом. И тогда возникает желание испытать снова радость дебютантки, надо что-то менять.

- Вся беда, что Доронина никого, пожалуй, кроме бога, не боялась. В этом была ее и сила, и трагедия, - считает Радзинский.

Пожалуй, с этим можно согласиться. Ведь не побоялась же в 1987 году заступиться за актеров, когда худрук МХАТа Олег Ефремов решил убрать из труппы лишних людей. На голосовании из 600 человек труппы – 480 высказались против таких реформ. Но этого решили не заметить. Тогдашний министр культуры Василий Захаров приказал: МХАТ разделить! Дорониной предлагали остаться, она отказалась, чувствуя, что предает людей, которые останутся на улице.

- Какой дьявол околдовал этот дом в Камергерском переулке?! Чем он вам заплатил за живые души?! Как вы смеете называть себя учениками Станиславского?! – возмущалась тогда Татьяна Васильевна. И выбила себе другое здание на Тверском бульваре, чтобы из уволенных артистов создать свою труппу. Причем, по ее же признанию, быть руководителем ей вовсе не хотелось, она была довольна своей артистической карьерой. Но тут – снова бунт, как же оставить униженных и оскорбленных?!

- Это история с разделением театра, то, что она сделала, что сохранила старый МХАТ, что она сберегла его спектакли, - это равносильно тому, что на скаку остановить коня или войти в горящую избу. Для этого нужно гигантское чувство личной ответственности в искусстве. А Таня живет искусством, - делится сын прославленного мхатовского актера Бориса Ливанова Василий Борисович.

Сцена из спектакля "Васса". Фото: nn.ru
Сцена из спектакля "Васса". Фото: nn.ru

Доронину и ее театр тут же, как бы поставили в «черный список». Если выходили статьи в прессе, то только отрицательно критические. Или вовсе не замечали, что такой театр существует. В нашей стране людям не прощают независимость мысли. Поэтому и Доронину, ту самую, которой когда-то стоя аплодировали, давали звания, невзлюбили, когда в 1991 году многие прилюдно сжигали свои партийные билеты, клеймили Коммунистическую партию, сносили памятнику вождям, а она не поддалась на общий психоз. Нельзя сказать уверенно, что во всем поддерживала коммунистов, но опять же не хотела предавать идею, к которой тоже была, так или иначе, причастна. Поэтому иногда предоставляла помещение своего театра под собрания коммунистов, а для пенсионеров, ветеранов, в отличие от других театров, выписывала бесплатные билеты на постановки. Да, она позволяла себе некоторые высказывания о государстве, которые многие называли несколько коммунистическими. А тогда это было не модно. Думается, как любой художник, она опередила время, отразила тот испуг перед тем, что будет со страной. Выразила свое отвращение к неравенству между людьми, свое непонимания бесконечного воровства и коррупции. А таких художников у нас не любят во все времена.

Многим режиссерам и драматургам говорили: «Не надо работать с доронинским МХАТом». Но, несмотря ни на что, все-таки там ставили свои спектакли Валерий Белякович, Роман Виктюк, Борис Покровский…Эдвард Радзинский, вопреки всему, продолжал писать пьесы специально для Дорониной. Вспомнить хотя бы хотя его произведение в постановке Виктюка, где Татьяна Васильевна сыграла «Старую актрису на роль жены Достоевского».

Сцена из спектакля «Старая актриса на роль жены Достоевского».
Сцена из спектакля «Старая актриса на роль жены Достоевского».

- Я на репетициях доводил до такого состояния, что Радзинский, иногда присутствовавший в зале, потихоньку сбегал, - рассказывал Роман Григорьевич. - Ему казалось, что она сейчас кого-то убьет - так уж лучше меня, чем его. Подозрения его не оправдались - в конце концов, она меня поблагодарила.

«Как клубника в сметане – Доронина Таня.

Ты такую другую поди поищи.

У нее в сочетаньи тончайшие грани,

Будто малость «Шанели» накапали в щи».

- написал о ней эпиграмму Валентин Гафт.

- Когда я пришла на собеседование во МХАТ к Дорониной, то удивилась: мы же видим ее на публике с такой пышной прической. А тут - у нее волосы зачесаны назад, - говорит актриса Лидия Матасова. - Она в жизни, на репетициях, когда ее не видит публика, не делала специальных причесок, - «на выход". Но она - необыкновенно красивая женщина, - ей любая прическа идет! А какой у нее уютный кабинет в театре! Огромный старинный стол, заставленный разными подарками, на стенах - фотографии любимых поэтов, драматургов, режиссеров, актеров, картины. В шкафах – книги, книги. И много комнатных растений. Ее кабинет для нее был как дом! Первое время Татьяна Васильевна очень трудно принимает новых людей. Меня, например, она не принимала года три, хотя мы уже работали с ней в спектаклях. Ее что-то раздражало, казалось, что-то не так, делала много замечаний. Она к студентам лучше относилась сначала, как мама, а я-то пришла уже состоявшейся актрисой, поэтому было сложно. Помню, как меня ввели в спектакль «Белая гвардия», и Татьяна Васильевна пришла посмотреть. И за несколько часов до начала спектакля она столько мне замечаний сделала! И парик сменить, и платье и так далее. У меня была истерика. Но быстро что-то поменяли. И перед выходом на сцену, когда я вся расстроенная, Доронина пришла ко мне в гримерку, похлопала по плечу: «Все хорошо! Иди, играй!» И так она меня поддержала. С тех пор мы уже понимали друг друга.

В Данилове, где была в эвакуации Доронина, создали небольшой музей, там собрано все, что связано с актрисой – статьи, фотографии, афиши, ее портреты в исполнении разных художников. Доронину попросили подарить свой какой-то театральный костюм, но она не захотели пользоваться служебным положением и присваивать себе то, что принадлежит театру, поэтому прислала свое личное концертное платье. А потом и сама побывала в этом музее. Хотя слава и признание для Дорониной далеко не на первом месте.

- Больше всего для меня страшно потерять профессию. Это то, что для меня определяющее и главное в жизни. Когда люди находятся в постоянной агрессии, и их бесконечно жалко, то наша задача вернуть их к тем нормам человечности, доброты, которые должны быть в нашей жизни. Чтобы зритель вышел из театра с очень добрым багажом, - говорит Татьяна Васильевна.

Татьяна Доронина. Фото из открытых источников
Татьяна Доронина. Фото из открытых источников

После того, как ее лишили театра, она так переживала, что похудела на 30 килограмм. После перенесенного Ковида, теперь проживает со своими котами в геронтологическом центре.

- Я мучаюсь от того, что не так живу, не талантливо живу. Нужно быть более организованной, больше успевать, а иногда на это сил и нервов не хватает. Профессия такая, что нужно все время работать натурой, нервом, из сердца. Обязательно своей болью надо работать, - признается актриса.

Надежды на то, что Татьяна Доронина снова выйдет на театральную сцену теперь мало. Наверное, это ее обида на предательство театра, да и еще здоровье подводит, друзья рассказывают, что ноги плохо ходят. Все-таки возраст. Но снова хочется вспомнить слова из песни, которую Доронина исполняет в фильме «Еще раз про любовь»: «А весной линяют разные звери, не линяет только солнечный зайчик!»

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов