Есть ощущение, что в России формируется новая прослойка выпускников. Ребят, которые закончили школу и не пошли в колледж или вуз. Причем речь сейчас не о лентяях, решивших «пожить для себя», а о вполне целеустремленных подростках. Они выбирают онлайн-курсы, марафоны, короткие практические программы и сразу же начинают зарабатывать. Их меньше интересует корочка с гербом, зато важнее скорость, гибкость и практическая польза.
Классическое образование, которое еще двадцать лет назад считалось чуть ли не единственным «правильным» маршрутом, перестало вызывать восторг. Мы же знаем по себе, пять лет лекций и семинаров, десятки экзаменов, тысячи страниц конспектов, а потом диплом, который отправляется на полку. Думаю, по такому сценарию живет не мало людей, закончивших свой ВУЗ лет 15-20 назад. А если повезет, еще и работа не по специальности, потому что рынок давно убежал вперед. Современные школьники это прекрасно понимают и не хотят добровольно садиться в этот поезд, который едет не туда, куда им нужно.
Многие воспринимают профессии, ради которых раньше шли в университеты, как символ рутины. Бухгалтер, цифры и отчеты до конца жизни. Юрист, бесконечно выходящие и меняющиеся законы и шаблонные дела. Врач, работа без сна и выходных. Для поколения Z (и уже Alpha) это звучит не как мечта, а как наказание. Им ближе мысль: «Я хочу заниматься чем-то, где есть место творчеству, где можно менять направление и быть самим собой».
Именно поэтому так быстро растет интерес к самообразованию. Онлайн-школы, образовательные платформы, проекты вроде Coursera, Udemy, «Яндекс Практикума» или Skillbox заполняются тысячами выпускников, которые вчера еще писали ЕГЭ, а сегодня уже учат Python или продумывают дизайн сайтов. Пять лет университета против полугода курса с реальным портфолио и шансом устроиться стажером выбор для них очевиден.
Да и профессии, которые востребованы сейчас, совсем другие. Таргетолог, аналитик больших данных, UX-дизайнер, специалист по работе с нейросетями. Еще десять лет назад мало кто слышал такие слова. А теперь это не просто «модно», это еще и оплачивается. И зачастую для старта нужны не годы лекций, а конкретные навыки и сертификат, подтверждающий, что человек умеет работать руками, а не только цитировать учебники.
Дорогие читатели! Чтобы подобрать нужного вам репетитора и закрыть все пробелы в знаниях, вы можете оставить заявку на сайте: https://multitutor.ru/
Интересно, что выпускники все чаще стремятся не «узко» учиться, а собирать целый набор навыков. Сегодня он делает дизайн лендингов, завтра ведет на него рекламу, а послезавтра пробует себя в аналитике. В современном мире именно такой «мультиинструменталист» ценится выше, чем специалист, который знает только одну теорию, но не умеет применить ее на практике.
А вузы и колледжи пока живут по старым правилам. Учебные планы не менялись десятилетиями. В итоге студенту читают лекции о том, что давно устарело, и заставляют писать курсовые по темам, которые работодателям абсолютно не интересны. Молодежь это чувствует. Им кажется, что их время просто тратят зря. Поэтому все больше ребят решают, что лучше я возьму десяток коротких курсов, получу разнообразные навыки и буду готов к любым изменениям на рынке.
Конечно, родители часто реагируют на это болезненно. «Как же так? Без диплома же ведь никуда!» – слышат подростки. Но это скорее вопрос разницы поколений. Для родителей университет был единственным социальным лифтом, гарантом карьеры, «билетом в будущее». А для нынешних выпускников мир уже другой. Интернет сделал образование доступным, рынок труда стал динамичным, а профессии меняются каждые несколько лет. И диплом перестал быть золотым пропуском.
Я часто вижу это на своих занятиях как репетитор. Приходит десятиклассник, который вроде готовится к ЕГЭ, но параллельно уже делает проекты по программированию или пробует себя в графике. И у него глаза горят не от задачников, а от того, что он может создать что-то свое и сразу показать миру. Да еще при этом и сразу оплату получить. Так вот, наша роль не гасить этот огонь, а помогать ребятам совмещать. Давать им базу, но оставлять пространство для их инициативы.
Поэтому репетиторам сегодня особенно важно быть гибкими. Не только «натаскивать» на экзамены, но также и помогать ученикам выстраивать траекторию обучения. Поддержать, если подросток хочет совмещать математику с дизайном, английский с программированием или же историю с блогингом. Научить искать информацию, фильтровать источники, строить свою систему знаний. Ведь именно эти навыки, умение учиться и адаптироваться, становятся ключевыми в будущем.
И еще важный момент, это диалог. Родителям и педагогам иногда стоит притормозить с фразами «раньше было лучше» и «без диплома никуда». Мир изменился, и дети это чувствуют быстрее, чем взрослые. Вместо того чтобы тянуть их в старую систему, полезнее обсуждать вместе, какие есть варианты, где они могут проявить себя, как соединить классическую базу и новые возможности.
В итоге мы наблюдаем естественный процесс смены парадигмы. Как когда-то печатный станок перевернул образование, так сейчас это делает интернет. И выпускники 11 классов становятся первыми «ласточками» новой модели обучения. Не факт, что они все откажутся от университетов. Но точно можно сказать их интересы и маршруты будут все более разнообразными.
А нам, взрослым, остается либо ворчать, что «молодежь пошла не та», либо принять правила новой игры и помочь детям в их выборе. Лично мне ближе второй вариант. Потому что, когда видишь подростка, который сам учится, пробует, ищет, ошибается и снова ищет, понимаешь, это и есть настоящее образование живое, гибкое, свое и для себя.
Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и наши паблики в соцсетях.
Наши контакты:
- Сайт: https://multitutor.ru/
- Email: hello@multitutor.ru
- Тел: +7(495)721-88-99
Мы в социальных сетях:
- Telegram - https://t.me/aleksandr_shanichev_multitutor