Найти в Дзене
Кинопрожарка

Запретные темы и Инна Макарова с чемоданом на голове. Как и где снимали фильм «Женщины»

Оглавление

Гонорар – вернуть!

Начинающей писательнице Ирине Велембовской идея экранизации её повести «Женщины» изначально не показалась хорошей: не очень-то кинематографичными считала она собственные творения. И была так уверена в провале, что даже не тратила свой гонорар сценариста вплоть до самой премьеры – а вдруг его придётся возвращать?

Однако первые же недели после премьеры показали, как сильно она ошибалась – очень многие женщины узнавали в героинях себя, кинотеатры по всей стране были заполнены до отказа, фильм стал лидером проката 1966 года. А отношения с кинематографом у произведений Ирины Александровны Велембовской (Шухгальтер) сложилась вопреки всем её страхам и сомнениям удачно – позже по ним будут сняты такие отечественные кинохиты, как «Молодая жена» и «Сладкая женщина».

Кадр из фильма. Фото из откыртого источника
Кадр из фильма. Фото из откыртого источника

Слишком много дебютантов

После войны будущая писательница работала на подмосковной мебельной фабрике, где и познакомилась со своими героинями – тремя работницами разных поколений. Как позже признавалась Велембовская, ей даже придумывать ничего не пришлось – за неё повесть написала сама жизнь. Экранизировать произведение доверили молодому режиссёру Павлу Любимову. Он, как и Велембовская, тоже оказался дебютантом.

Разумеется, Любимов был чрезвычайно рад первой большой самостоятельной работе. Но из этой бочки мёда торчала здоровенная ложка дёгтя – молодой режиссёр очень переживал, что актёры, которых он намеревался снимать, откажутся работать на картине, где сразу и сценарист, и режиссёр совсем зелёные новички.

Как в Африке

А ему так хотелось пригласить на роль Дуси Кузиной Инну Макарову! Однако первая же встреча с талантливой и очень популярной тогда актрисой развеяла все тревоги Любимова – Макаровой понравились и сценарий, и её роль, и она сходу согласилась сниматься. На съёмки в Ярославль Инна Владимировна привезла несколько комплектов одежды, обуви и реквизита, чтобы показать режиссёру, какой она видит свою героиню. Макарова тщательно продумывала её грим, прически, движения и интонации. Но это ещё что, актриса стала полноценным соавтором сценария фильма.

Инна Макарова в сцене с чемоданом. Фото из открытого источника
Инна Макарова в сцене с чемоданом. Фото из открытого источника

Дело было так. Снимали сцену прохода Дуси с чемоданом. Крохотный эпизод на пару минут, а съёмка под палящим солнцем растянулась не на один час. Работа не шла - огромный грубый чемодан никак не вязался с актрисой в женственном облегающем платье, туфельках на шпильке и со стильной причёской. И тут Макарова нашла выход – лёгким движением закинула чемодан себе на голову, грациозно поддерживая его руками. И оправдание придумала – так на голове, оказывается, носят поклажу по Африке тамошние знойные красавицы. Похожая сцена есть в драме итальянца Витторио де Сики «Две женщины», где с чемоданом на голове вышагивает София Лорен. Присутствовавшая на площадке Ирина Велембовская пришла в восторг от такого решения и тут же вписала его в сценарий.

«Вот это актриса!»

Как уже говорилось выше, «Женщины» стали лидером советского проката 1966 года. Но мало кто знает, что второе место заняли вышедшие в том же году первые два фильма эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир», которая вскоре получит «Оскара» как лучший иностранный фильм года. К тому времени супруги Бондарчук и Макарова уже расстались, но при встрече Сергей Фёдорович выразил бывшей жене своё восхищение её работой в «Женщинах». «Вот это актриса!» – воскликнул он.

Темы, поднятые в фильме, до этого считались запретными в советском кино. Инна Макарова и Нина Сазонова в фильме "Женщины". Фото из открытого источника
Темы, поднятые в фильме, до этого считались запретными в советском кино. Инна Макарова и Нина Сазонова в фильме "Женщины". Фото из открытого источника

Что можно говорить о советской женщине

С героиней Инны Макаровой связана и самая печальная сцена фильма, та самая, в которой Евдокия Кузина прерывает беременность, а после узнаёт, что никогда уже не станет матерью. В советском обществе того времени и тем более в кино говорить на эту тему было не принято, хотя по количеству абортов страна уверенно занимала первые позиции в мире.

Вопрос об аборте возник ещё на этапе сценария – Ирине Велембовской не советовали говорить об этом так прямо. Но та не стала отступать от текста повести и от собственных воспоминаний, ведь в реальной жизни молодая работница мебельной фабрики действительно сделала аборт, навсегда утратив возможность иметь детей. Больше того, по поведению героинь фильма становится понятно, что аборт – не такая уж редкость для фабричных женщин, и относятся к нему почти буднично. Режиссёр Павел Любимов поддержал стремление писательницы сказать правду как она есть. А когда через 10 лет вышел его фильм «Школьный вальс», сам был подвергнут критике за то, что там беременную героиню, вчерашнюю школьницу, на аборт за руку ведёт мать. «Что же вам, Павел Григорьевич, больше и сказать о советской женщине нечего?» – гневно вопрошали его на творческих встречах и в прессе. И припоминали героинь «Женщин» – сделавшую аборт незамужнюю Евдокию и молоденькую Альку Ягодкину, родившую вне брака.

Откровенным сценам здесь не место

На роль Альки была приглашена студентка выпускного курса легендарной «Щуки» Галина Яцкина. Уже имевшая опыт главной роли актриса готовилась к новой работе, но Любимов попросил её не создавать чей-то чужой образ, а сыграть саму себя – девочку, которая совсем недавно приехала из Саратова учиться в Москву. И роль пошла как по маслу. С участием Альки была отснята и весьма откровенная по советским меркам сцена, стоившая стеснительной Галине немало нервов. Но по иронии судьбы цензура отказалась её пропустить, и в окончательный вариант монтажа картины выстраданная сцена не вошла.

Виталий Соломин приезжал из Москвы и мог сниматься только ночью. Фото из открытого источника
Виталий Соломин приезжал из Москвы и мог сниматься только ночью. Фото из открытого источника

Ночная романтика

Экранного возлюбленного Альки Женю сыграл молодой актёр Малого театра Виталий Соломин, которому «Женщины» принесли всесоюзную известность. Из-за плотного театрального графика он почти не имел возможности вырываться на съёмки в Ярославль. Тогда Любимов предложил снимать ночью – так было сыграно несколько сцен, включая встречу с Алькой на катке. Соломин отрабатывал спектакль в Москве, а потом садился в поезд до Ярославля. Заканчивались такие съёмки романтичных вечерних прогулок под утро, после чего Соломин возвращался в Москву.

Нагадал мне попугай счастье по билетику

Дебютантами в фильме оказались не только сценаристка Велембовская и режиссёр Любимов. «Женщины» положили начало работе в кино композитора Яна Френкеля, поэта Михаила Танича и 18-летней певицы Нины Бродской, исполнившей песню «Любовь-кольцо». Запомнилась зрителям и вторая песня фильма – лирический «Старый забытый вальсок» на стихи Константина Ваншенкина в исполнении Нины Сазоновой и Петра Чернова.

Однако режиссёр Любимов был не очень доволен музыкальным материалом, несмотря на его очевидное высокое качество. Ему хотелось, чтобы песни были более народными, деревенскими – как-никак все героини фильма горожанки в первом поколении, в прошлом простые деревенские девушки. Но «деревенских» песен авторы так и не написали.

Свою роль в фильме сыграли красивейшие набережные Волги в Ярославле. Фото из открытого источника
Свою роль в фильме сыграли красивейшие набережные Волги в Ярославле. Фото из открытого источника

Ярославские девчата

Городские сцены фильма снимали в Ярославле. Любимов не хотел, чтобы действие разворачивалось в каком-то обезличенном городе, так красивый Ярославль стал полноправным героем фильма. В кадре «засветились» набережная Волги с беседкой и Арсенальной башней, Спасо-Преображенский монастырь, Кремль, площадь перед театром им. Волкова, стрелка Волги и Которосли, Речной порт и другие живописные места и достопримечательности старинного русского города.

Ну а деревенскую натуру тоже нашли на Ярославщине, в деревне Итларь под Ростовом Великим.