Найти в Дзене

«Колено сложилось как карточный домик»: 10 наркозов, заражение крови и угроза ампутации. Неизвестные подробности парижского ада Цискаридзе

Оглавление

Осень 2003 года. Париж. Весь мир лежит у его ног. Николай Цискаридзе — не просто премьер Большого театра, он — бог танца, приглашенная звезда легендарной Парижской Оперы. Его имя на афише — гарантия аншлага. Каждый его выход — событие. Он на абсолютном пике славы, физической формы и таланта. Но судьба уже занесла свой невидимый скальпель, чтобы одним неловким движением разрезать его жизнь на «до» и «после».

Никто тогда не мог и представить, что рядовая, в общем-то, репетиция в залитом светом зале обернется 21-дневным спуском в личный ад. Что в рану гения занесут смертельную инфекцию, и французские врачи будут бороться уже не за его блистательную карьеру, а за саму жизнь, буднично и страшно готовя его к слову, которое для танцора равносильно смерти — ампутация.

Это история не о травме. Это история о том, как человек, лишившись всего, находит в себе силы, которые сильнее любого яда, крепче любых костей и связок.

Роковой прыжок: «Я услышал хруст, будто сломали сухую ветку»

Это была репетиция балета «Клавиго» великого Ролана Пети. Атмосфера в зале стояла наэлектризованная, как это бывает перед рождением шедевра. Цискаридзе, как всегда, работал на пределе, отдавая всего себя танцу. Он взмыл в воздух для сложного прыжка, отточенного тысячи раз. Но в этот раз приземление было другим.

«Я почувствовал даже не боль, а какой-то сухой, жуткий хруст, — вспоминал позже артист. — Будто у тебя под ногой ломается толстая сухая ветка. И сразу пустота. Нога просто подо мной сложилась, как карточный домик, и я рухнул на пол».

Зал замер. Мгновенная тишина, пронзительнее любого крика. Вокруг него сразу засуетились люди, но он уже понимал — случилось непоправимое. Диагноз парижских врачей прозвучал как приговор: разрыв практически всех связок коленного сустава. Уцелела лишь одна. Для обычного человека — серьезная травма. Для премьера мирового балета, чья карьера — это его ноги, его прыжок, его тело, — это была профессиональная смерть.

Николай Цискаридзе со своим педагогом Семеновой Мариной
Николай Цискаридзе со своим педагогом Семеновой Мариной

Операция, назначенная на 24 ноября, казалась единственным лучом света, хрупкой надеждой на спасение. Николай, стиснув зубы, готовился к долгому восстановлению. Он еще не знал, что настоящая битва только начинается, и назначена она была не в репетиционном зале, а в стерильной операционной, ставшей для него дверью в кошмар.

Золотой стафилококк: 21 день в бреду

Во время операции, которая должна была сшить разорванные связки и вернуть ему будущее, в рану попал он. Коварный, невидимый убийца, которого боятся все хирурги мира — золотистый стафилококк. Инфекция начала пожирать его изнутри с чудовищной скоростью.

Начался сепсис, заражение крови. Состояние Цискаридзе ухудшалось не по дням, а по часам. Столбик термометра вцепился в отметку «40» и отказывался падать. Никакие антибиотики, никакие жаропонижающие не действовали. Он провалился в липкий, мучительный, бесконечный бред. Он лежал в чужой стране, в лучшей клинике, окруженный светилами медицины, но был абсолютно один в своем тумане боли.

«Я почти ничего не помню из тех трех недель, только какие-то обрывки, вспышки, — делился он. — Помню, что меня постоянно куда-то везут по гулким коридорам. Свет ламп бьет в глаза. И я все время в полусознании спрашивал у мамы, которая была рядом: "Зачем они меня опять режут? Мама, зачем?" А она, бедная, гладила меня по руке и отвечала одно и то же: "Надо, Коля, надо. Потерпи, сынок"».

За три недели он перенес десять операций под общим наркозом. Его тело было на пределе. Врачи снова и снова вскрывали колено, пытаясь вычистить инфекцию, но она возвращалась. Французские медики, видя, что самые сильные антибиотики бессильны, готовились к худшему. Слово «ампутация» перестало быть просто термином. Оно стало единственным реальным планом по спасению его жизни.

-3

Жуткая параллель и мамино отчаяние

Угроза была не гипотетической. В тот год вся Франция следила за трагедией Гийома Депардье, сына великого Жерара Депардье. Его история была пугающе, до дрожи похожа: в 1995 году после травмы колена он так же заразился стафилококком. После 17 операций и многолетней борьбы с адскими болями, летом 2003-го — всего за несколько месяцев до травмы Цискаридзе — Гийом принял решение об ампутации ноги.

-4

Этот случай был ночным кошмаром французской ортопедии. И вот теперь у них на руках лежал русский танцор с таким же диагнозом.

Мама Николая, Ламара Николаевна, видела в глазах врачей растерянность, переходящую в бессилие. Они разводили руками и готовили ее к страшному. И тогда эта сильная женщина, поняв, что медицина проиграла, решилась на последний, отчаянный шаг. Она нашла в Париже православного священника.

В больничную палату, пропитанную запахом лекарств и безнадеги, вошел батюшка. Цискаридзе был в полузабытьи, но нашел в себе силы исповедаться и причаститься.

А на следующее утро произошло то, что врачи потом назовут «необъяснимым феноменом». Впервые за три мучительные недели столбик термометра не подскочил до критической отметки. Температура спала. Кризис, который не смогли победить десять операций и целые литры антибиотиков, миновал. Борьба за жизнь была выиграна. Но впереди была новая война.

Год ада и триумф воли: «Я докажу, что вы все неправы»

Победа над болезнью стала началом новой, не менее жестокой битвы — за возвращение. Когда он пришел в себя, он не почувствовал свою ногу. Она просто висела, как плеть. Мышцы полностью атрофировались. Он заново учился ходить, опираясь на костыли, превозмогая дикую, постоянную боль.

-5
«Нога была не моя, она просто не работала. Каждый шаг был пыткой, — рассказывал Цискаридзе. — Я занимался в зале по 8-10 часов в день. Закачивал мышцы с нуля, буквально по миллиметру возвращал над ними контроль. Это был адский, монотонный, изматывающий труд».

К физическим страданиям добавилось психологическое давление. В родном Большом театре, которому он отдал всего себя, за спиной уже вовсю шептались. «Коля всё», «Танцовщик с таким коленом — инвалид», «Больше не вернется». Некоторые «доброжелатели» не стеснялись говорить ему это почти в лицо, прикрываясь фальшивым сочувствием.

Но они не знали Цискаридзе. Именно этот ядовитый шепот стал для него главным топливом. Он решил, что вернется не просто так, а триумфально. Чтобы каждый, кто списал его со счетов, умылся собственным ядом. «Я докажу вам всем, что вы неправы», — поклялся он себе.

И он вернулся.

Спустя год после парижского ада его имя снова появилось на афишах Большого. Балет «Баядерка». Зал был набит до отказа, в воздухе висело напряжение. Все ждали ответа на один вопрос: «Сможет ли?». Когда он появился на сцене, зал, затаив дыхание, следил за каждым его движением. И вот он взмыл в первом прыжке... и приземлился с кошачьей мягкостью. Когда он с блеском выполнил сложнейшие фуэте, зрители не выдержали и взорвались овациями, не дожидаясь конца вариации.

-6

Это был не просто танец. Это была победа жизни над смертью, воли над обстоятельствами, гения над приговором. Он танцевал на высочайшем уровне еще девять лет, затыкая рты всем скептикам.

Сегодня, глядя на строгого и блистательного ректора Академии Вагановой, трудно представить, что этот человек когда-то не мог сделать и шага. Его история — это оглушительный ответ всем, кто когда-либо слышал за спиной шепот: "Он больше не вернется". Оказалось, что стальной характер премьера прочнее любых связок, а сила духа — сильнее любого яда.

А как вы считаете, что сыграло ключевую роль в спасении и возвращении Цискаридзе: несгибаемый характер, вера и чудо или все же профессионализм врачей, которые не сдались до конца? Поделитесь своим мнением в комментариях!