Ещё не успела улечься в западной прессе пыль после завершившегося недавно саммита ШОС, как начали утекать в открытое пространство его результаты. Весьма позитивные для России и драматичные для наших неприятелей. Вот о чём речь.
В Китай прибыла уже третья партия СПГ с российского проекта «Арктик СПГ – 2». Третья партия – это уже система и, безусловно, смачный плевок в сторону американцев и их «санкций из ада», ведь «Арктик СПГ – 2» находится под ними с ноября 2023 года. На этом основании его уже несколько раз дружно хоронили наши собственные «Телеграм-эксперты», и они же обвиняли Китай в том, что он «зассал» (простите) и «в очередной раз кинул Россию с её проблемами, прогнувшись перед американцами». Но вот в августе и сентябре танкеры с проекта потянулись в КНР, причём не скрываясь. Это, конечно, вызывающе возмутительное действие с точки зрения администрации Трампа, но ведь это ещё не всё.
Слухи ходили и раньше, но на днях издание Financial Times фактически подтвердило, что Китай готовится открыть свой рынок облигаций для крупных российских энергетических компаний. Якобы именно об этом шептались Владимир Путин и Си Цзиньпин во время недавней встречи. Сообщается, что, вероятно, изначально подобная эмиссия будет ограничена компаниями «Росатом» (точнее, его дочерним предприятием), «Новатэк» (оператор «Арктик СПГ – 2») и компанией «Зарубежнефть». Все они недавно получили кредитные рейтинги Китая, что является необходимым для выпуска облигаций.
Информация выглядит достоверной (хотя любой хороший план может быть сорван в последний момент), так как в России её никто не опроверг и даже косвенно подтвердили. В частности, сегодня замминистра финансов России Иван Чебесков сообщил, что министерство видит интерес российских эмитентов в размещении своих облигаций в Китае:
«В принципе, мы видим интерес со стороны российских эмитентов, не только «Росатома», но видим интерес других эмитентов. Обсуждаем этот вопрос, как правильно это сделать. В принципе, дискуссия идёт с партнёрами сейчас».
Вчера неназванный представитель «Росатома» сообщил ТАСС следующее:
«Мы действительно готовимся к выпуску юаневых облигаций в Китае. Однако сейчас мы не можем раскрыть никакие иные подробности», — сказал он.
И не нужно никаких подробностей. Сказанного вполне достаточно для того, чтобы с высокой вероятностью подтвердить информацию в FT.
Теперь о том, что это всё значит.
В первую очередь, это значит, что удушающая хватка Запада сильно ослабла. Китай чрезвычайно осторожен в международных вопросах, последний раз пакет облигаций российской компании («Русал») был размещён в 2017 году, с тех пор новых прецедентов не было, хотя мы к этому стремились, особенно после того как в 2022 году потеряли доступ к мировым финансовым рынкам. Да, пока Китай всё равно осторожничает и допускает к себе только несколько избранных, надёжных российских компаний, но символический смысл действия от этого не меняется – это та трещина, которая может обрушить всю плотину.
Во-вторых, это хорошая новость для выбранных российских компаний, которые смогут получить доступ к альтернативному источнику финансирования собственных проектов. На фоне запрета доступа к западному капиталу и, фактически, такому же запрету доступа к российскому капиталу (из-за высокой ключевой ставки), они получат «длинные деньги», а значит смогут оживить то, что было отложено в долгий ящик последние годы. Правда, есть и ограничения.
Привлечённое финансирование наши компании не могут потратить на всё, что душе угодно, цели должны согласовываться с китайским регулятором, и, скорее всего, он одобрит только использование денег на проекты внутри Китая или совместные проекты в третьих странах. Это справедливое и нормальное ограничение, и, предположу, что сами проекты уже давно согласованы. Пока что мы можем о них только догадываться, но это весьма увлекательно, поэтому давайте попробуем.
Первой на ум приходит Арктика, где у нас много общих дел. Пока строятся новые российские мегаверфи (точнее, идёт подготовка к строительству двух – на Северо-Западе и в Приморье), мы заказываем в Китае плавучие платформы для наших новых серийных атомных энергоблоков и ещё недавно создали совместное предприятие по выпуску контейнеровозов арктического класса для развития Севморпути. В это СП как раз входит «Росатом». Если раньше для заказов в Китае тому же «Росатому» пришлось бы кредитоваться в России под двузначные проценты (даже с учётом дальнейшего снижения ключевой ставки), то теперь он сможет взять в долг юани в несколько раз дешевле и не выводить их за пределы КНР.
Далее предположим, что привлекаемые средства пригодятся для строительства новых энергоблоков в Китае. Мы уже этим вместе занимаемся, но теперь поле для деятельности станет шире, что естественно, учитывая стремление китайцев существенно наращивать долю атомной генерации и снижать энергетическую зависимость от Запада.
Однако самая смачная интрига, на мой взгляд, относится к совместным проектам в третьих странах. Думаю, что в первую очередь – в Казахстане. Известно, что первую АЭС там уже начал строить «Росатом», вторую должен строить Китай (хотя это пока предварительная информация), но вчера президент Казахстана Токаев заявил:
«Нам следует уже сейчас приступить к планированию строительства второй и даже третьей АЭС. На недавней встрече с председателем КНР Си Цзиньпином была достигнута договорённость о стратегическом партнёрстве наших стран в атомной отрасли».
Не припомню случаев, когда едва начав строить первую АЭС, покупатель уже торопит приступать к строительству второй и третьей. Вероятно, именно достигнутые договорённости между Россией и Китаем простимулировали процесс, а значит, не исключено, что на самом деле эти новые станции будут возводиться совместными российско-китайскими усилиями.
Впрочем, и без учёта проекта новых АЭС работы в Казахстане хватает, главным образом в направлении добычи урана, редкоземельных металлов и других полезных ископаемых. Сам Казахстан не может финансировать такие работы, Россия ограничена высокой ставкой, а Китай открывает ей дверь к своему долговому рынку, так что пасьянс сходится, и каждый участник должен получить искомую выгоду.
Это что называется, программа минимум, остальное покажет время. Добавить к сказанному хотелось бы ещё и то, что китайское финансирование позволит российским компаниям не отвлекать собственные средства на иностранные проекты, а направить их на развитие внутренних. Работы тут непочатый край – это и новые большие АЭС, порты и ледоколы, инновационные реакторы и даже квантовые вычисления (всем этим занимается «Росатом»). Так что скрестим пальцы и будем надеяться, что всё сложится. В любом случае, даже публичные разговоры о такой возможности уже однозначный признак того, что политика санкций трещит по швам. А то, что трещит, неизбежно когда-нибудь лопнет.
-----------------
Анонс: а как так получилось, что американцы смогли толкнуть во взаимные объятия Россию, Китай и Индию? Это хороший вопрос и мы разберём его в ближайшую субботу в специальном видео на канале.
-----------------
Коллеги! Комментарии на проекте отключены, так как я не успеваю обрабатывать их на всех площадках. Если вам есть что сказать мне персонально, то пишите в личные сообщения или на адрес gazeta-vv@list.ru