Найти в Дзене
Лунный Буржуй

А ведь Владимир Михайлович Комаров предчувствовал трагедию. Что же в итоге произошло с "Союзом-1" и самим космонавтом?

Оглавление

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".

Все знают имя Юрия Гагарина, первого человека, покорившего космическое пространство. Его коллеге по первому набору советских космонавтов, Владимиру Комарову, досталась печальная участь: он стал первым человеком в истории космонавтики, чья жизнь оборвалась во время космической миссии.

В настоящее время космические аппараты серии "Союз" считаются одними из самых безопасных в мире. Однако совершенствование этих кораблей было достигнуто высокой ценой, и это не просто метафора.

Перед полётом на "Союзе-1" Комаров почти не сомневался в его провале. Будучи одним из самых компетентных в техническом плане космонавтов первого отряда, он осознавал недоработки корабля. Но он также понимал, что у его товарищей шансов справиться с этими проблемами ещё меньше.

Владимир Комаров был старше других членов первого отряда космонавтов. Он родился в Москве 16 марта 1927 года. В начале Великой Отечественной войны ему исполнилось 14 лет, и он, как и многие его ровесники, стремился на фронт для борьбы с врагом. В 1943 году Владимир поступил в Московскую специальную школу ВВС № 1. Он завершил обучение в июле 1945 года, после окончания войны. Выпускники школы продолжили образование в других учебных заведениях.

В 1949 году Владимир Комаров окончил Батайское военное авиационное училище имени А.К. Серова и был направлен для службы в Грозный, где располагался авиационный полк истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Владимир Михайлович быстро нашёл с инженерами общий язык

-2

В 1952 году, будучи уже семейным человеком, Комаров получил назначение в Мукачево, расположенный в Закарпатской области. Там он был направлен в 486-й истребительный авиационный полк, входивший в состав 279-й истребительной авиадивизии 57-й воздушной армии.

В середине 1950-х годов пилот решил повысить квалификацию и поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. После завершения обучения Комарова определили в Государственный Краснознамённый научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил, где он стал заниматься испытаниями авиационной техники.

Вскоре в ГК НИИ ВВС прибыла комиссия для изучения личных дел лётчиков. Комаров был приглашён на собеседование, где ему предложили заняться "новой техникой". Получив согласие, Комаров вскоре был приглашён для прохождения следующего этапа отбора.

В Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале медики строго отбирали кандидатов, отбраковывая тех, у кого обнаруживались даже незначительные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым не только отказывали в допуске к работе с "новой техникой", но и запрещали дальнейшую карьеру в авиации.

Комаров успешно прошёл медицинскую комиссию и 7 марта 1960 года был зачислен в войсковую часть 26266, которая со временем стала известна как Центр подготовки космонавтов.

Среди первых двадцати советских космонавтов Комаров был самым опытным – ему было 33 года. За его плечами был значительный опыт пилотирования истребителей, учёба в академии, а также работа лётчиком-испытателем.

Инженеры отмечали, что им было особенно легко работать с Комаровым, так как его глубокие знания позволяли ему быстро осваивать технические аспекты.

Настойчивость себя оправдала

-3

Тем не менее, Комаров не был включён в первую группу из шести отобранных для дебютного полёта. Более того, возникли сомнения относительно его дальнейшего пребывания в отряде: медицинские осмотры выявили аномалии в сердечной деятельности. Он был временно отстранён от подготовительных мероприятий на шесть месяцев. Но настойчивый Комаров отправился в Ленинград, где прошёл повторное обследование в Военно-медицинской академии у ведущих специалистов. Там он получил заключение, что "пики" на кардиограмме, вызвавшие обеспокоенность у медиков Центра подготовки космонавтов, являются признаком хорошей физической подготовки, а не признаком болезни. После этого ему вновь разрешили продолжить тренировки.

В 1964 году опыт и компетентность Комарова оказались особенно важными, когда было принято решение о первом запуске космического корабля с экипажем из трёх человек. Главному конструктору Сергею Королёву такую задачу поставил лично глава советского государства Никита Хрущёв. Реализация этой задачи представляла собой огромные трудности. Новый космический корабль находился на этапе разработки, поэтому возникла необходимость в усовершенствовании одноместного "Востока". Для Королёва не существовало неразрешимых задач — "Восток" трансформировался в "Восход". В целях экономии пространства в кабине, которого крайне не хватало, было принято решение отказаться от использования скафандров.

Экипажу первого трёхместного корабля предстояло отправиться в космическое пространство в облегчённых тренировочных костюмах.

Королёв дорожил Комаровым

Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.
Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.

Капитаном космического корабля "Восход-1" был назначен Владимир Комаров, а в состав команды также вошли инженер Константин Феоктистов и медик Борис Егоров.

Запуск корабля был успешно произведён 12 октября 1964 года, и после полёта, длившегося сутки, экипаж благополучно вернулся на Землю.

Очевидцы вспоминали, что когда Королёву сообщили об успешном приземлении, он воскликнул:

Невероятно! Всё закончилось, и команда вернулась из космоса без единой травмы? Никогда бы не подумал, что из корабля типа "Восток" можно создать "Восход" и отправить трёх космонавтов в полет.

В период нахождения "Восхода-1" на орбите в Москве произошла смена власти, и космонавты, отправлявшиеся при Никите Хрущёве, отчитывались об успехе уже Леониду Брежневу.

Королёв высоко оценивал Комарова и после миссии "Восход-1" неоднократно предлагал ему перейти на работу в конструкторское бюро. Однако Комаров, выбрав карьеру инструктора и наставника для начинающих космонавтов, решил остаться в отряде.

В то время активно разворачивалась "лунная гонка". Космический корабль "Союз", в его теперешнем виде, изначально разрабатывался для осуществления пилотируемой лунной программы Советского Союза. Работа над проектом была сложной, а в январе 1966 года Сергей Королёв скончался во время операции.

Советская космонавтика потеряла своего ведущего конструктора и вдохновителя.

Комаров понимал, что риск вернуться живым минимален, но всё равно не отступил

-5

Политическое руководство СССР оказывало давление на новое поколение управленцев космической отрасли. Несмотря на полные провалы первых трёх беспилотных запусков "Союзов", было дано добро на пилотируемый полёт.

При этом задумывался не просто очередной полёт, а значительный технологический прорыв: предполагался одновременный запуск двух кораблей с последующей стыковкой на орбите, после чего два космонавта должны были в специальных костюмах осуществить переход из одного аппарата в другой.

Главный конструктор Василий Мишин, сменивший Сергея Королёва, не решился возражать политической верхушке. Запуск "Союза-1" был запланирован на 23 апреля 1967 года, а "Союза-2" – на 24 апреля.

Владимир Комаров с середины 1966 года готовился к миссии на "Союзе-1". Он осознавал все риски и проблемы, но, будучи опытным лётчиком-испытателем и ветераном отряда космонавтов, не мог отказаться от задания.

Незадолго до старта он навестил своего друга в больнице и спокойно обронил:

Вероятность успеха полёта – процентов десять.

Близкие вспоминают, что Комаров завершил все незавершённые дела, настоял, чтобы жена освоила вождение автомобиля, и подарил ей дорогой сервиз на 8 марта, сказав: "Будешь принимать гостей".

16 марта 1967 года Комаров отметил своё сорокалетие. Вопреки приметам, он три дня принимал поздравления от родных и близких.

На кадрах, снятых перед стартом, видно, что Комаров максимально собран и выглядит серьёзным. Несмотря на всю сложность предстоящей задачи, он не намерен был отступать.

На какое-то время показалось, что всё обойдется

-6

Запуск космического корабля "Союз-1" был осуществлён с космодрома Байконур в тёмное время суток 23 апреля 1967 года. Практически сразу после выхода на орбиту возникли серьезные неполадки: одна из двух солнечных панелей не раскрылась, что привело к нехватке питания на борту. Несмотря на предпринятые усилия, раскрыть панель не удалось. Рассматривался вариант запуска "Союза-2" с командой в составе Валерия Быковского, Евгения Хрунова и Алексея Елисеева, которые бы в ходе выхода в открытый космос попытались вручную исправить ситуацию.

Однако после обсуждения государственная комиссия сочла риск слишком высоким. Комаров получил указание прекратить полёт и вернуться на Землю. Вскоре возникли следующие трудности: сломались датчики ориентации. Единственным вариантом оставалась ручная ориентация корабля, требующая точного сопоставления положения "Союза" относительно Земли. Особую сложность представляло удержание корабля в правильной ориентации во время пролёта над тёмной частью планеты.

Подобный сценарий не отрабатывался в процессе подготовки космонавтов, и большинство экспертов на Земле считали, что шансы на успешное завершение миссии крайне малы. Но Комаров смог совершить практически невозможное, и "Союз-1" начал процедуру схода с орбиты.

В Центре управления полётами раздались аплодисменты, когда наземные службы подтвердили, что корабль идёт по расчётной траектории снижения, и сообщили ожидаемое время посадки. Все верили, что и на этот раз всё обойдётся.

Трагедии избежать не удалось

-7

Несмотря на все усилия Владимира Комарова, трагические события, развернувшиеся в финале полёта, оказались вне его контроля. На этапе посадки произошло фатальное нарушение в работе парашютной системы: на высоте 7 километров, при скорости около 220 метров в секунду, не удалось активировать основной парашют. Резервный парашют, выпущенный на высоте 1,5 километра, также не смог раскрыться из-за запутывания строп вокруг неотделённого вытяжного парашюта главной системы.

Спускаемый модуль "Союза-1" обрушился на землю, развив скорость приблизительно 50 метров в секунду. В таких обстоятельствах шансов на спасение не оставалось. Повреждённые контейнеры с пероксидом водорода вызвали мощный пожар, полностью уничтоживший аппарат.

Из записей генерала Николая Каманина, руководившего подготовкой первого отряда космонавтов:

После часа поисковых работ мы обнаружили останки Комарова среди обломков. Изначально было сложно различить части тела. Вероятно, космонавт погиб при ударе, а огонь превратил его тело в обгоревший фрагмент размером 30 на 80 сантиметров.

Дефект в конструкции парашютной системы мог привести к гибели и экипаж "Союза-2". Отмена запуска предотвратила трагедию, сохранив жизни Быковского, Елисеева и Хрунова.

Распространяемые слухи о предсмертных проклятиях и истерике Комарова в адрес советского руководства не соответствуют действительности. Последние переговоры космонавта с Землёй были профессиональными и спокойными.

Узнал ли Владимир Комаров о неминуемой гибели, останется загадкой: устройство записи, фиксировавшее происходящее на борту, было уничтожено огнём.

"Союз" стал надёжным ценой жизни Владимира Михайловича

-8

Комаров стал первым космонавтом, удостоенным звания Героя Советского Союза дважды, и первым, кто получил эту награду посмертно.

Сохранилась тяжелая фотография, сделанная в морге непосредственно перед кремацией останков космонавта. Она была сделана для высшего руководства в качестве доказательства невозможности церемонии прощания с телом из-за его состояния и необходимости немедленной кремации.

Генерал Каманин писал в своем дневнике:

Когда открыли гроб, на белом атласе лежал бесформенный чёрный комок – то, что совсем недавно было космонавтом Комаровым. Гагарин, Леонов, Быковский, Попович и другие космонавты печально осматривали останки товарища. Я не поехал в крематорий. Там присутствовали генерал Кузнецов и космонавты.

26 апреля 1967 года, после прощальной церемонии, урна с прахом Владимира Михайловича Комарова была замурована в Кремлёвской стене.

Дочь космонавта, Ирина, рассказывала в интервью:

В свидетельстве о смерти в графе "причина" было указано: обширные ожоги тела; место гибели: город Щёлково. Мама возмущенно говорила, что от тела ничего не осталось, и срывалась на крик. Она показала это свидетельство Гагарину, спрашивая: "Кто поверит, что я вдова космонавта Комарова?" Гагарин побледнел и пошёл разбираться. Позднее маме предоставили другой документ, в котором значилось: "Трагически погиб при завершении испытательного полёта на космическом корабле "Союз-1".

После трагедии с "Союзом-1" пилотируемые полёты в СССР были приостановлены на полтора года для доработки конструкции корабля, после чего было проведено шесть беспилотных запусков. Программа, которую должен был выполнить Комаров, была реализована экипажами "Союза-4" и "Союза-5" в январе 1969 года.

В итоге "Союз" стал надёжным аппаратом, но эта надёжность была достигнута ценой жизни Владимира Комарова.

Спасибо за прочтение! Если вам интересны выпуски, посвящённые советским и российским космонавтам, подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации.

С другими статьями схожей тематики вы можете ознакомиться в этой подборке.

До новых встреч!