Дорогие мои начинающие коллеги!Приветствую вашу страсть к старине. Но, как бывалый охотник за редкостями, позволю себе дать несколько советов. Все мы наступали на одни и те же грабли, и моя цель — чтобы вы обошли их стороной и сохранили не только нервы, но и кошелек. Говорит вам человек, который за долгие годы собрал не одну полку раритетов, но при этом на собственных ошибках (и изрядной сумме денег) изучил многие грабли, которые тут расставлены. Если вы только начинаете с трепетом в душе и горящими глазами ходить по блошиным рынкам и антикварным лавкам, запомните главное правило: не верьте надписи «антиквариат». Она — как сладкий голос сирены, который манит корабль на скалы. Доверяйте только своим знаниям и здоровому скепсису.
А теперь давайте разберем пять самых частых и досадных ошибок, которые совершают почти все, кто только встает на этот путь.
1. Недоверие к экспертам и своему незнанию. Сомневаетесь в подлинности? Не стесняйтесь спрашивать совета у более опытных коллег, консультироваться с экспертами. Лучше открыть секрет товарищам по оружию о ваших истинных познаниях, чем потом годами хранить в шкафу красивую, но бесполезную подделку.
Вы видите потрясающий самовар с гербом, старинную икону в сияющем окладе или столовое серебро с загадочными клеймами. Сердце замирает, рука сама тянется к кошельку. Стоп! Самый опасный враг коллекционера — азарт. Включите холодный разум. Осмотрите предмет со всех сторон при хорошем свете. Ищите следы современной обработки: слишком ровную патину на бронзе, свежую краску под слоем «пыли», шаблонную «состаренную» резьбу по дереву. Не стесняйтесь спросить у продавца о происхождении вещи (провенансе). Сомневаетесь — отложите покупку, сфотографируйте предмет, изучите вопрос дома или посоветуйтесь с опытным знакомым. Однажды я чуть не купила «редчайший» советский плакат, который оказался искусной репродукцией, намеренно помятой и подкопченной для правдоподобия. Могу дать практический совет: преобретите советский товарный словарь и по возможности каталоги дореволюционных фабрик и мануфактур. Они очень помогут не заблудиться в море старины.
Коллекционируйте то, что нравится лично вам, а не то, что «должно» быть старым.
2. Жажда быстрой наживы. Антиквариат — это не фондовый рынок. Ценности растут в цене годами, а иногда и десятилетиями. Покупайте то, что вы бы хотели оставить своим детям, а не то, что, как вам кажется, завтра можно будет выгодно перепродать.Правильный подход: Коллекционируйте то, что искренне любите, что отзывается в вашей душе. Покупайте вещи, с которыми готовы прожить всю жизнь. Истинная ценность коллекции — не в ценнике, а в той истории, знаниях и эстетическом удовольствии, которые она вам дарит. А финансовый рост — приятное, но отсроченное во времени последствие. Которого может и не быть. Мода, реклама, ностальгия могут как помочь со временем цене подрасти, так и спустить ее на уровень подвала.
3. Погоня за возрастом, а не за красотой. Порой искусная работа эпохи модерна или ар-деко может быть куда художественнее и дороже простенького образца более ранней эпохи. Начинающие часто считают: «Чем старее — тем лучше и ценнее». Это огромное заблуждение. Вещь 1920-х годов в идеальном состоянии, с полным провенансом и известным автором будет в разы ценнее, чем сильно поврежденный артефакт XVIII века. Обращайте внимание на сохранность. Трещина на фарфоре, червоточины на дереве, утраты на бронзовой скульптуре — все это навсегда снижает ценность предмета, как бы стар он ни был. Лучше купить меньше вещей, но более высокого качества, чем заполнять полки «уставшим» антиквариатом, не представляющим ни музейного, ни коллекционного интереса.
4. Реставрация своими руками. Найдя потрескавшуюся икону или потертый стул, не хватайтесь сразу за кисть и лак. Непрофессиональная реставрация может нанести непоправимый вред предмету и «убить» его коллекционную стоимость. Доверяйте работу профессионалам. Нашли потрескавшуюся картину или стул с шатающейся ножкой? Руки так и чешутся «привести все в порядок» с помощью клея «Момент» и лака из баллончика? Это смертный приговор для антиквариата!
Любое вмешательство должно быть обратимым и профессиональным. Современные клеи и лаки наносят непоправимый вред. Неумелая чистка может стереть всю патину и подлинный лак с бронзы или иконы. Дорогая вещь после такой «заботы» превращается в никому не нужный хлам. Доверяйте реставрацию только проверенным специалистам, которые используют традиционные материалы и методики. Или научитесь некоторым техникам реставрации самостоятельно. Не боги горшки обжигают. Но потратить время придётся... и не малое.
5. Игнорирование провенанса. Провенанс (provenance) — это родословная вещи. Ее биография. Цепочка владельцев, событий, документов, которые сопровождали ее на протяжении жизни. Игнорируя это, вы покупаете не антиквариат, а всего лишь старую вещь. История вещи — это ее душа. Кто был ее владельцем? Откуда она родом? Старайтесь узнавать и документировать происхождение своих приобретений. Сервиз из дворянской усадьбы ценнее такого же «беспризорного» сервиза. Магия коллекционирования. Это главное. Вещь с историей перестает быть бездушным объектом. Она становится проводником. Держа в руках портсигар с вензелем, вы пожимаете руку его первому владельцу. Читая дарственную надпись на книге, вы слышите отзвук давно забытого разговора. Вы храните не предмет, а чью-то личную историю, продлевая ей жизнь.
Коллекционирование— это марафон, а не спринт. Наслаждайтесь процессом обучения, общением с единомышленниками и той непередаваемой радостью, когда спустя годы поисков ты наконец находишь именно ту самую деталь для своей коллекции. Собирать антиквариат — это как изучать новый язык. Здесь нельзя выучить все фразы за один день. Наслаждайтесь процессом обучения, общайтесь с бывалыми коллекционерами, читайте книги и помните: самая надежная надпись на предмете — это не бирка «антиквариат», а знания в вашей голове.