Заблудившись в арбатских переулках, можно неожиданно увидеть маленькое чудо. В какой-то момент советские многоэтажки и дореволюционные тучерезы расступаются, и взору путешественника открывается небольшой серый купол, утопающий в зелени.
Первое упоминание о Храме Священномученика Власия относиться к 1625 году. Однако современные исследователи считают, что церковь была построена значительно раньше, еще во времена Ивана Грозного.
Священномученик Власий, или Власий Севастийский, всегда считался покровителем домашних животных. Такая «должность» Власия основывалась на одном из эпизодов его жития. Однажды к Власия пришла в слезах бедная вдова –волк украл её единственного поросёнка, которым она надеялась накормить своих детей. Власий успокоил несчастную женщину и сказал, что свинка скоро к ней вернётся. И действительно, вскоре к вдове пришёл волк, который принёс в зубах живого и невредимого поросёнка. Власия часто изображают на иконах сидящим на скале в окружении животным.
Считается, что с принятием православия Власий заменил скотьего бога Велеса.
День памяти священномученика Власия или Власьев день – 24 (11 по с.с.) февраля всегда был большим праздником в русских сёлах. В этот день домашний скот приводили к храму для освящения и благословения. Власию молились во время падежа скота. С его иконой совершали крестные ходы и освящали хлева.
Неслучайно Храм в честь Власия появился именно в этом районе Москвы. Здесь в районе современных Гагаринского и Власьевских переулков во времена Ивана Грозного располагалась Конюшенная Слобода – жили царские конюхи.
В сети часто можно встретить рассказ о том, что именно здесь около Власьевского Храма произошла известная всем история с Сергеем Есениным и Айседорой Дункан, когда заснувший извозчик трижды обвез их вокруг некой церкви, а проснувшийся поэт радостно восклицал: «Повенчал, повенчал!». В доказательство того факта, что эта полуправда-полулегенда произошла именно здесь, приводят название местности «Старая Конюшенная Слобода», где якобы исстари жили извозчики, которые приводили к этому храму на освящение своих лошадей. Именно поэтому, лошадь, оставшаяся без управления, и прошла трижды по знакомому ей маршруту вокруг церкви, как её водил хозяин.
Действительно, особняк, который Советское Правительство выделило госпоже Дункан, и в котором она жила и находилась её студия, располагается на не так далеко от Власьевского Храма, на Пречистенке. И возможно именно по Гагаринскому и Власьевским переулкам ехала домой загулявшая компания. Но есть и очень весомые «против» этой версии.
Во-первых, царские конюхи жили в этих местах всего лишь до начала XVIII века. Уже к 1680-м годам Конюшенная слобода была перенесена за Земляной Город, то есть за современное Садовое кольцо, в район современных Неопалимовских переулков. Местность эта получила название Новой Конюшенной Слободы, а Власьевские переулки стали именоваться Старой Конюшенной Слободой. С этого же времени арбатские переулки стали превращаться в место проживания богатого дворянства. И в 1921 году, когда произошла история с Есениным, этот район был заселен «приличной» публикой и извозчики здесь не жили. К началу ХХ века, извозчичьей слободой в Москве стал район Зацепы. Именно там, к Храму Флора и Лавре, небесных покровителей лошадей, приводили в престольные праздники своих животных извозчики.
Во-вторых, к 1921 году здание Власьевского Храма было окружено плотной застройкой и объехать непосредственно вокруг церкви было бы весьма затруднительно.
Поэтому, скорее всего эта история произошла (если произошла вообще) около соседнего храма – Успения Пресвятой Богородицы, так как это здание всегда находилось на своеобразном островке –пересечение Большого Власьевского, Большого Могильцевского, Большого Лёвшинского и Пречистенского переулков.
В 1812 году, как и все московские храмы, Власьевский горел и был частично разрушен. Но его подвалы не пострадали и в них укрывались выгнанные из своих домов местные жители и погорельцы.
В 1852 году настоятелем Храма был назначен Иван Иванович Побединский- Платонов. Иван Иванович родился в 1821 году в Москве в семье потомственного священника. После окончания Московского Духовного училища и Вифанской Духовной Семинарии отец Иоанн поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1846 году в звании магистра. В последующие 6 лет Иван Иванович преподавал в различных московских духовных учебных заведениях логику, психологию, греческий и латинский языки, а также церковно-библейскую историю. По воспоминаниям современников отец Иоанн обладал потрясающим ораторским даром. Свои лекции он никогда не читал «по бумажке». Каждая его лекция была уникальна. Послушать Ивана Ивановича приходили не только студенты Духовной Академии, но и сторонние слушатели. Отец Иоанн также известен как автор большого количества серьезных научных трудов по истории церкви.
В 1852 году, как было уже написано выше Иван Иванович стал настоятелем Власьевского Храма. На этом попроще он проявил себя как искренний и внимательный духовник и наставник. Его безвременная кончина 30 апреля 1871 года стала настоящей трагедией для его многочисленных прихожан и духовных чад. Похоронен отец Иоанн Побединский-Погодин был на Ваганьковском кладбище.
Следующим настоятелем храма стал Иван Федорович Малинин. Отец Иоанн родился в 1842 году в Коломне в семье дьякона Троицкой церкви. Начальное образование Иван Федорович получил в Коломенском духовном училище и Вифанской Духовной семинарии. В 1864 году он поступил в Московскую Духовную Семинарию и по окончании её в октябре 1868 году был направлен учителем в Ярославскую семинарию. В Ярославле отец Иоанн прослужил чуть более 2х лет. В мае 1871 года он был назначен настоятелем Власьевского Храма. В феврале 1872 года Ивана Федоровича настигла тяжелая утрата – в возрасте 19 лет от чахотки скончалась его жена Мария Ивановна. Утешение отец Иоанн нашел в науке - в течение 1872-1873 годов он написал несколько богословских исследований и в октябре Советом Московской Духовной Академии ему было присвоено степень кандидата богословия. Иван Федорович, как и его предшественник был истинным пастырем. Современники отмечали его способность найти подход к представителям разных сословий. Он был любим и уважаем как среди московского дворянства, так и среди простых людей. Несмотря на свою богатырское сложение, отец Иоанн был тяжело болен – он страдал врожденным порок сердца. Его кончина была неожиданной и скоропостижной. В конце февраля 1883 года Иван Федорович простудился. Простуда перешла в воспаление легких, которое 27 февраля остановило больное сердце батюшки. Отцу Иоанну был всего 41 год. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с обожаемой супругой.
После кончины Иван Федоровича Малинина настоятелем Храма стал Дмитрий Петрович Некрасов. Отец Дмитрий родился в 1835 году в семье настоятеля Троицкого храма в селе Троицкое Подольского уезда Московской губернии.
После окончания в 1869 году Московской Духовной Академии Дмитрий Петрович был направлен в Тулу, где несколько лет преподавал в местной Духовной Семинарии и Тульском Техническом училище. Позднее был переведён в Москву на должность преподавателя Московского Технического училища.
Дмитрий Петрович продолжил дело своих предшественников. Особое развитие при отце Дмитрии получило развитие Общество попечительства о бедных. В1900 году приход в кассу Общества составил 12724 рубля, в 1902 году - 14718 рублей. Из этих денег выплачивались ежемесячные пособия нескольким малоимущим семьям, единовременные пособия. Перечислялась определенная сумма в аптеку, в которую могли прийти бедные люди и бесплатно получить лекарства. Закупались книги для общественной церковной библиотеки.
Долгие годы отец Дмитрий состоял членом попечительского совета Московского Мариинского Епархиального женского училища.
В 1892 году состоялся многодневный масштабный крестный ход, посвященный 500-летию кончины Преподобного Сергия Радонежского из Москвы в Лавру. В третий день, начавшийся в 5 часов утра крестный ход возглавил настоятель Власьевской церкви отец Дмитрий Некрасов.
Дмитрий Петрович Некрасов служил в храме вплоть до своей кончины в 1916 году.
Долгие годы старостой Власьевского храма был Пётр Аполлонович Дурново.
Петр Аполлонович родился в 1812 году в семье московского городового секретаря (делопроизводителя городской думы) Аполлона Ефимовича Дурново и Прасковьи Ивановны, урожденной Кушниковой. Кроме Петра в семье было еще 2 сына и 7 дочерей.
Все сыновья, каждый в свое время, обучались в кадетском корпусе. В 1833 году, выпустившись из училища, в звании корнета Пётр Аполлонович был зачислен в Образцовый кавалерийский полк, через год переведен в Кирасирский полк Принца Алберта Прусского.В 1845 личным указом Николая I был переведен в Конный гвардейский полк.
Несмотря на всё свою родовитость – Дурново вели свой род с 1350-х годов от тевтонских рыцарей – и многочисленный влиятельных родственников, семья Аполлона Ефимовича была небогата. Поэтому в 1852 году, в возрасте 40 лет Пётр Аполлонович женится по расчёту на богатой купеческой дочери Елизавете Никифоровне Посылиной. В это же время он случайно узнаёт о кончине бездетного дальнего родственника. Сумев доказать своё родство, Петр Аполлонович становится владельцем имения в Саранском уезде Пензенской губернии.
Поправив таким образом своё финансовое положение, Петр Аполлонович выходит в отставку в звании ротмистра, и обосновывается в Москве. 14 сентября 1853 года в Москве рождается единственная дочь супругов Дурново – Елизавета.
В 1858 году Петр Аполлонович покупает дом на углу Большого Власьевского и Гагаринского переулков, напротив Храма Священномученика Власия.
Поселившись в новом доме в Гагаринском переулке начинает вести типичную жизнь московского богатого барина: становиться постоянным членом Английского дворянского клуба на Тверской, гласным городской от дворянского сословия, занимает должность вице-председателя в благотворительном обществе. Интересно, что это было Московское отделение Российского общества покровительства животным. Не забывает Дурново и о душе, он избирается старостой прихода Храма Священномученика Власия. Все эти должности Петр Аполлонович занимал почти 30 лет, вплоть до своей кончины в ноябре 1887 года.
К сожалению, семейная жизнь Петра Аполлоновича складывалась не так удачно, как карьера. С женой Елизаветой Никифоровной отношения были прохладными. Муж считал свою супругу недалекой купчихой. В Москве ходили сплетни, что Петр Аполлонович часто бывал замечен в адюльтере.
Единственная дочь Елизавета выросла избалованной, экзальтированной особой, которая по любому случаю шантажировала отца истериками, обмороками и заявлениями о самоубийстве. В 1870-х годах она увлеклась революционными идеями, близко сошлась с народовольцами и в июле 1880 года в Петербурге на проваленной явочной квартире была арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Отцу с большим трудом удалось вызволить дочь из тюрьмы. Несколько его прошений о помиловании были отклонены. 16 раз Петр Аполлонович ездил в Санкт-Петербург на свидание к дочери и для подачи прошений. Только в конце ноября 1880 года Елизавета Петровна Дурново была освобождена под залог 10 тысяч рублей и подписку о постоянном проживании в Москве под присмотром отца и невыезде из города.
По возвращении домой дочь вновь применила проверенный способ шантажа истериками и заставила отца помочь ей бежать за границу.
В Швейцарии Елизавета Петровна сошлась со своим давним товарищем по революционной работе Яковом Константиновичем Эфроном, с которым обвенчалась в 1885 году.
Всё это время Петр Аполлонович хлопотал о прекращении уголовного дела и получении разрешения на возращения дочери. Условием своего возвращения Елизавета Петровна сделала требование к родителям продать имение, доставшееся Петру Аполлоновичу от матери, и выдать ей полученные деньги на нужды революции.
Родителям пришлось выполнить требование дочери. Деньги были положены в банк. Но руководство банка, памятуя о репутации Елизаветы Петровны, и опасаясь быть обвинёнными в пособничестве государственным преступникам, установило опеку над всеми средствами супругов Дурново.
Всё это привело к тому, что в 1887 году Петр Аполлонович скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.
В 1886 году Елизавета Петровна с мужем и детьми всё же вернулись в Москву в родительский дом.
Более 20 лет Эфроны жили тихо и благообразно – как обычная московская купеческая семья.
В 1905 году Елизавета Петровна, теперь уже вместе со старшими детьми, вновь увлеклась революцией. В 1907 году вновь была арестована, вновь освобождена под огромный залог и подписку о невыезде, и вновь бежала за границу. Весной 1909 году в Париж к жене приехал уже тяжелобольной Яков Константинович Эфрон. Прожив с семьёй всего 4 месяца Яков Константинович скончался от онкологического заболевания. Немногим менее, чем через год Елизавета Петровна Дурново-Эфрон в ночь на 4 февраля 1910 года покончила с собой.
29 января 1912 года внук Петра Аполлоновича Дурново Сергей Яковлевич Эфрон обвенчался со дочерью с директором Музея Изящных Искусств Ивана Владимировича Цветаева – Мариной.
После кончины Петра Аполлоновича Дурново старостой прихода Власьевского Храма стал Попов Михаил Васильевич. Потомственный дворянин, Михаил Васильевич, окончив в конце 1870-х годов Московский Университет в звании «Лекаря», он дослужился до «Статского советника» и долгие годы был главным врачом больницы для воспитанниц при Александро-Мариинском училище (Института благородных девиц) на Пречистенке. Старостой Храма доктор Попов был чуть менее 30 лет в 1887 по 1914 годы, вплоть до своей кончины.
Вместе с настоятелем протоиереем Дмитрием Петровичем Некрасовым Михаил Васильевич на средства вдовы действительного статского советника Екатерины Петровны Яковлевны организовал при храме приют, ли как говорили тогда Богадельню, для пожилых женщин. В приюте постоянно проживало 12 подопечных. Михаил Васильевич был не только членом попечительского совета приюта, но и практикующим врачом приюта. Богадельня Власьевского Храма считалась одной из самых лучших не только в Москве, но и во всей Российской империи.
Храм Священномученика Власия был закрыт относительно поздно, в 1939 году. В здании были размещены школьные мастерские.
В конце 1976-х годах в Храме началась реставрация, которая должна была завершится к Олимпиаде в 1980-м, но фактически закончилась лишь в 1983 г. В 1981 году здание храма было передано Росконцерту, который разместил в нём репетиционную базу оркестра народных инструментов «Боян».
С первого дня сотрудники оркестра неоднократно обращались к городским властям и общественности с предложение исторической реставрации и восстановления Храма.
Храм был вновь передан РПЦ в 1993 году. Регулярные службы начались в церкви с осени 1997 года.
Несколько лет назад, с приходом нового настоятеля в Храме и на прилегающей территории началась масштабная реконструкция. Было поновлено само здание церкви, отремонтировано и возращено приходу здание дома причта.
На прилегающей территории разбит потрясающий по красоте сад с беседками и прудиками. В одном их павильонов сада поселились замечательные рыжехвостые постояльцы.
Были установлены новые кованные ворота, на которых изображён сам Власий со своими подопечными.
Зимой у входа в Храм устанавливаются живые ёлки, которые украшаются игрушками, которые мастерят ученики воскресной школы Храма.
Храм Священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе – это, наверное, единственное место в Москве, где можно без страха быть оговоренным можно помолиться за своих пушистых и пернатых членов семьи.
На сегодня всё.